Богоявление: литургическое почитание, богослужебные особенности, иконография

Священник Алексей Ремизов

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

О событии Крещения Господня говорится во всех четырех Евангелиях (см.: Мф 3:13–17; Мк 1:9–11; Лк 3:21–22; Ин 1:29–34). При этом каждый из евангелистов по-разному говорит об этом эпизоде, акцентируя внимание на различных подробностях.

Будучи около 30 лет от роду, Христос приходит к святому Иоанну Предтече и принимает от него крещение в реке Иордан. И в этот момент совершается важное библейское событие: голос с небес произносит, что Иисус — Сын Божий, и на Христа сходит Святой Дух в виде голубя. Из этого эпизода происходит второе название праздника — Теофа́ния, или Богоявление.

После того как Святым Духом было указано на Иисуса как на Мессию, началось общественное служение Спасителя и провозглашение Его благой вести — Евангелия.

Литургическое почитание

Первые свидетельства о праздновании Крещения Господня появляются на христианском Востоке в IV столетии: в Египте, Сирии и Малой Азии 6 января совершалось празднование Богоявления. Изначально праздник включал в себя два события — Рождество Христово и Крещение Господне. Но со временем западная традиция празднования Рождества Христова в отдельную дату распространилась и на Востоке. При этом наименование «Богоявление» сохранилось за воспоминанием событий Крещения Спасителя.

Богослужебные особенности

Богослужение праздника Богоявления во многом сходно с рождественским.

Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г.

Накануне праздника утром совершаются Великие (Царские) часы — особое последование 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов с чтением Священного Писания, пением стихир и тропарей, раскрывающих смысл евангельского события. После этого следуют чтение изобразительных и совершается великая вечерня в соединении с Литургией святителя Василия Великого.

Во время вечерни читаются 13 паремий. В древности в это время совершалось крещение новых членов общины, после чего они полноценно участвовали в Божественной литургии и дальнейшей церковной жизни.

Первое освящение воды происходит после Литургии 18 января. Оно называется великим освящением, а освященная вода — «агиасмой» (с греч. яз. — «святыня»). Уже в IV веке святитель Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей говорил о чудесных свойствах богоявленской воды:

В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей.

В сам день праздника на Литургии поются праздничные антифоны, диакон на входе с Евангелием произносит вхо́дный стих: «Благословен Грядый во Имя Господне, благословихом вы из дому Господня: Бог Господь и явися нам» («Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня. Бог — Господь, и осиял нас»).

После Литургии, как и накануне, совершается великое освящение воды. Освящения 18 января и в сам день праздника совершаются по одному чину, поэтому вода, набранная в крещенский сочельник, ничем не отличается от воды, набранной на Богоявление.

Иконография праздника

Уже в III столетии появляется иконография евангельского сюжета Крещения Господня. На ранних изображениях Христос представлен обнаженным безбородым юношей, стоящим в воде, с возложенной на голову правой рукой святого Иоанна Крестителя. Иногда присутствует фигура голубя. Одно из самых ранних изображений сохранилось в катакомбах святого Каллиста в Риме.

Катакомбы св. Каллиста, Рим. III в.

Сцена Крещения Господня была распространена на рельефных саркофагах. В композицию могли включать фигуру некоего мужчины со свитком в руках. Исследователи считают, что это изображен пророк Исаия, который пророчествовал о Христе.

Рельеф саркофага из церкви Санта Мария Антиква. Рим, III в. Справа изображено Крещение

Современная иконография праздника берет свое начало в V–VI веках. Конечно, она время от времени менялась: появились дополнения и отличия в деталях. Новая иконография сохранилась в мозаиках баптистериев в Равенне. На них фигура старца олицетворяет реку Иордан. Иисус изображен на некоторых мозаиках как безбородый юноша, на других, наоборот, с бородой.

Баптистерий ариан в Равенне. Мозаика купола. Конец V — начало VI в.

Примерно с этого же периода под воздействием богослужебных текстов праздника в композиции появляются фигуры ангелов, не упоминаемых в евангельском событии персонажей и деталей. Этим, например, объясняется Христа где Он изображен нагим, которое толкуется как знак добровольного умаления Творца до образа раба.

Пелена «Крещение Господне». 1580–1590 гг. (ГРМ)

Позже в иконографии праздника стали изображаться древо с прислоненной к нему секирой, появившееся в связи со словами из проповеди святого Иоанна Крестителя: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф 3:10; Лк 3:9).

Русская иконография продолжила византийскую традицию изображения праздника Крещения Господня. Особо можно выделить фрески XII века Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря и церкви Спаса на Нередице.

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, Псков, XII в.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle