Болезнь — не кара Божья, а духовный тренажер

Наталья Басай

Внештатный корреспондент портала «Предание», мама двоих детей.

Протоиерей Андрей Битюков

Настоятель прихода при СПбГМУ им. Павлова, духовник приюта потомков Семеновых-Тянь-Шанских. Играет вместе с семьей в коллективе школы старинной музыки Schola Cantorum. Отец пяти детей.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Когда мы или близкие болеем, общее место — сокрушаться и искать причины… Говорят: «Все болезни от нервов». А еще: «Всё по грехам». Но ведь и святые болели, да еще как! О том, как не впасть в уныние и сохранить здоровый дух даже в испытаниях, мы поговорили с протоиереем Андреем Битюковым, настоятелем храма при Институте детской гематологии, онкологии и трансплантологии при СПбГМУ им. Павлова.

Бог, Минздрав и своеволие

— Есть мнение, что болезнь — это кара за грехи. Так ли это? И на ком ответственность за наше здоровье?

— Один священник, служивший в больнице, рассказал мне такую историю. Он зашел в палату окропить больных святой водой. Там лежал мужчина лет пятидесяти-шестидесяти. Увидев батюшку, он разозлился и откинул одеяло. Оказалось, одной ноги у него уже давно нет, а вторую недавно ампутировали. И он язвительно сказал:

— Батюшка, ну что же, ты меня водой покропишь — и Господь новую ногу вырастит? Смотри, ведь Он у меня обе отнял!

Священник спокойно ответил:

 — Скажите, пожалуйста, а какой у вас стаж курения?

Мужчина признался, что курит уже больше пятидесяти лет.

— Ну вот, — сказал священник, — ведь вас Минздрав предупреждал? Предупреждал. Табак вредно влияет на сосуды. Вы работали водителем, но профилактикой тромбозов нижних конечностей не занимались. Так кто же виноват — Бог?

Мужчина не стал продолжать разговор: ответить ему было нечего.

Вот это ветхозаветное представление о том, что болезнь — это кара Божья, — это абсолютно нормальное мировоззрение древнего человека, которое было тотально религиозным и основанным на принципе справедливого воздаяния. Но мы живем в просвещенный век, когда, с одной стороны, знаем причины многих болезней, а с другой — как христиане — осознаем великую милость Божию к нам.

Если болезнь — это кара за грехи, то почему подавляющее большинство святых были физически немощными? Люди, приходившие к старцам, видели перед собой, говоря просто, глубоких инвалидов, обремененных тяжелыми недугами. Но в этих больных телах обитал удивительный по силе дух. По свидетельству очевидцев, преподобный Серафим Саровский, имевший множество болезней, включая тяжелую травму позвоночника, ходил по монастырю, приплясывая!

Страшна не сама болезнь, а отношение человека к ней. Никогда не нужно рассматривать болезнь в категориях преступления и наказания. Очень часто мы сами становимся причиной своих болезней — из-за неправильного образа жизни, неразумных поступков, вредных привычек.

— Получается, забота о «бренном теле» не является для христианина занятием малодуховным?

— Отношение античных людей к телу было двояким. С одной стороны, развитие тела приветствовалось — то самое атлетическое телосложение, которое мы видим в древних статуях. С другой стороны, существовало и противоположное мнение, выраженное в старинной поговорке «сома — сима» — (тело — гроб), то есть тело есть гробница для души. Украшая свое тело, древние греки и римляне одновременно разрушали его различными излишествами, вредными привычками и пороками, и нередко самостоятельно лишали себя жизни прямо у пиршественного стола, доведя себя до полного опустошения, насладившись всем, чем только тогда было возможно.

В Новом Завете мы видим совершенно иное отношение к телу. Апостол Павел называет тело храмом Святого Духа и призывает к чистоте — и нравственной, и телесной. Забота о теле становится естественной потребностью человека. Фрагмент из «Апостола», читаемый во время таинства Венчания, говорит о том, что каждый человек заботится о своем теле и призывает мужа заботиться о жене, как о своем теле.

Пост, если говорить практическим языком, преследует ту же цель — позаботиться и о теле, немного разгрузив его, сделать тело более легким и восприимчивым к благодати Святого Духа, разумеется, насколько это позволяет здоровье.

Но вообще, еда тоже имеет особенное значение. Иисус Христос разделял трапезу со Своими учениками. Семья собирается вместе и накрывает праздничный стол. В наших приходах общая трапеза — очень важное, почти сакральное действо. Это особая агапа, «литургия после Литургии», когда после молитвы люди не расходятся по домам и общение сердец продолжается. А если такой стол собран самими прихожанами — это вдвойне ценно. Ведь человек приносит еду как дар, как выражение любви, можно сказать, как жертву.

Сегодня многие посещают фитнес-центры, практикуют голодание, следят за питанием. Как прокомментируете это?

— Все это имеет смысл, если не становится самоцелью. Если человек своей диетой, что называется, «не ест всех остальных» — не противопоставляет себя ближним, не превращает режим питания в препятствие для общения и нормальной социализации, — тогда это полезно. Если же напротив, строгие личные ограничения, не медицинские показания, мешают живым отношениям с людьми, христианину стоит пересмотреть свою диету и помнить: люди вокруг — важнее. Как говаривал приснопамятный архимандрит Павел (Груздев): «За еду никто не будет в аду. Кружку молока выпей — кровь людей не пей».

Разумное отношение к телу, профилактика, витамины, прогулки — все, что входит в понятие гигиены, — безусловно, необходимо. Гораздо дешевле и приятнее лечиться едой и прогулками, чем таблетками и ортезами. Если есть возможность провести день на свежем воздухе с легкой пищей, этой возможностью нужно пользоваться. Мы все стремимся к радости и положительным эмоциям. Физическая активность, витамины и движение приносят удовольствие, укрепляют дух и тело.

В стабильном, приподнятом настроении человек и молится иначе, и к людям относится теплее, потому что готов отдавать — а значит, готов к подлинной христианской, жертвенной любви.

Сделайте для больного что-то полезное

— А когда болеют близкие, особенно пожилые, они могут скрывать симптомы, отрицать или преуменьшать опасность болезни. Как в таких случаях действовать, не навязывая свою заботу силой?

— Проблема часто лежит в иной плоскости. Многие люди боятся стать обузой для близких. Отказ от лечения, особенно у пожилых, продиктован именно этим страхом — быть кому-то никому в тягость. Они скрывают симптомы, не ходят к врачам, избегают разговоров о болезни, потому что сам момент принятия помощи дается им чрезвычайно тяжело.

Мне кажется, это особый вид гордыни. Есть замечательные люди, которые всю жизнь помогали другим, но делали это не только из любви, а порой из потребности ощущать себя нужными, полезными, «хорошими». Когда же приходит старость и болезни, приходится напоминать таким людям, особенно пожилым женщинам, что они достойны помощи, что имеют полное право ее принимать. Это не унижает, а, наоборот, позволяет близким воздать им добром за добро, выразить благодарность за все, что они сделали в жизни.

Иногда реакция бывает неожиданной — люди плачут, потому что слова поддержки затрагивают самую глубокую боль, их внутреннюю неготовность быть слабыми. С такими людьми нужно действовать мягко, с любовью, объяснять, что принятие помощи — это тоже проявление христианской любви к ближнему. Ведь жизнь — это постоянный обмен: мы отдаем и принимаем любовь. Это сложно, но это путь смирения и доверия Богу.

— Какова вообще наша роль рядом с больными?

Вы знаете, даже на сайте медицинского университета приведены слова Амбруаза Паре, французского врача XIX века: «Цель медицины — если возможно — вылечить, если нет — облегчить, но всегда — утешить». Самое главное в деятельности врача — это участие и поддержка, а уже потом лечение. Атмосфера, в которой находится больной, должна быть доброжелательной и теплой.

В большинстве случаев христианская помощь близким заключается в том, чтобы постараться узнать больше о болезни, найти хорошего врача, поддерживать человека, посещать его. Сегодня это несложно — есть клиники, отзывы, рекомендации. Главное — не быть равнодушным. Иногда посещение больного нужно даже больше тому, кто пришел, чем самому больному. Это и есть наше христианское служение — быть рядом, проявлять сострадание, не уставать любить.

Больной ждет от нас не жалости, а участия — чтобы мы помогли ему сделать то, чего он не может. Иногда слова нужны потом. А сначала — просто сделать что-то полезное: помыть посуду, прибрать, вынести мусор, а может разрисовать гипсовую повязку или пригласить любимого артиста, были и такие случаи. Это и есть подлинное проявление любви.

У меня была знакомая семья — оба супруга инвалиды. Их друг приходил к ним и, едва переступив порог, говорил: «Здравствуйте, где мусорное ведро?» — и сразу выносил мусор. За это простое ведро благодарили его больше, чем за все слова утешения, сказанные когда-либо.

Я работал на скорой помощи, и эта работа меня многому научила: наши избыточные эмоции рядом с больным чаще вредят, чем помогают. Сочувствие необходимо, но жалость, переходящая в растерянность или слезы, разрушает поддержку. Если бы бригада скорой помощи начинала плакать на месте трагедии — толку не было бы никакого.

Если же человек не пускает вас в свое пространство — значит, нужно действовать по ситуации, внимательно, с уважением. Посмотреть, чего он ждет, и действовать исходя из ваших отношений, сложившихся еще до болезни. Иногда главное — просто быть рядом.

Уныние — наш самый страшный враг

— Почему даже церковным людям со стажем бывает трудно сохранить веру, когда случается испытание болезнью?

— Часто мы боимся болезни, потому что не понимаем, что это такое. Человек страшится того, чего не знает. Нам может казаться, что болезнь как-то изменила нашего близкого: внешне или внутренне. Но это не так. Да, он болен, лежит, не может двигаться, испытывает трудности — но это тот же самый человек, которого мы любим и знаем много лет. Болезнь не делает его ни хуже, ни лучше.

Важно задать себе вопрос: почему я не могу быть рядом со своим близким в его болезни? Чего я боюсь — страданий, трудностей или просто жалею себя? Или просто не знаю, как себя вести, о чем говорить? Часто именно этот внутренний, субъективный страх мешает правильному отношению к больному. Важно помнить, что чужая или собственная болезнь — это не «поворот не туда» и не досадная неприятность, а часть жизни, которую тоже нужно прожить достойно.

Пожалуйста, запомните: наши скорбные лица, уныние, неуместные слезы во время посещения больного — наш самый главный враг. Часто больной начинает жалеть нас и ощущать вину за наши эмоции. Входите к болящему, оставаясь мужественными, любящими и человечными. Господь в притче о Страшном суде говорит: «Я был болен, и вы посетили Меня» (Мф 25:36). Не ставьте свои эмоции на первое место. Попробуйте просто побыть рядом с человеком. Так мы совершим огромный шаг для своего же спасения. Жизнь ради другого называется любовью. Так через нас действует Бог.

— Как ободрить больного и в то же время не смутить?

— Главное — показать примером и присутствием, что каждый человек дорог Богу, что Господь его не забыл, не наказал, не отвернулся, а, наоборот, хочет вступить с ним в живой диалог. И если этот диалог происходит — духовная польза огромна.

Митрополит Антоний Сурожский говорил: научитесь молчать рядом с больным. Это очень непросто. Я сам долго этому учился. Ведь когда приходишь к человеку с готовыми фразами, с заготовленным сценарием — это чувствуется, и это мешает. Нужно входить в дом внутренне молчащим, внимательным, без заранее продуманных слов. Тогда начинаешь замечать все — состояние дома, вещей, которое уже о многом говорит, тумбочку, выражение лица, позу человека, его взгляд. Все это отражает душевное состояние больного, и только почувствовав это, можно понять, что действительно нужно сказать или сделать — или, может быть, просто помолчать.

Поэтому, если вы пришли к больному — послушайте его. Он может сказать вам нечто очень важное, потому что болезнь нередко становится временем великих духовных открытий.

Главное — быть видящим, слышащим и слушающим человеком. Это самое ценное, что мы можем подарить больному. А эмоции, слезы, жалость — пусть будут потом, когда мы вернемся домой. Тогда можно и поплакать, и съесть что-нибудь вкусное, чтобы поддержать себя. Но пока находимся рядом с больным — нужно просто быть с ним, столько, сколько будет нужно.

— Поддержка близким больного зачастую нужна не меньше, чем самому больному. Где ее черпать?

— Есть одна замечательная английская книга — «Поллианна» Элинор Портер. В ней рассказывается о девочке, которая с детства училась искать поводы для радости. Когда она в день рождения получила вместо куклы детские костыли, очень расстроилась. Но отец, священник, сказал ей: «Радуйся тому, что они тебе не нужны». С этого началась их игра — искать во всем причину для благодарности.

Эта простая история — напоминание каждому из нас: даже в скорби нужно искать то, что нас радует, то, что благотворно влияет на нашу душу. Это может быть все что угодно: то, что вы раньше откладывали или никогда раньше не занимались, а попробовав, страшно обрадовались. Ищите то, что умиротворяет лично вас.

Вот я играю на старинных музыкальных инструментах, хожу под парусом, занимаюсь театральной, просветительской деятельностью, люблю проводить время с семьей.

Для христианина — это еще и молитва, Причастие, присутствие в храме, где душа ощущает спокойствие и единение с Богом.

Важно искать то, что наполняет сердце — пусть это будет что-то простое: разговор с добрым человеком, любимая книга.

— Значит, верующим не стоит бояться болезней?

— Друзья, вспомните слова святителя Иоанна Златоуста — человека, который много страдал и перенес немало физических испытаний. Он говорил: «Всякий человек, переносящий свою болезнь с терпением, недалек от святости». Болезнь — это особое время открытий, благодатный путь, на котором человек особенно остро ощущает близость Божию. Учитесь доверять Богу, не загадывать наперед, не бояться будущего и не сожалеть о прошлом. Живите сегодняшним днем — по-евангельски, с благодарностью к Богу и к людям. Тогда мир вокруг станет действительно более светлым и теплым.

Записано по беседе «Болезнь — кара Божья или лекарство от гордости? Как верующим болеть и лечиться»

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle