Бесплатная медицинская помощь как святость: пять житий врачей-бессребреников

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Свв. Косма и Дамиан с врачебными принадлежностями в руках

Добрые духи, божества, помогающие людям в болезнях, телесных немощах, — один из религиозных архетипов. Христианские бессребреники, святые безмездные врачи, конечно, относятся к этому архетипу, что позволяет, однако, понять радикальное отличие христианства от общечеловеческой («естественной», «языческой» и т. п.) религиозности. Бессребреники (как они изображены в житиях: нас интересует логика их образа, как он функционирует в Церкви, а не исторический его критический разбор — как он представал веками христианскому сознанию, т. е. как он формировал его — вот что важно, итак, бессребреники — реальные, в материальной действительности — социальной, телесной, «медицинской» — данные врачи. Реальные врачи, умеющие лечить болезни, помогать в телесных немощах, — в чем их «подвиг»? — в бессребреничестве, в «безмездной», т. е. бесплатной медицинской помощи. Церковь знает, почитает как особый подвиг, как особый чин святости — врачей, оказывающих бесплатную медицинскую помощь. Две вещи тут нужно ухватить: 1) материальность, телесность, «медицинскость» помощи, а не некую «духовную мудрость», магические манипуляции или что-то подобное из репертуара общечеловеческой религиозности; 2) и в пандан к этой материальности, как ее итоговую конкретность — социальность этой помощи: здесь подчеркнуто не берут платы. Сложно представить нечто более актуальное, нужное: конкретная реальная материальная бесплатная медицинская помощь.

И другое, но в связи с этой социальностью: характерным образом бессребреники — как бы «подвид» мучеников, т. е. святых, репрессированных Империей. Языческая Империя, репрессирует тех, кто не признает императора богом; христианская Церковь исповедует как Бога — Того, Кто был казнен Империей и основал порядок новой социальности — любви, братской взаимопомощи. Обоготворившая себя Империя несет смерть; Церковь как порядок любви несет жизнь — в разнообразии форм реальной любви (см. притчу о Страшном суде в Евангелии как «конституцию» тех многочисленных практик, что будет развиты в общинах, верующих в Евангелие), а в частности — бессребреничества.

Ко дню памяти (9 августа) великомученика, целителя, безмездного врача Пантелеимона — самого почитаемого среди бессребреников, создали электронную книгу «Жития бессребреников (безмездных врачей)», представляющую собой собрание житий святых бессребреников (безмездных врачей). К житиям тех святых, что упоминаются в молитве проскомидии при изъятии из третьей просфоры шестой частицы («Святых и чудотворцев, безсребреник… Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая и всех святых безсребреников»), в молитве таинства Елеосвящения «Отче Святый, Врачу душ и телес…» («святых и исцелителей безсребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты…») и в молитве «Господи, Боже наш, великий в совете и дивный в делех…» последования малого водоосвящения («святых славных и чудотворцев безсребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Мокиа и Аникиты, Фалалеа и Трифона…») здесь присовокуплено также житие Агапита Печерского, безмездного врача, а также в качестве предисловия — статья из Православной энциклопедии «Бессребреники». Все жития заимствованы из «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского. Из них Ермолай, Иоанн, Фотий, Аникита, Мокий, Фалалей, Трифон врачами не были (как бессребреников их почитают за чудесные исцеления); жития остальных — собственно врачей — далее опишем.

«Страдание святого великомученика Пантелеимона». Святой «всем оказывал милосердие, когда без платы лечил больных или подавал милостыню нищим, щедрою рукою раздавая нуждающимся отцовское богатство»: житие подчеркивает, что безвозмездное лечение идет в одном ряду с помощью нищим вообще: реальная помощь больным, нищим, заключенным, бездомным, голодным — это то, что предписывает христианам Спаситель в Своей притче о Страшном Суде: христианство не просто религия «любви» (не про многие ли религии можно так сказать), а религия реальной, материальной, конкретной любви.

Пантелеимон успешен в науках и вообще не «забитый» святой (его образ важен для развенчания соответствующих стереотипов): молодой, умный, именно «успешный»: «с успехом прошел курс всего внешнего языческого любомудрия, отец отдал его одному славному врачу Евфросину в медицинскую школу, дабы он получил навык в врачебном искусстве. Отрок, будучи восприимчивого ума, легко усваивал то, чему его учили и, вскоре превзошедши своих сверстников, мало чем не сравнялся и с самим учителем: к тому же он отличался поведением, красноречием, красотою и на всех производил приятное впечатление».

«Великомученик»: такого человека Империя казнит за его опасные идеи: суверена как бога не почитает, как Бога почитает Распятого ею — именно такие идеи вдохновили молодого, многообещающего врача на его необычную социальную практику (бессребреничество).

«Страдание святых мучеников Космы и Дамиана» сообщает, что «воспитанные в правилах христианского благочестия … научившись врачебному искусству, сии святые братья успешно исцеляли всякие болезни»: христиане по воспитанию, они обучаются врачебному искусству, т. е. реальной медицинской помощи, притом «сии искусные целители ни от кого не брали вознаграждения за исцеления, за что и были прозваны «безмездными врачами», и «помимо благодати исцеления, они благодетельствовали людям и щедрым подаянием». Реальная бесплатная медицинская помощь, реальная денежная помощь.

«Между тем диавол, завидуя такой, просиявшей добродетелями, жизни святых, возбудил некоторых своих прислужников отправиться к царю и оклеветать пред ним неповинных»: сатана инспирирует грешников донести властям на безмездных врачей. Те отказываются подчиниться властям (принести жертву богам) — однако их милуют после исцеления правителя; притом житие отмечает «изумительное высказанное святыми мужественное сопротивление мучителям». Их все же ждала мученическая смерть: во время сбора врачебных растений их убивает врач-завистник.

Так изложении свт. Димитрия Ростовского. В византийской «Жизни и деяния святых бессребреников Космы и Дамиана» находим другую версию, подчеркивающую важность бесплатности медицинской помощи. Св. Дамиан как-то раз взял три яйца от исцеленной братьями женщины. Св. Косма, негодуя на это, запретил хоронить себя вместе с братом, нарушившим принцип бесплатности. Их смогла примирить только исцеленная верблюдица после смерти обоих, уговорившая похоронить братьев вместе. К слову, и это житие и другие жития бессребреников подчеркивают, что те помогали не только людям, но и животным: бессребреничество есть бесплатная медицинская помощь всякой страдающей твари. Так к социальности подвига бессребреничества мы можем добавить и его экологичность.

«Страдание святых чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна», где опять находим связку медицина/бесплатность: Кир «по своим познаниям был знаменитый врач и исцелял телесные болезни совершенно бесплатно». Интересно, что этот «славный александрийский врач», узнав, что его хотят арестовать, бежит от властей за пределы Империи, чтобы «продолжать свою помощь ближним». Все же его в итоге казнят; «Жития» в огромной доле — ужасающая череда описаний репрессий); так про св. Диомида сообщается, что он был врачом и казнен как христианин.

«Житие преподобного отца нашего Сампсона Странноприимца» не жалеет красок в описании социальной «политики» христианства.

Связка медицина/бесплатность: «прекрасно изучив всю мирскую мудрость, Сампсон обучился также и врачебному искусству, но не от нужды и не из-за корысти, — так как был вполне доволен и своим собственным богатством, — а отчасти из-за того, чтобы не быть праздным, отчасти же с тою целию, чтобы чрез знание врачебной мудрости послужить, с помощью Божией, нищим. Многих, страдающих неисцельными болезными, Сампсон силой своего искусства исцелял».

Отношение к собственности и христианский идеал социальной помощи всем описывается так: «когда преставились родители святого Сампсона, и он сделался обладателем обширных имений, то святой не только не перестал совершать свои дела милосердия, безмездно врачуя неимущих, но даже стал разменивать свои временные и скорогибнущие богатства на негибнущие и вечные, последуя евангельскому слову (Мф 6:20); при этом, щедро раздавая милостыню нищим, по заповеди Божией, — он обеими руками истощал свое богатства, стремясь удовлетворить всякие нужды нищих и неимущих, желая чрез насыщение их тленного чрева стяжать себе нетленные сокровища. Сампсон отпустил множество рабов своих на свободу».

И Житие снова все это повторяет, но уже вместе: «святой Сампсон не только врачевал их с помощью своего врачебного искусства, но и старался угождать им пищею и постелью. Все это он совершал с таким усердием, что добродетель милосердия всем казалась соестественной ему. Как солнцу свойственно проливать лучи света, а огню естественно опалять все, что прикоснется к нему, так же точно усердие и любовь Сампсона к нищим, больным и странникам были как бы от природы свойственны ему».

Немного деловой прозы — в дар за исцеление императора Сампсон просит «государственной поддержки»: «я много, царь, имел золота, серебра и имений, но все это ради Христа оставил, чтобы получить вечные небесные блага. Но если хочешь оказать мне твое благоволение, то ради Бога и твоего спасения сделай вот что: устрой рядом с хижиной моей дом, где бы я мог успокаивать немощных и странников, которым я привык служить. Этим ты и себе исходатайствуешь от Бога вечное воздаяние, и мою старость утешишь».

Святых врачей история Церкви знает относительно много. Про одно из них повествует «Житие преподобного отца нашего Агапита, врача безмездного». Здесь есть несколько любопытных подробностей. Агапит «сам служил больным. Когда кто из братии заболевал, преподобный оставлял свою келию (в ней не было ничего такого, что можно было бы украсть), приходил к больному брату и служил ему, подымая его, укладывая, вынося на своих руках».

Завистник Агапита послал «одного осужденного на смерть, которому велел дать смертного зелия, чтоб он выпил его пред Агапитом и умер. Блаженный же, видя его умирающим, дал ему такого зелия, которое он сам ел, творя о нем молитву, и так избавил от смерти осужденного на смерть». Тут Житие выходит за рамки спасения больных к теме спасения осужденных на смертную казнь (тоже ведь социальной теме).

Посланнику князя Агапит говорит: «передай пославшему тебя, что ничего не может он взять с собой, отходя из жизни, так пусть раздаст то нищим. Ибо Господь, Который Сам находится среди них, избавил его от смерти» — тут медицинская тема выходит к социальной помощи нищим, с теологическим утверждением «Христос среди нищих».

Еще интересная деталь: Агапит, когда сам заболел, на слова врача, что он скоро умрет, реагирует так: «с гневом сказал: “Таков ли способ твоего лечения, что больше говоришь ты о смерти, чем о помощи?”».

[Книги современных медиков-христиан, пять романов о врачах и первую версию обзора на жития бессребреников см. в подборке «Богословие врачей»]

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle