Когда мысленно обращаешься к миру ангелов, чувствуешь тайну и понимаешь, как много скрыто от наших глаз. Ведь молитва святому — это разговор с человеком, жившим, как и мы, на земле. Но мир Небесных Сил для нас непостижим. Иногда мы приписываем ангелам человеческие черты, но так ли это? Давайте присмотримся, как на протяжении веков развивались отношения между людьми и ангельским воинством, возглавляемым архистратигом Михаилом.
Михаил — одно из самых древних имен. Уже в XXVI–XXV веках до Рождества Христова оно употребляется в клинописных памятниках из Эблы и означает «кто как Бог?» или «кто подобен Богу?»
В Библии об архангеле Михаиле упоминается немного: в Книге пророка Даниила, в Послании апостола Иуды и в Откровении святого Иоанна Богослова. Однако среди иудейских и христианских богословов сформировалась традиция отождествлять с Михаилом многих безымянных ангелов Священного Писания, а затем и житийной литературы. Так архангел Михаил занял важное место среди скорых помощников, к которым на протяжении веков прибегали люди.
Победитель и архистратиг
Главное деяние архангела Михаила, известное нам из Священного Писания, — победа над дьяволом. В Откровении святого Иоанна Богослова говорится:
Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
Откр 12:7–8
Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
Откр 12:9
Это событие создает образ могучего светлого воина, командующего войском ангелов. Именно поэтому к имени архангела прибавляют «архистратиг» — титул главнокомандующего в Древней Греции. Образ воина, побеждающего дракона и ниспровергающего его на землю, полюбился христианским народам, стал для них архитипичным. Мы находим его в народных сказаниях и легендах, в сказках Толкина, в житийной литературе.
Покровитель военачальников
Вполне объяснимо, что могучего небесного архистратига, одержавшего грандиозную победу, земные военачальники выбрали себе в покровители. В Византии на протяжении долгого времени архангел Михаил воспринимался, в первую очередь, как покровитель византийского императора и защитник христиан от язычников. Неслучайно восемь императоров Византии носили имя Михаил. Победы святого царя Константина, завоевание языческих земель и строительство Константинополя — все это считалось свидетельством покровительства архистратига.
Традиция эта продолжилась в следующие века в других христианских народах. На Руси в начале XIII века жители Переяславля-Залесского собирались для молитвы архистратигу Михаилу в благодарность за обретение военачальника — князя Ярослава, сына Всеволода Большое Гнездо. В Волоколамском патерике описан и другой случай, подтверждающий почитание архистратига Михаила как деятельного защитника от врагов на Руси.
Речь идет о спасении Новгорода от ордынского нашествия. Хан Батый передумал идти с войском на Новгород. Причина этого стала понятна, когда Батый, будучи в Киеве, указал на фреску с изображением архангела со словами: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ», о чем мы можем читать в Волоколамском патерике.
В германских землях, начиная с IX века, в течение многих столетий архистратиг Михаил изображался на боевых знаменах. А во Франции, согласно биографии Жанны д’Арк, архангел помогал в битве французским войскам и давал прямые указания, как действовать самой Жанне.
Покровитель избранного народа
Задолго до прихода христианства в Европу, еще в ветхозаветные времена иудеи воспринимали архангела Михаила как вождя и военачальника. Он призван был сохранить и защитить избранный народ Божий от врагов. В Книге пророка Даниила об архангеле Михаиле говорится как о вожде и покровителе Израиля:
И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего.
Дан 12:1
В древних иудейских текстах судьба израильского народа напрямую связана с заступничеством и покровительством архангела. Михаил имеет особое попечение о сынах Израиля. Ведь, будучи вождем ангельского воинства, он ходатайствовал перед Богом за человеческий род и был послан на землю для борьбы со злом. Поэтому оберегает и защищает народ, в котором должен родиться Мессия, Спаситель мира.
По сей день в иудаизме архангел Михаил воспринимается как покровитель иудеев, как постоянный заступник еврейского народа, сохраняющий его на протяжении тысячелетий.
Архангел-врач
Особый интерес представляет древнее почитание архангела Михаила как целителя. Сохранилось множество свидетельств о том, как не имеющий плоти архангел врачует болезни человеческого тела. Множество свидетельств об исцелениях с помощью архангела Михаила содержится в произведении IX века «Собрание чудес Михаила», написанном константинопольским дьяконом Панталеоном, и в труде мыслителя XII века Михаила Пселла «Слово о чудесах Михаила».
Новозаветного ангела, возмущавшего воду в купели Вифезда, отождествляют с архангелом Михаилом:
Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Ин 5:4
Начиная с V века литературные памятники хранят свидетельства о действии архангела Михаила именно через целебные источники: исцеление немой девушки в Хонах, чудеса исцелений в Гермиях и в пещере горы Гаргано.
В VI веке при свт. Григории Двоеслове Рим избавляется от чумы после явления архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны.
Самое знаменитое место исцелений, связанное с архангелом, известно нам благодаря описанию чуда в Хонах. Оно произошло в храме Архангела Михаила в городе Коллосы, который находился у целебного источника. Язычники, желая уничтожить церковь, раскопали два речных потока, объединили их и направили на храм. Мощный поток должен был разрушить все до основания. Находившийся в то время в храме пономарь Архип Херотопский горячо молился и увидел, как архангел Михаил, ударив по горе, расколол ее. Тогда вода хлынула не на храм, а в образовавшуюся расселину.
Проводник душ
Начиная с ветхозаветных времен, архангела Михаила почитают как участника посмертной судьбы человека. Согласно иудейской традиции, он является хранителем ключей Царства и участником суда над человеческой душой.
Это восприятие архангела продолжилось и в христианской традиции. В житиях святых то и дело встречается упоминание об архистратиге Михаиле как об участнике посмертной судьбы человека.
В житии мучеников Епиктета и Астиона, пострадавших при императоре Диоклетиане в начале IV века, Епиктет перед казнью говорит своему ученику Астиону:
Я опасаюсь того, что ты, увидевши мою смерть, испугаешься и станешь предметом посмеяния для врага… Ты иди впереди меня и прими мученический венец. Я верую, что святый Михаил с прочими ангелами, Авель с пророками, Петр с апостолами, Даниил с исповедниками вышли навстречу тебе и ждут принять тебя…
В житии Феодора Сикеота VI века архангел Михаил в виде огромного ангелоподобного юноши возвращает святого назад из иного мира, так как святой считает себя еще не готовым к вечной жизни.
Образ архангела Михаила как проводника человеческой души в Царство Небесное отразился и в иконах. Начиная с XII века, с развитием иконографического осмысления Страшного суда архангел Михаил изображается как одна из центральных фигур этого события в виде крылатого воина с весами в руках.
На древних иконах архангел Михаил часто предстоит вместе с архангелом Гавриилом в молении Спасителю или Божией Матери. Он одет в светлые одежды или в воинские доспехи. Жезл, сфера-зерцало, финиковая ветвь и копье — его частые атрибуты.
Так через молитву и созерцание на протяжении тысячелетий человечество пытается прикоснуться к тайне невидимого. Строит взаимоотношения с ангельским миром, ищет заступничества. И сохраняет свидетельства о помощи, получаемой от Небесных Сил и их предводителя — архистратига Михаила.