Апостол Руси

Юрий Рубан

Кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент Минской духовной академии.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

«Апостол Руси, возникшей в IX веке! — хмыкнет скептик. — Да он и не слышал о наших «варварских землях», лежавших за пределами культурной Ойкумены».

Действительно, апостолом Руси-России мы считаем Андрея, брата апостола Петра, родом из Вифсаиды, городка на северном берегу Галилейского озера. Его память — 30 ноября / 13 декабря и 30 июня / 13 июля, в праздник Собора Двенадцати апостолов.

Греческое имя апостола Ἀνδρέας, Андрэ́ас (еврейское неизвестно) переводится как «мужественный», «храбрый». Первоначально он был рыбаком, а затем стал учеником Иоанна Крестителя. В списке двенадцати апостолов Андрей значится среди четверых наиболее близких Христу учеников. Причем его призвание одним из первых (Мф 4:18), или даже первым (ранее брата, — Ин 1:35–42), обеспечило ему имя «Первозванный» (греч. Протόклетос).

Последние упоминания об Андрее Первозванном в Новом Завете — в рассказе о приходе в Иерусалим греков, хотевших видеть Христа (Ин 12:20–34), и в начале Книги Деяний Апостольских. По преданию (апокрифические «Деяния Андрея» и др.), он получил в апостольский удел северные земли Римской империи («Скифию») и проповедовал христианство балканским и причерноморским народам. Вернувшись в Грецию, апостол Андрей был схвачен и распят в Па́трах по приказанию проконсула Эгея. Брусья его креста не были перпендикулярны, но оказались сбиты наискось, как латинская буква X (икс). Такой крест поэтому стали называть андреевским.

Архимандрит Зинон (Теодор). Апостол Андрей. Фрагмент росписи нижнего храма Феодоровского собора Санкт-Петербурга

Формирование легенды об Андрее Первозванном проходило в русле интересов большой политики. Престиж древнейших центров христианства был связан с их рангом «апостольских церквей», т. е. Церквей, основанных самими апостолами (Рим — кафедра апостола Петра, Александрия — кафедра апостола Марка, и др.). Когда же портовый городок Виза́нтий, не имевший подобной истории, по воле императора Константина Великого стал в 330 году Новым (Вторым) Римом (Константинополем), столицей Римской империи и центром Восточного христианства (православия), спорившим за первенство с Первым Римом, — то для утверждения авторитета ему понадобилась аналогичная история. Поэтому возникло сказание о пребывании Андрея Первозванного в Виза́нтии и посвящении им первого епископа этого города Ста́хия, «апостола от Семидесяти».

Когда же в зону византийского православия вошла Русь (ставшая главной православной державой), возникла необходимость отождествить «скифов», которым проповедовал Андрей Первозванный, со славянами. Поэтому в «Повесть временных лет» (начало XII века) была внесена киевская «Легенда об Андрее», «заставившая» его пройти по территории будущей Руси, благословить пустынный днепровский берег, водрузив на нем крест, и предсказать возникновение Киева.

И сказал (апостол Андрей) бывшим с ним ученикам: «Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу.

Затем он побывал даже в новгородских землях и подивился русскому обычаю обливаться в бане квасом и хлестать себя до полусмерти вениками, о чем рассказал, придя в Рим.

«Удивительное видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя молодые прутья, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав это, удивлялись.

Этот последний, анекдотический, эпизод легендарного путешествия носит явно издевательский антиновгородский характер: Киев и Великий Новгород с самого начала были двумя соперничающими центрами русской государственности и культуры.

Киевская Русь увидела в Андрее Первозванном покровителя государственности.

В 1030 году Всеволод Ярославич, младший сын князя Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей; в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В XIII веке на месте проповеди апостола Андрея и водружения им креста в Киеве была построена Крестовоздвиженская церковь, а в 1744 году на этом месте возвели каменный храм апостола Андрея по проекту Бартоломео Растрелли.

В конце XI века появляется первый храм апостола Андрея в Новгороде. Через некоторое время здесь происходит дополнение сказания о посещении апостолом Андреем будущих русских земель, читаемое в «Повести временных лет». Согласно новгородским преданиям, вошедшим в «Степенную книгу», Андрей, придя в «землю слове́н», проповедовал слово Божие, а затем «водрузил» и оставил свой жезл в «ве́си, нарицаемой Гру́зине». Отсюда по реке Волхов, Ладожскому озеру и Неве он отправился в «варяги», затем в Рим и Константинополь. О жезле апостола Андрея из села Грузино подробнее говорится в житии преподобного Михаила Клопского, составленного в Новгороде в 1537 году. Тогда же, вероятно, было написано Похвальное слово Андрею Первозванному «и о монастыре, рекόмом Гру́зино».

Поздне́е село Грузино было подарено императором Павлом I графу Алексею Андреевичу Аракчееву, превратившему его в образцовое поместье († 21.04 (3.05) 1834). Здесь, на красивом высоком берегу реки Волхов, он построил большой храм в честь Андрея Первозванного (сохранились остатки фундамента). Аракчеев считал, что сделал это на месте «водружения» апостолом Андреем его жезла и что отсюда, будто бы, происходит и само название «Гру́зино». Недавно местные жители, гордые славной историей своей ве́си, установили на месте развалин памятный знак с изображением Андреевского креста. (В настоящее время — село Грузино, в 14 км от города Чудово; Новгородская область.)

Во 2-й половине XVII века было составлено «Сказание кратко о создании пречестны́а обители боголе́пнаго Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме…», где говорится о посещении Андреем Первозванным еще и Валаамского архипелага. Это значит, что начальное киевское сказание о путешествии апостола Андрея по Днепру и Волхову превратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле. Уже при Иване Грозном апостола стали воспринимать как «Крестителя Руси», и тема апостольской преемственности Русской Церкви, ставшей «Апостольской кафедрой», настойчиво звучала в тех случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах (полемика с Римско-Католической Церковью и др.). Вскоре Андрей Первозванный стал небесным покровителем нашей державы и даже патроном военно-морского флота; с тех пор Андреевский крест украшает судовые флаги.

Происходит вполне понятное развитие этой легенды, и современные валаамские монахи ничто́же сумня́шеся показывают восхищенным паломникам «камень апостола Андрея». Вероятно, «логика» легенды вскоре заставит апостола Андрея отплыть на Соловки (чем эта славная обитель хуже Валаамской?!), а затем сделает его полярным исследователем.

(В скобках заметим, что такова вообще «логика» развивающейся вне научно-исторического контекста народной религиозности. Образованные христиане должны относиться к этому с мудрым пониманием и не спорить с ее простодушными носителями.)

Кроме России, апостола Андрея считает своим апостолом и покровителем Шотландия, на флаге которой присутствует и Андреевский крест.

Ночь, предшествующая дню памяти апостола Андрея, в народе именовалась «Андреевской ночью», в которую, по поверью, молодым парням и девушкам являлись образы суженых.

Источник: сайт Феодоровского собора в Санкт-Петербурге

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle