Благовещение или огрызок для Бога?

Игумен Силуан (Туманов)

Председатель издательского совета Санкт-Петербургской митрополии. Настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Парголово.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

После того как Святая Церковь отпразднует середину Великого поста и вспомнит про святой крест, символ любви Божьей к нам, как про напоминание, что Господь сходит в ад души каждого из нас для того, чтобы воскресить нас Собою, — после этого наступают собственно монашеские памяти. Как мы помним, не существует устава для мирян, а уже довольно долгое время в Русской Церкви богослужение совершается по монастырскому уставу. И, соответственно, монашеские памяти — это Иоанн Лествичник, сегодняшнее воскресенье, следующее воскресенье — преподобной Марии Египетской — они должны напоминать монахам о том, как важно проходить свое послушание в мире с Евангелием, с церковью, в мире с Богом. А что нам-то, живущим в миру?

Сегодняшнее воскресенье предваряет праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и тем самым напоминает нам о том, что есть Благая Весть, а что нет. Как правило, Благая Весть для нас — это когда нам хорошо, у нас все нормально со здоровьем, в семье и на работе. Но с точки зрения Церкви Благая Весть для нас — это о нашем неодиночестве в этом мире. Мы не просто зачем-то появились и зачем-то умрем. Мы нужны Богу настолько, что Бог родился и умер ради нас. И вот Благая Весть в том, что человек не одинок, не поставлен один на один со своим грехом, со своими пороками, со своими трагедиями жизни. Господь сострадает нам — но в том случае, если мы стараемся взять в узду свои грехи, свои страсти, разнообразные эмоции. В таком случае мы совоскресаем с Богом. Происходит удивительный и таинственный процесс. Его невозможно разобрать на составляющие и описать с технической стороны. Но, тем не менее, этот процесс происходит.

И свидетельство этому — две тысячи лет истории Церкви. Да, эта история знает множество неприятных страниц. Но в то же время эта история показывает множество людей, живущих так же, как и мы с вами, но имеющих любовь к Богу и ради этого меняющих свою жизнь полностью. И вот в этом смысле Иоанн Лествичник, который с юности посвятил свою жизнь Богу, тоже может быть нам примером любви к Богу — не буквального, конечно, подражания. Бросить семью в 16 лет, уйти в монастырь. Нет. Именно подражание в любви к Богу.

Богу не стоит предлагать огрызок своей жизни. Не стоит посвящать Богу какую-то периферию своей души.

Вот как Иоанн Лествичник — посвятил себя Богу в 16 лет, дожил до глубокой старости, никто никогда не мог сказать о нем злого слова. Так это же совершенно прекрасный образ для каждого из нас — с молодых лет посвятить себя Богу, нести свой крест там, где Господь дает — в семье, на работе, на послушаниях. В конце концов, в повседневной жизни. Легко любить все человечество, но трудно полюбить соседа, особенно если он неприятный человек. Или он сверлит что-то ночью дрелью.

Все эти бытовые моменты жизни обязательно нуждаются в проверке Евангелием. Более того, они являются проверкой, насколько Евангелие укоренилось в нашем сердце. Если мы, придя из храма, наслушавшись Евангелия, нанюхавшись прекрасного ладана, наполнившись эмоциями, совершенно беззащитны перед искушениями, соблазнами, проблемами, которые приходят в семье или от соседей — то грош цена такому христианству. Его просто нет. Мы просто приятно провели время. Наша задача — приходить в храм, чтобы вооружать свою душу и до следующего прихода в храм стараться прожить так, как если бы мы действительно были христианами, а не только ими назывались.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle