Не противоречит ли устоявшаяся практика духовной жизни Церкви ее историческому назначению?
Люди, регулярно исповедующиеся и наивно полагающие, что так они живут «духовной жизнью», обманывают сами себя.
В истории Церкви масса примеров высокой духовной жизни и даже святости среди тех, кто исповедовался несколько раз в жизни или не исповедовался вовсе. Это бóльшая часть святцев второго тысячелетия и всё первое тысячелетие. Та же Мария Египетская, кстати. (По крайней мере, Церковь сочла нужным не упомянуть об этом в ее житии.) Апостолы не исповедовали, и не исповедовались в нашем понимании вовсе. Они «противоречат словам Спасителя» и не жили «духовной жизнью»?
Если исповедь – это «баня для души», а «исповедоваться нам надо так же часто, как и мыться», то это значит, что Богородица, апостолы и мученики, множество святых всю жизнь ходили «грязными»?
Осторожнее выбирайте сравнения, друзья.
А каждую неделю исповедующиеся «истовые православные», готовые вырвать глазки ближнему за неосторожное слово о кумире или до энуреза ненавидящие несогласных с ними собеседников – они «живут духовной жизнью и радеют о своем покаянии»?
А ведь проверочный вопрос довольно простой. Что изменилось в тебе к лучшему с тех пор, как ты стал часто исповедоваться, и без этой частой исповеди не мыслишь духовной жизни?
Ты стал чище, нравственнее и святее своих неверующих коллег по работе, представителей других религий?
Ты стал больше иноверцев и неверующих любить свою семью и сдерживать лукавство и гнев?
Ты стал держать в узде свои страсти?
Ты стал видеть в ближних, «филаретовцах», патриархе Варфоломее, «кочетковцах» образ Божий и воздерживаешься от ненависти и соответствующей лексики в их адрес?
Ты не творишь себе «кумиров» из понравившихся своим эпатажем публичных деятелей и священников, затыкая рот несогласным?
Ты полюбил Евангелие и беспокоишься о том, чтобы жизнь была воплощением заповедей Иисуса, или вспоминаешь только о том, как Господь бранил фарисеев, изгонял плеткой торговцев, а «святитель Николай влепил Арию»?
Неужели ты до сих пор считаешь, что «духовная жизнь» – это когда тебе приятно, «балдежно» от своей размеренной «правильной» жизни, а не когда ты стремишься быть носителем Духа Святого, любящего и просвещающего?
Хочется только «назидать и карать» несогласных? Так какая это «духовная жизнь»?
Это лишь видоизменившиеся страсти…