10 сентября 2023 года исполнилось бы 85 лет архимандриту Виктору (Мамонтову) — нашему современнику, чья внутренняя интеллигентность сочеталась с благодатным даром старчества. В 90-е к нему за советом ехала вся страна — а отец Виктор скорее молился, чем давал прямые советы. И ответы приходили.
Предлагаем вашему вниманию проповедь архимандрита Виктора.
Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
Мф 11:27–30
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В Евангелии от Матфея, слышанном сейчас, Господь всех нас призывает к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…»
Иисус Христос этими словами говорит, что без Него человек не может обрести мир и будет пребывать в смятении, потому что этот мир, лежащий во зле, он не дает человеку вожделенного мира и покоя его душе. Если человек отдает себя во власть этого мира, обременяет себя этим миром, он теряет Бога и теряет жизнь, истинную жизнь, Жизнь Вечную.
И Иисус Христос просит нас отдать Ему свою жизнь. И, если мы отдаем Ему свою жизнь, находим покой душам нашим, потому что в мире сем покоя мира нет, он есть в источнике этого мира, в источнике Жизни.
Когда Иисус Христос говорит, что иго Его благо и бремя Его легко, это истина! Когда человек выбирает Христа, жизнь не по плоти, а по Духу, он становится совершенно иным. Если он живет по законам этого мира, отдается страстям, то он бывает растерзан этим миром и алчным, и беспокойным, и не может насытиться, и страсти его одолевают и мучают. Чем больше человек удовлетворяет свои страсти, тем больше заходит в тупик.
Кто-то жаждет много денег, богатств материальных, приобретает, приобретает, и сам портится, и портит отношения со всеми людьми, потому что становится жадным, эгоистичным, завистливым, равнодушным, жестоким, никому не помогает, только все берет себе и ничего не хочет отдать.
Человек пьющий не может никак удовлетворить свою страсть, вернее, найти мира, потому что эта страсть его все время мучает.
Человек, отдавшийся разврату, что сейчас распространено, тоже становится нестерпимым человеком, мучает себя, мучает всех людей, разваливает семьи, разрушает жизнь своих детей и находится в страшных сетях, из которых не может выпутаться, все потому, что человек живет без Бога, без Христа. И глупеет, тупеет, и ожесточается, и становится порой хуже животного.
А нести такое бремя — это страшно. Люди, которые отдаются страстям, они не живут, а мучаются, они рабы, они только на словах говорят, что они свободные. Люди, брак — это скучно, должна быть свободная любовь.
Далее — выпил, значит, ты общительный, не замкнутый, и так далее. Но это все ложь, ибо итог такой жизни — это смерть. Разрушение и смерть. И этот человек замучает себя, замучает своих ближних, он становится разрушителем жизни. Часто кончает жизнь самоубийством, ему не хочется уже жить.
А когда Иисус Христос говорит, что иго Его благо и бремя Его легко, это истина. Потому что человек во Христе живет духовно, не плотски, он пребывает в теле, он ест, пьет, он трудится, но он все делает во славу Божию, и он живет не своей силой, а силой Божественной, и не занимается самоутверждением, и не говорит о том, что он все сделает, он просит о помощи Божией. И Господь, когда начинает помогать, то все дела идут легко и труд приносит радость.
Бог везде, всякое дело — радость. Человек не тяготится работой, не тяготится своими отношениями с людьми, он открыт, и в этой открытости он общается со своими ближними. И все, что он ни исполняет, ему легко, потому что он исполняет не своей силой, и он знает, что силу ему трудиться дает Господь. Поскольку он не живет для себя, а для ближних отдает, то он в этой отдаче становится богатым человеком. То есть духовно богатеет, богатеет в Бога. И его не обременяют никакие суетные заботы, страхов нет, он не боится никого, он самый свободный человек, потому что он не угождает людям.
Когда люди мира сего боятся начальников, боятся друг друга — это первый признак, что они поставили себя в зависимость от человека. И, конечно же, если нет Бога, есть только начальник, конечно, я боюсь. А, если я знаю, что и начальник, и я пред Богом Его чада, и что моя жизнь зависит только от Бога, а не от какого-то начальника, то я пребываю в свободе и понимаю, что все устроит Господь, от меня только зависит поступать всегда по совести, по правилам. Никогда не лгать ни в малом, ни в большом, не лукавить и жить по совести. И тогда свобода, и тогда бремя Христово очень легкое.
Человек, который живет не по совести, боится всего. Стоит малое дело сделать не по совести, уже начинают в жизни возникать препятствия, человек думает: «А вдруг узнают об этом, будет стыдно». Не делай бессовестно, делай по совести, и будешь свободен. Но мы сами себя загоняем в рабство, и сами ставим себя в рабскую зависимость от людей, а потом жалуемся, что вот, этот человек мне мешает жить. Никто не мешает нам жить, мешают наши страсти. И вот это вот страшное бремя — наши страсти.
А бремя Христа — оно благо. И оно легкое, потому что Христос за нас все делает. Не нашей силой мы живем, а силой Божией. Это нельзя понимать буквально. Мы трудимся, мы не должны быть самоуверенны и говорить: «Да, я это сделал».
«Да, я делал с помощью Божией, потому что мне Господь дал разум и силы так поступить. Если бы не дал, я бы запутался». И поэтому бремя легко.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Господь не требует от нас: “Иди, исцели больного, который лежит в больнице на одре”. Он умирает или тяжело болеет, болезнь не к смерти, но ты сострадаешь ему, ты же не можешь его поднять с одра, как это Я могу сделать, но ты его посети, разве это трудно сделать? Нет, это будет уже благо».
Сидит кто-то в заключении — Господь говорит нам: «Навести его в темнице». Мы не можем освободить его из тюрьмы, это не в нашей власти, но совершить доброе дело, навестить, можем. И поэтому бремя — это легко.
И так во всем мы должны возложить на Господа все наши надежды и сказать Ему: «Я хочу жить так, чтобы не мешать действовать твоей воле Святой, ибо я творю молитву всегда “Да будет воля Твоя” — молитва “Отче наш” — и пусть это будут не слова, а моя жизнь».
Аминь!
Текст подготовила Татьяна Стрекопытова