Благовестие о мире у святого пророка Исаии

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» будет публиковаться по тексту с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».

Мы постепенно рассматриваем разные аспекты миротворческого богословия; в прошлый раз мы затронули патрологический аспект; сегодня затронем библейский аспект: о библейских истоках и основах миротворческого богословия расскажет митрополит Иоанн (Вендланд) — ученый-геолог, богослов, историк, проповедник, церковный дипломат и педагог, служивший московским викарием, среднеевропейским экзархом, экзархом Северной и Южной Америки, ярославским и ростовским митрополитом, принявший монашеский постриг и священническое рукоположение в Катакомбной церкви и затем ее практики и дух перенесший в Московскую патриархию (например, тайные рукоположения: в частности владыка Иоанн тайно рукоположил в священники Глеба Каледу).

Благовестие о мире у святого пророка Исаии

С древних времен и доныне слышится проповедь о мире святого пророка Исаии: «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш» (Ис 40:1). Мыслью о мире проникнута почти каждая строка его вдохновенного пророчества. Но как при колокольном звоне звуки чередуются с паузами тишины, так оптимистические пророчества святого Исаии стоят в угрожающем контрасте с предупреждениями… «Ярость Господа Саваофа опалит землю… при всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта» (Ис 9:19, 21). Но сперва — гнев, а потом— утешение. Временно — наказание, а вечно — помилование: «На малое время Я оставил тебя, но с великой милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лицо Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь» (Ис 54:7–8).

Святой Исаия благовествует не только о мире. Будет правильнее сказать, что его проповедь о мире заключена в более широкое пророчество о счастливых временах. Обратимся же к благовестию его об этих временах [1].

[1] Образы, с помощью которых святой Исаия дает понятие о счастливых временах, следующие: 1. Гора Господня и торжествующий Иерусалим. Это излюбленный образ пророка. К нему он возвращается неоднократно на протяжении всей своей книги, развивая и совершенствуя его: 2, 2–4; 4, 2–4: 11, 6–9 (центром мирных времен является «гора святая»); 25, 6–8; 56, 6–7; 60, 1–22; 62, 1–12; 65, 17–25; 66. 10–24. 2. Жена, прежде бесчадная, но потом многоплодная: 54, 1–17. 3. Процветшая пустыня: 35, 1–10; 41, 18–20. 4. Мирное пастбище: 11, 6–9; 49, 9–12. 5. Шествие жаждущих к водам, встречаемое скачущими холмами и деревьями, плещущими ветвями своими: 55. 1–13: 6. Шествие Господа: 40, 3–5. 7. Пришествие Господа в Египет: 19, 19–21. 8. Духовное очищение: 26, 19.

Поймем сначала слова его так, как они написаны, т. е. буквально. К такому восприятию располагает и сам пророк, когда говорит о Боге: Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. «Вот Я! Вот Я!» говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим» (Ис 65:1). Недопытывающийся и невопрошающий человек обычно воспринимает обращенные к нему слова буквально. Так сделаем и мы. Постараемся представить себе те счастливые времена, о которых благовествует святой пророк, именно в тех словах и понятиях, какие он употребляет. Когда таким образом составится перед нами целая картина грядущих времен человечества, тогда уже пойдем дальше. Вторым шагом будет попытка отойти от буквального понимания, понять, где аллегория и где прямой смысл, и ответить на вопрос, что же именно имеет в виду пророк, когда говорит о счастливых временах. Остается ли он в рамках буквального понимания или же предлагает символ, означающий что-то более прекрасное и лучшее?

Благовестие пророка Исаии обращено не к равнодушным. Нет, оно направлено к нуждающимся, к жаждущим, к бедным, не имеющим средств (Ис 55:1), к слабым и малодушным (Ис 35, 3–4), к слепым и глухим, к хромым и немым (Ис 35, 5–6), к тем, кто исстрадался от войн и кровопролитий (главы 2 и 11), к матерям (гл. 54) и детям (гл. 66), к обездоленным и изуродованным (Ис 56:3).

Всем Исаия обещает избавление от того, что их мучает, всем им он обещает счастье. Истомившееся в нужде ветхозаветное человечество слышит его призыв; «Жаждущие, идите все к водам» (Ис 55:1), а затем, прислушиваясь к этому зову, оно узнает, что ему обещается не только вода, но и вино и млеко (т. е. изобилие всяких благ). Все это будет возможно получить без серебра, без всякой платы. «Милуяй их утешит их», «они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их» (Ис 49:9), так что «не будут терпеть голода и жажды, и не поразят их зной и солнце» (Ис 49:10) и «не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения — в пределах твоих» (Ис 60:18).

И если при таких обещаниях еще не хватает сил подойти к влекущему зову, то новый призыв ободряет слабого: «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие, скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь» (Ис 35:3–4).

Изболевшееся человечество узнает из священной книги пророка Исаии, что «откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся», что «тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис 35:5–6), и тогда на земле можно будет сказать, что «они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис 35:10).

Человечество, изнемогшее от постоянных войн и кровопролитий, слышит уверенное пророчество Исаии о дивном и прочном мире: «Перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис 2:4).

И уже будет нечего бояться: «Льва не будет там, и хищный зверь не взойдет на него, его не найдется там, а будут ходить искупленные» (Ис 35:9). Хищные животные станут мирными, и такие звери, как лев, рысь, медведь и волк, будут пастись вместе с агнцем, козлом, тельцом и волом. Даже ядовитые аспиды будут безвредны для малого отрочати, а страшные змеи будут смиренно поедать землю, как хлеб (Ис 11, 6–8: 65, 25).

Поэтому мирное настроение охватывает всех, как охватывает вода всё, находящееся в ней: «Вот, Я натравляю к нему мир как реку» (Ис 66:12). Всё кругом будет лучшим: «Вместо терновника вырастет кипарис, вместо крапивы возрастет мирт» (Ис 55:13); «возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет. как нарцисс» (Ис 35:1), «и безводные места будут озерами… там будет веселие птицам» (Ис 35:7; по переводу семидесяти), «вместо меди будут доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо» (Ис 60:17). Женщина, начав строить шатер, получит великолепный дворец (Ис 54:2–3, 11–12). Прежде бесплодная женщина будет веселиться о множестве своих детей (Ис 54:1). Дети будут окружены заботой: «На руках будут носить вас и на коленях ласкать» (Ис 66:12). Даже физическое уродство не будет иметь значения, и потому евнух не должен говорить: «вот, я сухое дерево» (Ис 56:3).

Благовестие о счастливых временах приобретает особую красоту от прекрасных образов, через которые оно предлагается слушающим. То это гора Божия, то дом Божий, то святой город Иерусалим, то жена многочадная, то пустыня процветшая, то мирное пастбище, то радостное шествие.

Вместе с тем жизнь в эти предуказанные времена не будет чем-то таким, что представляется человеку в сказках. То не будет страна «молочных рек и кисельных берегов», это не будет блаженство ленивцев, которым достаточно раскрыть рот, чтобы в него свалился вкусный и питательный плод. Блаженство счастливых времен пророка Исаии не похоже на чувственный рай или какую-то утопию. Тогда всё будет совершенно иное, такое, чего никогда не бывало в прошлом. «…Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис 65:17). Но вместе с тем люди будут деятельны, так как мечи и копья будут не просто выброшены, но перекованы на орала.

Это будет царство Божия мира. Господь Своим могуществом устрояет это царство: «Слово Мое, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно» (Ис 55:11). «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин» (Ис 25:6). «Отрет Господь Бог слезы со всех лиц» (Ис 25:8). «Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас» (Ис 66:13).

Господь не ограничивает числа желающих наследовать блаженную жизнь. Он ко всем обращается с призывом: «Приклоните ухо ваше и придите ко Мне; послушайте — и жива будет душа ваша… Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои и да обратится ко Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис 55:3, 6–7).

Оставление грехов и нравственное очищение есть одно из главнейших благ этих счастливых времен: «Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для жития в Иерусалиме, когда Господь омоет скверну дочерей Сиона» (Ис 4, 3–4).

В царстве нового неба и новой земли «явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис 40:5), «поглощена будет смерть навеки» (Ис 25:8), «оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Ис 26:19). Воссияет особенный свет, свет Божий, о котором пророк Исаия говорит: «Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой и слава Господня взошла над тобою» (Ис 60:1).

Царство счастливых времен святого Исаии — воплощение всего, о чем могло мечтать ветхозаветное человечество. Его можно назвать царством мира, если под миром подразумевать не только отсутствие войн и освобождение обществ от тяжести производства оружия и средств обороны, но и все те благие последствия, которые соединены с миром. В предвозвещенные святым Исаией счастливые времена мир внедряется в самую глубину психологии людей, воздействуя и на их телесное состояние — здоровье, силу, долголетие. Но что же такое это царство мира? Мечта? Утопия? Сказка? Символ? Аллегория?

Это прежде всего пророческое видение, верить которому призывает святой Исаия. Оно должно осуществиться в реальности, это видение. Сила, реализующая его, есть действие Бога.

Теперь сделаем второй шаг.

Когда мы вчитываемся во вдохновенные слова пророка Исаии, перед нами все яснее вырисовывается еще и другой, таинственный смысл его пророчеств. В самом деле, неужели пророк, когда говорит о волке и ягненке, только их имеет в виду и возвещает лишь мир между животными, какую-то необычайную трансформацию хищных зверей в безобидных травоядных?

Вспоминаются слова апостола Павла, обращенные к древним иудеям, во всем искавшим только лишь буквальный смысл. Напоминая им ветхозаветную заповедь «не заграждай рта у вола молотящего» (1 Кор 9:9), он тут же несколько иронически замечает: «о волах ли печется Бог?» Нет, конечно, нет. Обличая иудеев за приверженность к букве, апостол говорит, что они, читая Моисея, как бы накрывают себя покрывалом, скрывающим от них свет Священного Писания (2 Кор 3:14).

Пророк Исаия, возвещая, что волк будет жить вместе с ягненком (Ис 11:6), разумеет, конечно, не зверей, ибо не о них говорит он. Речь у пророка идет о людях, имеющих разные характеры. Одни подобны волкам,— это хищники по натуре. Это духовные потомки Канна. Другие, духовные потомки Авеля, подобны жертвенным животным.

С наступлением новых времен, когда проповедь Евангелия будет возвещена всему миру, люди будут духовно перерождаться под влиянием этой проповеди. И мы видим, как проповедь мира постепенно овладевала сознанием людей. Это видно особенно ярко в последнее время. Ныне призыв к войне может рассматриваться только как безумие.

Воля Божия постепенно устрояет мирные времена. Но это совершается при обязательном содействии человека. Участие человека в устроении Богом мирных времен носит всеобщий характер. Именно поэтому у пророка Исаии говорится, что все народы придут в движение, — они устремляются на гору Божию, или шествуют на источники вод, или работают, перековывая мечи на орала, и т. д. Несомненно, что при таком участии народов мирные времена не могут существовать только в идее или в абстракции. Они не могут быть сказкой, утопией или только мечтой.

И действительно, пророк Исаия связывает наступление мирных времен с осуществлением совершенно нового образа жизни на земле. Он возвещает, что Царство Божие наступит в Иерусалиме. Как мы в свете новозаветного понимания должны представлять себе этот Иерусалим? Пророк, несомненно, любил свою родину и священный для него и для всех его соотечественников город Иерусалим. И вот он рисует исключительно красочными чертами жизнь в этом городе, когда слава Господня воссияет над ним и придут народы к свету его и к восходящему над ним сиянию (Ис 60:2–3). Вдумаемся глубоко во вдохновенные слова пророка. Неужели лишь о той маленькой точке на земле, носящей имя Сион или Иерусалим, говорится в этих возвышенных речениях? Только лишь о счастливом будущем одного богоизбранного на тот период времени народа возвещается в этих строках? Нет, здесь, конечно, речь идет не об одном из народов Древнего Востока, а о светлом будущем всего человечества. Так, и только так, мы, люди Нового Завета, можем понимать вдохновенные слова пророка Божия.

История, думается нам, уже дала толкование истинного значения священного города. Иерусалим после пришествия Спасителя и доныне не имел значения крупного политического, тем более всемирного центра. Но его духовное влияние не иссякло и по сей день. В древнее время это центр монотеизма, затем священное место Голгофской Жертвы, где Христос победил смерть, где Дух Святый сошел в виде огненных языков на учеников Христовых, место, где возникла Церковь Христова. Этот священный город останется духовным центром христианства.

Но если светлые, счастливые времена как бы привязаны к земле через Иерусалим, то на христиан в первую очередь это накладывает обязанность активно содействовать их наступлению:

действовать в направлении прогресса в лучшем смысле этого слова, бороться за мир, молиться за успех всяких прогрессивных начинаний.

Что касается значения самих счастливых времен, то, думается, оно троякое.

Во-первых,

нам не представляется возможным отказаться от буквального смысла пророчества. Земной мир и счастье народов, этот первый и буквальный смысл пророческих слов, должен остаться в силе. Христиан в их общественной и духовной деятельности должно вдохновлять стремление реализовать древнюю мечту человечества и привести ею к счастью.

Во-вторых, счастливые времена это прообраз духовного царства благодати. В этом отношении их значение иносказательное, что отнюдь не исключает буквального значения, а только придаёт пророчеству об этих временах многоплановость.

В-третьих, счастливые времена — это эсхатологическое пророчество о новом небе и новой земле (Откр., гл. 21).

К пониманию счастливых времен как уже ныне существующего царства благодати нас приводит то, что их наступление связано с личностью Раба Иеговы, Мессии, Христа Спасителя. В 48-й главе книги пророка Исаии Некий таинственный проповедник говорит, что Он есть посланник Божий. В 49-й главе Тот же, по-видимому, Посланник сообщает Свое имя — Раб Иеговы. Продолжая Свою речь, он говорит о трудности и кажущейся безрезультатности Своего посольства. На Свою жалобу Он получает утешительный ответ Иеговы. Из этого ответа видно, что труд Раба Иеговы не будет напрасен. Плодом этого труда явятся те самые блага, которые будут в царстве счастливых времен. После скорби, страданий и трудов Господь говорит Ему, что Он не только послужит возвращению остатков Израиля, но и будет светом народов, чтобы спасение Господне простерлось до всех концов земли, страждущие более не взалчут, не возжаждут и т. д.; далее описывается картина мирных времен. Такая же связь мирных времен с Мессией видна и в повествовании 11-й, 53-й и 62-й глав книги пророка Исаии. Если устроитель счастливых времен у пророка Исаии есть предвозвещаемый им Мессия, а Мессия — это Христос Спаситель, то под счастливыми временами следует понимать благодатную жизнь христиан в Церкви. Именно эту мысль выражает святой апостол Павел, когда на слова святого пророка «во время благоприятное Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе» (Ис. 49, 8) отвечает: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6, 2). Во времена апостола Павла не было идеального общества или мирной жизни, но была Церковь. Поэтому естественно, что обстановка, в которой происходит счастливая жизнь, переданная у святого Исаии образом горы Божией, дома Божия, святого града, шатра многочадной жены, пустыни процветшей и мирного пастбища, есть обстановка, символизирующая Христову Церковь, а сама счастливая жизнь есть жизнь под водительством благодати.

Огненные слова пророка об Иерусалиме имеют прямое продолжение в еще более вдохновенных словах другого тайнозрителя — апостола и евангелиста Иоанна, который в своем Откровении вещает: «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр 21:2–4).

Новый Иерусалим — это град Бога Живаго. Этот град будет здесь. Здесь, на земле, люди будут радоваться и наслаждаться жизнью. Один из великих отцов и учителей Церкви, мудрый философ и вдохновенный поэт святой Иоанн Дамаскин, составивший множество прекрасных церковных песнопений, автор так хорошо знакомого всем православным людям пасхального канона, начинающегося словами «Воскресения день», последнюю, девятую, песнь этого канона слагает почти исключительно из слов пророчества Исаии (гл. 60): «Светись, Иерусалим, ибо… слава Господня взошла над тобою». Но наша православная вера всегда проникает в глубь вещей и всегда понимает слова Священного Писания в том особом таинственном смысле, который присущ им. Поэтому святой Иоанн Дамаскин, как человек новозаветный, увидевший сбытие пророчества Исаии, смело добавляет в речь пророка о Иерусалиме слово «новый»: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе…»

Следуя святым отцам Церкви, мы понимаем блаженные времена пророка Исаии как время, уже наступившее в благодатной жизни спасаемых в Церкви, но также стремимся и к тому, чтобы они наступили в политической, экономической и культурной жизни народов.

Мир, предсказанный святым Исаией,— это пока еще мир внутренний, о котором Христос сказал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин 14:27), «во Мне мир имате» (Ин 16:33).

Но мы должны содействовать также наступлению того времени, когда этот внутренний мир сможет быть проявлен и вовне и народы «перекуют мечи свои на орала».

В эсхатологическом плане благовестие пророка Исаии о счастливых временах касается нового неба и новой земли. Его речь, с меньшими подробностями, предвосхищает пророчества в Откровении святого евангелиста Иоанна. «Как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя вате и имя ваше» (Ис 66:22). Главной особенностью этой новой жизни будет постоянное, тесное и совершенно ясное общение людей с Богом. В образной речи святого Исаии это передается такими словами: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны — светить тебе, но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею» (Ис 60:19).

Итак, пророк Исаия благовествует о счастливых временах. В значительной части это благовестие касается земной жизни человеческого общества. Но оно, однако, не остается в этих рамках. Оно гораздо шире и глубже: мир является достоянием духовной жизни христианского общества, жизни Церкви и имеет перспективы эсхатологические.

То, что святой Исаия говорит об общественной жизни людей, представляет собою мир как отсутствие войны, со всеми его благими последствиями в области экономического процветания и человеческих взаимоотношений. Наш христианский долг состоит в том, чтобы всеми силами содействовать наступлению этого мира. Глава Церкви Христос, пророчески предзримый святым Исаией как исполнитель воли Божией, Страдалец и Победитель, показан нам, как Устроитель мирных времен. Если Христос — миротворец, то и христиане должны быть миротворцами. Достижение мира будет лучшей наградой наших усилий. Сверх этой награды святой Исаия предлагает нам еще и похвалу, заключающуюся в словах: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир» (Ис 52:7), перефразированную в привычном нам виде у св. апостола Павла в Послании к Римлянам (10:15): «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!»

Иоанн, митрополит Ярославский и Ростовский

Источник: «Журнал Московской Патриархии», № 10, 1968 год

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle