Богоявление — последний праздник в череде торжеств, представляющих собой единый цикл. Он начинается в Рождественский сочельник и продолжается 12 дней. Очень важно здесь, что торжественность каждого дня идет по нарастающей, так что Богоявление — вершина этих торжеств, оно завершает собой Святки. Другое его название — Праздник просвещения, Праздник света, Теофании, Епифании, и начали его праздновать еще в IV веке.
Православно-язычески-иудейский праздник
Иоанн Златоуст одним из первых церковных иерархов вводит празднование этих событий. Причем все то, что мы сегодня называем Рождеством, Обрезанием, или днем памяти святого Василия, и Крещением, — все эти три события отмечались при Иоанне Златоусте в один день и назывались Богоявлением. Все эти три праздника объединяет слово «начало», так как Рождество — это некое начало, вхождение в мир, а Крещение — начало торжественной инаугурации Христа, когда Он выходит на проповедь.
Зачастую говорят, что христиане просто в миссионерских целях заимствуют языческие праздники, но это такой же абсурд, как сказать, что мы празднуем сегодня Рождество 7-го числа, так как наши родители праздновали советский Новый год 1 января. Вроде бы и так, а в общем-то абсурд. Когда речь идет о древнем христианстве, к сожалению, очень часто за скобками оказывается важнейшая струя первохристианской Церкви, состоявшая из вчерашних иудеев. То есть мы делаем вид, что в исторической Церкви никого, кроме вчерашних язычников, которые праздновали свои Сатурналии или другие грандиозные торжества, нет. Но тут всегда надо задавать вопрос: вот вы говорите про Сатурналии, а, к примеру, Иаков — брат Господень, первый иерарх Иерусалимской Церкви, он что праздновал? Иудеи не праздновали никаких Сатурналий, но праздник Богоявления уже был. Это изумительная история и страница христианской культуры и традиции, которую полезно не забывать. Первые апостолы – это вчерашние иудеи, их жизнь была связана с Иерусалимским храмом, и потому те праздники, которые праздновались в Храме, они тоже почитали.
Дата Рождества — 25 декабря по старому стилю, уже в Древней Церкви была датой празднования явления Бога – Мессии в этом мире и совпадала с праздником Хануки. И до сих пор евреи с изумлением говорят: а что, наш праздник – это иудейское Рождество? Тут у них такие же аберрации, как и у нас с язычеством.
На самом деле праздник Ханука был установлен в связи с восстановлением Храма, об этом евангелист Иоанн упоминает в десятой главе. Храм был восстановлен, заново освящен, в нем возобновилась жизнь — и в честь этого устраиваются торжества, которые длятся в течение восьми дней. Они примечательны тем, что изготовляется специальный светильник из восьми рожков, с каждым днем зажигается новый светильник. Таким образом, с каждым днем становится все больше и больше света, и вся полнота света оказывается в последний день торжества. Так и праздник Богоявления – праздник полноты Света, света, который всегда остается напоследок. Хотя символика света нас возвращает к каким-то формам язычества.
Купающиеся не осуждайте некупающихся, а некупающиеся не осуждайте купающихся
До революции многие пособия для священнослужителей объясняли, что окунание в прорубь на Крещение — это пережитки народного православия, что это страшное мракобесие и с этим нужно как-то бороться. Во-первых, это осквернение святыни, потому что вода святая, а в ней купаются, во-вторых, согреваются алкоголем. Более того, в празднике участвуют люди, которые в храм не ходят, — все это язычники. Мне хотелось бы сказать, что не нужно стесняться слова «язычество», нужно остерегаться проявления язычества среди нас: тех, кто себя язычниками не считают.
Язычество тоже бывало разным, точно так же как и православие. Мы прекрасно знаем, что в Церкви можем встретить совершенных мракобесов, а можем встретить просвещенных людей, искренне и глубоко верующих. И точно так же с язычеством: важно понимать, что даже язычники, когда празднуют зимнее солнцестояние и некое возвращение света, возвращение Солнца, в действительности поклоняются не Солнцу как божеству. Для них Солнце — лишь иероглиф или какой-то священный символ, тень Божества. Поэтому, наоборот, очень полезно научиться у них здоровому отношению к жизни, а именно: все, что нас окружает, может быть тенью божественного присутствия, божественного света. И для христиан очень важно перетолковать и увидеть это все с правильной точки зрения, так как все, что христиане празднуют, говорит о Христе.
Рождество начинают отмечать накануне Хануки, потому что истинный Свет, который наполняет собой храм, и истинно освященный Храм, — это Мессия. Все это важно знать о празднике, чтобы не считать, что он языческий и потому обрастает разными народными традициями.
В действительности эти традиции существуют у всех народов. Поэтому не нужно думать, что мы в отсталости впереди планеты всей, раз прыгаем в ледяную воду. Точно так же другие славянские народы празднуют Крещение по-своему и имеют определенные традиции, связанные с этим праздником. У греков, к примеру, с Крещением тоже связан определенный символизм. Епископ на Крещение бросает деревянный крест в реку в знак Христа, Который погружается в воды, и молодые парни наперегонки плывут за этим крестом. Кто успеет этот крест выловить из воды, возвращает в храм и получает благословение и понимает, что в его жизни этот год будет годом особого благословения.
Богоявление: Бог – живой, и этому не нужно доказательств
Наше мышление заточено под западную модель Нового времени, мы задаем вопросы, на которые бывает очень трудно ответить, так как вопросы эти зачастую не по существу. И один из них: докажите мне существование Бога, тогда мы с вами поговорим. И, кстати, может быть, кто-то ныряет в ледяную прорубь, чтобы доказать себе, что Бог существует. Это маленький пример того, что бывают ложные вопросы, и этот праздник дает на них ответ, но совершенно в другом ключе.
Бог – это не что-то из области доказательств, Его не нужно демонстрировать, показывать, доказывать. Он из области того, Кто Сам Себя открывает, Сам Себя являет миру. Для этого нужно только иметь глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, сердце, для того чтобы вместить и принять.
Итак, первая истина, которую нужно иметь в виду относительно праздника Богоявления: Бог – живой, Он потому живой, что не требует никаких доказательств и адвокатов, это Тот, Кто являет себя Сам.
Точно так же, как Солнце являет себя на рассвете, поднимаясь над линией горизонта, так и Бог дает увидеть Себя, и это называется теофания, епифания — Богоявление.
Богоявление — Преображение — Воскресение
Величайшей епифанией является Пасха. Воскресение — это момент, когда Бог Себя окончательно являет миру. Поэтому Пасха — праздник праздников и торжество из торжеств. Воскресший Христос, как Солнце сияет, являя Себя всему миру. И это суть того, что есть Евангелие.
Евангелие — это не буквы, не книжка, это весть о воскресшем Христе. Евангелие — это не биография Иисуса, Евангелие — это восхождение к Пасхе. И поэтому все, что рассказывается в Евангелии, — не для того, чтобы потом снять какой-то голливудский фильм. Для верующего человека — это ступени все большего и большего откровения. Как на празднике Света зажигают все новые и новые свечи в светильнике, так и Пасхе Господней предшествуют епифании одна за другой. Как минимум мы знаем их еще две: Богоявление и Преображение Господне.
В доказательство того, что воскресение Христа — это епифания, мне хотелось бы привести слова Христа из семнадцатой главы Евангелия от Иоанна, это Его молитва. Он поднимает глаза к небу и произносит: «Отче, настал час прославить (воскресить, явить, открыть) Сына Твоего, чтобы Сын Твой прославил (явил, показал) Тебя». И вот то, что мы празднуем на Пасху, это оно и есть: мы празднуем славу, мы празднуем явление Христа сначала Марии Магдалине, потом апостолам и, по-настоящему, каждому из нас. И здесь я хочу произнести ключевую фразу:
Христос может родиться тысячу раз в Вифлееме и тысячу раз он может воскреснуть в Гефсиманском саду, но если Он не воскреснет в твоем сердце, то это напрасно.
Примерно о том же говорит апостол Павел: если Христос не воскрес, если вы строите свою жизнь, как будто этого ничего не было, то тщетна вера ваша и тщетна ваша благая весть.
Крещение — предвосхищение явления Христа
В центре всего — явление Христа, которое случится в пасхальную ночь, но мы уже отмечаем некое предвосхищение. И чем замечательно христианство – тем, что мы все время в предвосхищении, мы все время в предчувствии новой радости, и мы восходим от полноты к полноте, от благодати к благодати.
Если мы обратимся к двум другим епифаниям, о которых рассказывают евангелисты, то увидим некоторые общие элементы. Прежде всего – откровение Святого Духа, на Иордане это будет в виде голубя или голубки, которая плавно опускается с неба и остается, пребывает на голове Христа. Другое очень важное слово в Евангелии — «пребывать», больше Святой Дух никуда не уйдет, Он не будет ветром, который приходит неизвестно откуда и уходит неизвестно куда, Он останется тут со Христом и с теми, кто хочет быть со Христом. В сцене Преображения является облако, и все эти образы совершенно удивительны, так как каждый из них имеет свой отклик в Священном Писании. Облако, которое осеняет, покрывает своей тенью апостолов. Глас, который слышится с неба, — глас Отца, Который говорит о Сыне: «Сей Сын Мой возлюбленный». И еще один прекрасный элемент, который мы увидим в эпизоде Крещения на реке Иордан, – это разверзшиеся небеса.
При чем тут Кана Галилейская
Здесь хотелось бы привести цитату из Книги Деяний: апостол Петр в своей первой проповеди в день Пятидесятницы произносит такие слова, говоря о том, кто может стать апостолом: человек, который сопровождал нас, был среди нас неотлучно, когда Господь Иисус Христос входил и выходил (то есть весь его земной путь, образ полноты). От начала (от Крещения Иоанна) до того дня, когда Он был отнят от нас.
Именно потому, что евангелист Иоанн применительно к чуду в Кане Галилейской употребляет слово «архэ», оно тоже является моментом Богоявления. Евангелист Иоанн преподносит это как какое-то реальное событие, но в действительности рассказывает о браке, который Бог готовится совершить со всем человечеством, и поэтому женихом там будет Мессия, а невестой — Церковь. Потому брак в Кане Галилейской — это важное событие. Вероятно, это были какие-то реальные знакомые, родственники Марии, но евангелист прочитывает эту историю в свете Воскресения, а брачующаяся пара становится знаком чего-то большего, того, что имеет прямое отношение к празднику Богоявления.
Если мы посмотрим на иконы Богоявления, то заметим, что сошествие в Иордан очень часто изображается как сошествие во ад. Это может показаться странным, но это нужно просто молчаливо и спокойно созерцать, пока икона не начнет раскрывать вам свои тайны. Действительно, Иордан — как некая бездна преисподней, ада, которая на самом деле кишит всякими змеями, нечистью. Эта та нечисть, которую Воскресший Христос победит, спустившись во ад. Точно так же и в праздник Крещения провозглашается: «Христос, спустившись в Иордан, победил угнездившихся там змиев». И поэтому Тайна Крещения неразрывно связана с Тайной страданий Христа и Его сошествием во ад.
В Крещении Христа Бог нас благословляет — это момент первого благословения. Точно так же, как отец признает своего сына и всем показывает новорожденного, говоря: «Вот он, это мой сын», Бог произносит первые слова благословения. В контексте Исхода тема Сына Божьего тоже возникает, также она возникает в Рождественском цикле, потому что апостол Матфей цитирует в Евангелии пророчество Исаии: «Я воззвал из Египта Сына Своего». И здесь мы оказываемся в обстановке Исхода, в данном случае «Сын Мой» означает народ. Под предводительством Моисея Бог заставляет своих людей, своих сыновей пересечь Красное море, скитаться по пустыне сорок лет, для того чтобы затем войти в Землю обетованную.
Вы знаете, в каком месте народ входит в Землю обетованную? Там, где мы празднуем Крещение Христа, — очень важно, что это то же самое святое место, куда все паломники мира стекаются, для того чтобы совершить окунание. Иудеи почитают это место как то место, где расступился Иордан, и тогда понятно, из-за чего мы слышим пророчество: «Иордан расступился и побежал вспять». Повторяется то чудо, которое произошло уже однажды. И это место — место силы. Ни в каком-то материалистическом, дурном языческом смысле, а в благородном. Это действительно Место Силы — место, где географически Бог Себя однажды явил, где человек увидел Лицо Бога. И там ни человек не может остаться прежним, ни это место не может остаться прежним: эта земля становится Святой землей.
Апостол Павел вспоминает об этом в Первом послании Коринфянам: он говорит, что все мы были крещены тогда в момент Исхода. Служением Моисея мы были омыты, наши отцы были осенены божественной тенью, которая покрывает и охраняет нас. Апостол Павел обращается к коринфянам: мы были предопределены, то есть все это пророчество было о нас.
В заключение я хотел бы пожелать, чтобы для вас праздник Богоявления стал источником внутренней радости. Чтобы Христос воссиял и явил Себя в вашем сердце, а не только на берегах Иордана. Чтобы праздник Крещения воспринимался как некое возвращение к началу, как будто начинается новый человек, новое творение и абсолютно новая страница в нашей жизни.
Мы становимся ближе к Воскресению, свет Воскресения в большей полноте наполняет наш внутренний мир. И пусть местом праздника будет Слово — воскресший Христос.
Подготовил Павел Ершов по лекции «Крещение Христа и крещенские купания»