Боговоплощение как основание христианского учения о мире

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви: раз в две недели, по субботам в блоге «Предания.ру» будет публиковаться по тексту с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».

Сегодняшний компактный, но смыслоемкий очерк богословских оснований миротворчества принадлежит протоиерею Ливерию Воронову, доктору богословия, профессору Ленинградской духовной академии, заведующему ее кафедрой богословских наук, автору учебника догматического богословия, множества богословских статей. В предлагаемом очерке он показывает, что исток, основание, ядро, суть христианской веры — Боговоплощение — служит истоком и основанием миротворческого богословия.

Боговоплощение как основание христианское учения о мире

Прот. Ливерий Воронов

§ 1. Определение понятия «мир»

Мир — одно из собственных имен Божества, одно из ближайших и точнейших определений союза любви между Богом и Его творением. Бог есть «Бог любви и мира» (2 Кор 13:11). Христос есть «мир наш» (Ефес 2:14).

Мир — это та естественная и благоприятная атмосфера, в которой любовь, эта божественная зиждительная сила, невозбранно созидает совершеннейшие формы жизни, деятельности и человеческих взаимоотношений, называемые Царством Божиим.

Мир — это уравновешенность духа, нашедшего свое успокоение в Боге, Источнике истины и добра, высочайших духовных наслаждений и нравственного совершенства.

Мир — это нормальный богоустановленный порядок мировой жизни, порядок постепенного гармоничного развития отдельной личности и всего человечества, порядок последовательного свободного, разумного осуществления людьми высших целей истории и мироздания в целом.

Наиболее выразительное святоотеческое определение понятия «мир» дано св. Григорием Нисским: «Мир — это настроение, полное любви».

§ 2. Разрушение мира — дело безнравственное, бесчеловечное и богопротивное

Первым возмутителем мира был «древний змий, называемый диаволом и сатаною» (Откр 12:9), открывший духовную брань против Самого Бога. Всячески противясь воле Божией и следуя лишь своим «похотям», он стал «человекоубийцей от начала» (Ин 8:44), ибо его завистью вошел в мир грех и грехом смерть (Прем 2:24), а люди, потомки Адама, стали в отношении к Богу «отчужденными и врагами, по расположению к злым делам» (Кол 1:21).

Диавол не только вверг человека в мучительное рабство греху, в постыдное служение страстям и похотям (Ри.мл. 1, 26—27), но и всеял в общественную жизнь семена раздоров, вражды, ненависти и братоубийства, дабы ниспровергнуть весь богоустановленный порядок жизни на земле.

Дети диавола (Ин 8:44; 1 Ин 3:10) продолжают разрушительное дело этого исконного врага Божия. В личной жизни, заглушая голос совести, они бесстыдно попирают нравственный закон, растлевают себя (Иуд 1:10), руководствуются плотской мудростью (2 Кор 1:12), ценят лишь земное и вещественное (Лк 12:19). В общественных отношениях они являются распространителями соблазна, строителями царства тьмы (Лк 22:53), того «мира», все ценности которого суть «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16).

Дети диавола преданы социальной неправде (1 Ин 3:10), не знают милосердия (Мф 25:41–43), действуют из корыстно–эгоистических побуждений, бессердечно попирают права других, разжигают ненависть и вражду, ввергая целые народы в пучину братоубийственных войн.

§ 3. Воплощение Сына Божия — основа воссоздания мира

Сын Божий явился, чтобы «разрушить дела диавола» (1 Ин 3:8), «создать в Себе Самом… нового человека» (Ефес 2:15) — «по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес 4:24) и Своей жизнью, делами любви, искупительным подвигом и прославлением восстановить во всех сферах человеческой жизни нарушенный грехом мир.

Человечество нуждается в созидании троякого рода мира. Ему нужен прежде всего нерушимый мир с Богом, как фундаментальное основание всякой мирной духовно–плодотворной жизни. Только в мире с Богом может человек обрести все потребное для жизни и благочестия (2 Пет 1:3), для гармоничного развития своих сил и способностей, для деятельного служения в духе братства и любви.

Мир с Богом есть бесценный и не заслуженный нами дар любви Божией, «излившейся в сердца наши Духом Святым, данным нам, ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Рим 5:5–6).

Но человечество нуждается и в таком мире, который созидается деятельной ответной любовью человека к Богу. Таков а) мир человека со своей совестью и б) мир человека с другими людьми — близкими и дальними (Ефес 2:17).

Только триединый «союз мира» (Ефес 4:3), т. е. мир с Богом, с совестью и с другими людьми, открывает путь к подлинному единству духа, к торжеству любви, к созиданию начатков Царства Божия, открывающегося еще в земных условиях.

§ 4. Воплощение — источник мира с Богом (богословский аспект)

В воплощении Сына Божия, совершившемся «нас ради человек и нашего ради спасения», открылась безмерная любовь Бога к падшему человеку. Для Господа, говоря словами св. Василия Великого, «в силу Его Милосердия, нестерпимо было видеть мучимый диаволом род человеческий, и Он пришел и спас нас» от этого мучительства (из молитвы на освящение воды в праздник Богоявления).

Бог мира и любви изыскал средство примирить с Собою нас — бывших некогда отчужденными и врагами — в теле Плоти Христовой, смертью Его (Кол 1:20–22).

Господь Иисус Христос, как Божественный Примиритель (Быт 49:10), по воле Отца и по Своей великой и богатой милости (Ефес 2:4) благоволил вочеловечиться, дабы обновить Свой образ (Быт 1:26–27), помрачившийся и поврежденный через грех, а человека — носителя этого образа, взяв, подобно заблудившейся овце, на плечи Свои, принести к Отцу и вновь соделать свободным исполнителем всеблагой воли Божией (Лк 15:4–7).

Сила любви Божией к нам с особенной ясностью видна из того факта, что любовь эта открылась тогда, когда человек, по своему нравственному состоянию, еще не был способен к глубокой ответной любви: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас» (1 Ин 4:10).

Таким образом, Боговоплощение ясно показывает нам, как дорог человек, его жизнь, его участь в очах Божиих, даже в состоянии падения и вражды по отношению к Богу, и сколь великой ценой приобретено для человека блаженное состояние мира с Богом.

§ 5. Воплощение — источник мира с совестью (нравственно–эсхатологический аспект)

Восприняв целостную человеческую природу, кроме греха, в единство Божественной ипостаси, Господь Иисус Христос явил людям в Самом Себе высочайший образец нравственности, — тот идеал, к которому призван восходить каждый человек по мере очищения от греха и возрастания в нем ответной любви к своему Искупителю.

Воплощение открыло нам величие, красоту и достоинство возрожденной человеческой природы, цветущей и плодоносящей на почве мира со своей совестью, на почве послушания Закону Божию, закону любви и нравственной чистоты.

Умиротворенность души, приобретаемая через праведную и святую жизнь, бесценно велика пред Богом. Человек, стяжавший внутренний мир, становится подлинным светочем для окружающих, солью земли. «Стяжи мирный дух, и около тебя тысячи спасутся», — говорил святой русский миротворец преподобный Серафим Саровский.

Умиротворенный, успокоившийся в Боге (Пс 61:2), истинный христианин — это не мечтательный и бездеятельный квиетист. Проникнутый сознанием и чувством, что «жизнь наша сокрыта со Христом в Боге» (Кол 3:3), помышляя о горнем (Кол 3:2), он не стремится самодовольно замкнуться в отвлеченных, чисто духовных переживаниях.

Всегда помня о краткости земной жизни человека, о неповторимости не только индивидуального земного бытия, но и каждого момента человеческой истории, он не только украшает себя брачной одеждой для личного участия в брачной вечери Агнца (Откр 19:7), но, воспламеняясь христоподражательной любовью, принимает на себя нравственную ответственность за других людей.

Истинному христианину чуждо фарисейское, отрицательное и осуждающее отношение к немощным, согрешающим братьям или к целому миру, лежащему во зле (1 Ин 5:19). Подобно Христу (Ин 8:15) он никого не судит, но каждому состраждет и готов оказать деятельную помощь. Он любит всех, и любит «не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин 3:18).

Для него очевидно, что

мир страждет не от своего устремления к знанию и прогрессу, не вследствие желания достичь господства над природой путем всестороннего развития материальных и духовных сил человека, но от эгоизма и нравственной испорченности. И потому горячей молитвой, личным примером и самоотверженным служением людям в том звании, к которому он призван (1 Кор 7:20), он старается победить эгоизм и грех, возбуждая в окружающих его людях спасительную жажду мира с Богом и со своей совестью.


§ 6. Воплощение — источник мира с близкими и дальними (исторический аспект)

Воплотившийся Единородный Сын Божий является не только высочайшим образцом нравственной чистоты и святости. Он открыл нам тайну нашей единоприродности и духовного родства со всем человечеством, призванным стать во Христе и чрез Христа единой семьей Божией. Во всем, кроме греха, уподобившись нам. Господь «не стыдится называть нас братьями» (Евр 2:11). Все люди — дети одного Небесного Отца, ибо «един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас» (Ефес 4:6).

Но реальное сыновство достигается лишь на путях истинного, нелицемерного братолюбия (1 Пет 1:22). «Кто любит Любящего (то есть Бога — Отца всех людей), тот любит и любимого Им (то есть, каждого человека как брата своего)», — говорит св. Тихон, епископ Воронежский.

Мир с близкими и дальними, как с любимыми братьями во Христе, Спасителе мира, есть самое высокое призвание христианина, как истинного сына Божия. «Если будешь миротворцем, — говорит св. Григорий Нисский, — то увенчает тебя благодать усыновления».

Именно миротворцы, верные служители и поборники мира, непосредственно служат делу прославления Бога во всем мироздании, осуществлению премудрых планов Божиих, направленных к созиданию Царства Божия, и приведению всего сотворенного к тому состоянию, когда будет «Бог всяческая во всех» (1 Кор 15:28).

Миру среди людей противостоят и противоборствуют усилия тех, кто хотел бы навеки сохранить бесчеловечные социальные отношения, национальную вражду, расовое неравенство, колониальные методы господства. С невероятным упорством стараются они воспрепятствовать естественным стремлениям людей доброй воли преобразовать социальную жизнь на началах справедливости и свободы и не останавливаются перед тем, чтобы употреблять для достижения своих низких и антигуманных целей и бессовестное лицемерие и самые жестокие средства, вплоть до разжигания международных конфликтов и мировых войн.

Печальнее всего тот факт, что некоторые христиане находят возможным помогать этим силам зла. Под видом ревности о судьбах христианства они готовы «подавлять истину неправдой» (Рим 1:18) и защищать «свободу», употребляемую для прикрытия зла (1 Пет 2:16), называя зло — добром и добро — злом, тьму — светом, а свет — тьмой (Ис 5:20).

Подлинное христианское миротворчество не есть безразличное или примиренческое отношение ко злу. Христиане призваны противостать диаволу (Иак 4:7), не давая ему места (Ефес 4:27) ни в личной, ни в общественной жизни. Ибо сама любовь соединена с ненавистью ко злу (Пс 96:10) и немыслима без активной борьбы со злом (Пс 33:17).

К каждому же христианину, еще не решившемуся встать на путь непредубежденного искания правды и ведущего к истинной свободе служения любовью (Гал 5:13), обращен увещевающий голос Божий: «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим 2:19).

§ 7. Воплощение и ответственность христиан за мир

В воплощении открылась нам несравненная любовь Бога к человеку, забота о его спасении, а также истинная высота человеческого достоинства и человеческого призвания. Человек — бесконечно любимое дитя Божие, призванное жить в мире, в мире сеять семена правды (Иак 3:18), созидать, хранить и распространять мир и любовь.

Всякое покушение на человеческое счастье, на человеческие права и достоинство, на жизнь человека и на мир во всем мире есть тягчайшее нравственное преступление, попрание воли Божией, расторжение завета с Богом, восстание на Бога.

Христиане призваны не только к стяжанию мира с Богом, со своей совестью и с другими людьми, но и к неустанной действенной защите мира против всяких посягательств со стороны сил воинствующего зла.

Защищая мир, мы отстаиваем неприкосновенность богоустановленного миропорядка, при котором каждая человеческая душа получает возможность наилучшим образом созревать для вечной жизни и раскрывать свои, Богом данные, силы и таланты, употребляя их и на созидание Царства Божия и на собирание всего человечества в единую семью.

Защищая мир, мы достойно храним Божий дар, ибо мир на земле — это благодатная помощь людям доброй воли, прилагающим свои усилия для установления в человеческом обществе христианских, по своей сущности, отношений братства, подлинного равенства, истинной свободы и справедливости.

Защищая мир, мы преграждаем путь беззаконному братоубийству и зовем все человечество на пути взаимопонимания, братской взаимопомощи, мирного сотрудничества и всестороннего развития и процветания.

* * *

Мир, воссиявший нам в Воплотившемся Сыне Божием, должен стать основанием всей нашей жизни, законом нашего действования, неотъемлемым признаком нашего христианского звания.

Доц.-прот. Л. Воронов

Источник: «Журнал Московской Патриархии», № 10, 1968 год

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle