Библия о социальной политике и ангелах, арабская христианская музыка, советское христианское кино

21.10.2019
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Книги

Законодательство Моисея«Законодательство Моисея. Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея» — книга известного дореволюционного автора А. П. Лопухина (автора «Толковой Библии»): семейные отношения, положение женщины, развод, земля и собственность, наследство, долги, рабство, государство и общество, госуправление в Библии.

Лопухин просто-напросто воспроизводит Моисеево Законодательство и пытается понять его логику. Библейский Закон дарован Богом, то есть общество, по нему живущее, — истинная теократия, общество, живущее по-Божьи. Живущее при этом в «естественном», падшем мире. Вот эта оппозиция мирского и теократического оказывается у Лопухина основной. «Естественные» общества построены на неравенстве (политическом, экономическом, социальном и пр.). Основной смысл Моисеева Закона — в установлении равенства: политического равноправия (по Лопухину, Израилю заповедано жить народовластием), включая равноправие гендерное и экономического, социального равенства. «Естественно», что экономический процесс приводит к сверхобогощению меньшинства и обнищанию большинства (в библейские времена — долговой кабале, рабству, лишению земли и пр.). Библия предписывает «государственное вмешательство» дабы ликвидировать противостоять этим «естественным процессам»: ограничение частной собственности (кою Библия не признаёт: всё принадлежит Богу, то есть — всем), равное распределение земли (главного в то время «средства производства»), систему социальной защиты, акции прощения долгов по кредитам, системную борьбу с рабством. Самое, наверное, интересное здесь: институт юбилейного года (каждый 49-й год): Библия предписывает раз за жизнь одного поколения проводить своего рода мирную «социальную революцию»: ликвидация долговых обязательств, а главное — перераспределение земли: она отбирается у собственников и распределяется между всеми участниками общества на равных началах: раз в год экономическая система «обнуляется», «перезагружается» к своей изначальной точке — «райскому равенству».

Лопухин считает, что именно эти библейские установления — исток современной цивилизации (демократии, систем социальной защиты и пр.). Главное же в том, что здесь мы можем узнать волю Божью о политических, экономических, социальных процессах.



Древнееврейская благотворительность«Древнееврейская благотворительность» — небольшая работа священномученика Александра Глаголева, где он анализирует социальное измерение Торы. Оказывается, что Священное Законодательство предписывает не что иное, как социальное государство. Государственный закон — он же Божья заповедь — ограничивает частную собственность, предписывает систему социальной защиты, меры против имущественного расслоения и пр. При этом ничего подобного в древнем мире — ни в Греции, ни в Египте и пр. — просто не было, только в Израиле. Иными словами, из этой книги можно узнать, что предписывает Слово Божье относительно социально-экономических вопросов.



Ветхозаветное библейское учение об Ангелах«Ветхозаветное библейское учение об Ангелах» Глаголева: здесь вы узнаете об «Ангеле Иеговы», о ангелах в собственном смысле слова, о херувимах и серафимах, о злых ангелах и Сатане в Ветхом Завете. Александр Мень, считал, что книга Глаголева «наиболее полный синтез ветхозаветной ангелологии в православной библеистике».



Добавили аудиоверсию «Жития Василия Нового». Именно в этом тексте, содержится «видение о Страшном Суде» и «Видение о мытарствах прп. Феодоры». Василий Новый — отшельник, случайно попавший под подозрения властей и безвинно пострадавший. Замечательно описаны в тексте смирение и кротость святого под пытками: святой молчит прямо себе во вред — не хочет никак во всем этом участвовать. Спасается чудом. После этого он остается жить в Константинополе, бродягой. После своего освобождения Василий критикует власти, исцеляет, наставляет учеников, юродствует. По его молитвам Григория посещают видения, составляющие основной корпус текста — о Страшном суде — «общая» эсхатология, — о мытарствах — «частная» эсхатология.



Собрание писем великого христианского философа Владимира Соловьева. Разумеется, они интересны с биографической точки зрения; также они бросают новый свет на философские изыскания Соловьева; но главное — они приоткрывают читателю его личность, например — его юмор.

Кино

Александр НевскийИерей Виктор Заровняев в своей статье ищет христианские смыслы в советском кино. Добавили по этому поводу несколько фильмов:

«Александр Невский» (1938) Сергея Эйзенштейна — безусловный шедевр. История победы русичей над крестоносцами: эта история была крайне актуальной в контексте войны с нацистами. Парадоксальным образом шедевр советского кино, важный для советской идеологии и пропаганды, посвящен святому.

«Приключения Электроника» (1980) — легендарный, культовый, классический детский фильм. Фильм можно рассматривать как пособие по «православной антропологии. Вопрос робота в человеческом обличье: «Как стать человеком?» — в контексте фильма понимается как вопрос: как стать НАСТОЯЩИМ человеком? Ведь и Сыроежкин в конце концов просит Электроника больше не заменять его, объясняя, что ему, Сыроежкину, самому сначала надо стать человеком. То есть человеку надо стать Человеком с большой буквы. И дело не в росте или возрасте, а в духовной зрелости. Приблизительно об этом писал и апостол Павел (Еф 4:13)»

«Плохой хороший человек» (1973) — классический советский фильм Иосифа Хейфица, экранизация повести Чехова «Дуэль». Фильм можно рассматривать как «христианский фильм о грехе, покаянии, преображении, прощении и победе над гордыней. «Как это противно природе человеческой!» — восклицает диакон, узнав о запланированном убийстве на дуэли. Именно природе человека, а ведь она, с точки зрения верующего диакона, создана по образу Божию (Быт 1:27), а Бог есть любовь (1 Ин 4:8). Впрочем, все это есть и в рассказе»

«На всю оставшуюся жизнь…» (1975) — классический советский фильм Петра Фоменко. Можно рассматривать этот фильм как построенный на «новозаветной идее милосердия и противостояния злу добром и истиной. Очень важен в фильме эпизод, где старый солдат (естественно, крещеный как родившийся до 17-го года), передает девочке строчку из 90-го псалма: «Оружием обыдет тя истина Его». Вот этот диалог: «Давид подростком убил злого великана Голиафа. Камнем, из пращи» — «Ха, из какой прыщи?» — «Рогатка такая большая… И за это древние люди сделали его царем» — «А цари, что, и тогда уже были?» — «Были. Были, были, были…Судьи, пророки… Писатели были!.. И вот сказал тыщи лет назад этот самый царь слова… По сей день они… «Оружием твоим будет истина». Понимаешь? Не праща там… гаубица, а истина! Правда». Идея о том, что правда является оружием, оказалась глубоко впаянной в русское сознание и неожиданно всплывает в «Брате-2» Балабанова: «Сила в правде», фильме, который, конечно, во всем остальном резко контрастирует с фильмом Фоменко»

Музыка

Собрание альбомовСобрание альбомов Файруз — популярной арабоязычной ливанской певицы, православной христианки: голос современного арабского христианства. Творчество Файруз носит как религиозный характер, так и светский. Скажем здесь вы можете встретить альбом, посвященный Страстной пятнице, Рождеству и т. д.

Лекции

О человеческой природе: от ветхого Адама к обновленному человеку«О человеческой природе: от ветхого Адама к обновленному человеку» — беседа философа Александра Секацкого и протоиерея Димитрия Сизоненко.

“В итоге искусственные гомункулусы совсем не ближе к тому преображению, которое имелось в виду в Евангелии”. Александр Секацкий и протоиерей Димитрий Сизоненко рассуждают, стоит ли так далеко отходить от ветхого человека.

Начиная с эпохи Просвещения, наблюдается гуманизация сознания: человек становится более милосердным, приветливым, неожесточенным. Можно ли это считать обновлением ветхого Адама? Да, но с развитием цивилизации мы растеряли множество природных навыков, которым приходится учиться заново: например, общению с другими напрямую, а не через электронные устройства. Оказывается, обновление обновлению рознь. И в чем-то причастность к ветхому Адаму не так уж плоха по сравнению с современным денатурированным человечеством. Опасаясь больше всего причинить друг другу боль, мы приобрели формы новейшего аутизма. В итоге не дальше ли мы оказываемся от того преображения, которое имелось в виду в Евангелии? Путь отхождения от ветхого человека не так прост, как кажется…



Православные архипастыри советского времени. Штрихи к социально-психологическому портрету«Православные архипастыри советского времени. Штрихи к социально-психологическому портрету». О том, как сложно быть архиереем в советскую эпоху, расскажет историк Сергей Фирсов. В лекции пойдет речь о социально-психологических и морально-нравственных проблемах, связанных с архиерейским служением в советскую эпоху, когда атеизм был составной частью государственной идеологии. На примере одного из выдающихся церковных деятелей послевоенного СССР – митрополита Никодима (Ротова) лектор расскажет о проблемах, стоявших перед епископами РПЦ, вынужденными считаться с коммунистическими установками советского государства.

Существенная часть лекции посвящена митрополиту Никодиму (Ротову). Эту часть мы вынесли в отдельный текст.



Как читать Библию: история«Как читать Библию: история». Библеист Владимир Стрелов расскажет, как читали Библию в ветхозаветной Церкви, на заре появления христианства и в Средние века. Как нужно читать Библию? На какие принципы опираться, каким традициям толкования следовать? Этими вопросами задавались во все времена. Каждая эпоха давала свой ответ, и «правильного» не существует до сих пор. Об истории чтения Библии мы поговорим с ректором библейского колледжа «Наследие» В. С. Стреловым.



Происхождение жизни: научная и мировоззренческая перспектива«Происхождение жизни: научная и мировоззренческая перспектива». За последние два десятилетия исследование происхождения жизни стало целым направлением экспериментальной науки, результаты которого позволяют по-новому поставить вопросы о месте жизни и человека во Вселенной. Открытую лекцию читает Сергей Ястребов, биолог, научный журналист.



«Некогда болеть!” Профилактика для активного горожанина». Артур Бернацкий. Благотворительный фонд “Предание” и Молодежный центр “Среда” в Санкт-Петербурге начинают серию просветительских открытых лекций на тему здоровья активного человека в мегаполисе.



«Подростковый возраст: трудности, самооценка, точки опоры». Мастер-класс психологов Марины Архиповой и Юлии Семеновой научит вас лучше понимать тинейджеров.



«Россия и протестантские церкви» — лекционный курс архимандрита Августина (Никитина), прочитанный в РХГА: иторические предпосылки Аугсбурского исповедования, его анализ, диалог между патриархом Иеремией II и тюбингенскими богословами, православно-лютеранские отношения в России, знакомство протестантского Запада с православием в XVI—XVII веках, И. Арндт и Русская Православная Церковь, книга И. Арндта «Об истинном христианстве», славянофилы и лютеранство, деятельность Лютера в оценке православной церкви, современный православно-лютеранский диалог.

Статьи


«За что Фома обиделся на Христа». Монахиня Елисавета (Сеньчукова). В его сомнении сквозит обида: ну как так-то, меня нельзя было подождать! Они все врут? Или Он действительно жив, а меня видеть не хотел?



«Формула депрессии». Монахиня Елисавета (Сеньчукова). В депрессии глинтвейн на вкус напоминает вату, как в общем-то и все остальное. Иногда действительно вата лучше, чем ее отсутствие, но это не лечение.



«Генри Фоссет. Слепой профессор». Денис Семёнов. Попробуйте: замотайте себе глаза всего на час. Так, чтобы не видеть ничего. А потом снимите эту повязку и испытайте ни с чем не сравнимое облегчение. А Генри Фоссет не мог ее снять.



Христианство и фаллократия, 11: «Любовь Божия угашает любовь к родителям; Господь веселится о разделении и разлучении, бывающем из любви к Нему». Владимир Шалларь. Воскрешение отцов у Фёдорова и отмена Отцовской метафоры в христианстве.



«Святые Отцы учат молиться Богородице». Владимир Шалларь. Подборка святоотеческих текстов к Покрову.



«Учит только провал». Владимир Берхин. Проповедь на праздник Покрова.



«Око за око?». Дарья Сивашенкова. Возможный самосуд наводит на меня еще больший ужас. Я слышала рассказы о таком в «лихие-святые 90-е».



«Чашечка кофе. Рассказы о приходе и о себе» из книги священника Александра Дьяченко. Никогда больше я не слышал, чтобы еще кто-нибудь произносил эти двенадцать прошений мирной ектении так, как произносил этот человек. Казалось, будто его голос звучит отовсюду.



Святейший Патриарх Тихон: «Нельзя управлять народом Божиим, не спрашивая его согласия». Тимур Щукин. Споры о последнем императоре начались еще в 1918 году. 28 участников Поместного собора проголосовали против панихиды по Николаю II. Решающим моментом стал рассказ о реакции верующих на расстрел царской семьи.



«Обида и прощение: можно ли простить в рассрочку». Мода на выяснение отношений появилась сравнительно поздно, как и мода на чувства как таковые. Участники дискуссии: Владимир Стрелов, библеист, ведущий; иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма св. Космы и Дамиана в Шубине, историк; Светлана Яблонская, кризисный психолог и логотерапевт; Оксана Куропаткина, религиовед.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle