Чего мы боимся в отношениях с Богом: остаться без Него или быть с Ним?

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Эмоция страха является врожденной. Каждый день мы встречаемся с чувством страха, иногда оно спасает нас, иногда отравляет нам жизнь. Нередко для преодоления страха человеку требуется помощь. Каким бывает наш страх, в чем он проявляется и что мы можем с этим поделать, в беседе «О страхе Божьем и человеческом» говорили три специалиста — священник, психиатр и психолог. В серии публикаций мы рассмотрим страх с этих трех точек зрения. Начнем с рассказа священника Димитрия Самсонова.

Ветхозаветный страх

Читая Писание, я выделил для себя три вида страха. Первый — это страх при встрече с Богом. Моисей, когда ему при Купине было богоявление, закрыл лицо свое, потому что боялся Бога. Иаков на пути в Харран остановился и заснул от усталости, во сне он увидел лестницу, соединяющую небо и землю, и Бог обратился к нему. Иаков проснулся и сказал: как страшно это место. Родители Самсона, героя и судьи Израиля, после явления Ангела Господня, то есть богоявления, сказали: «Наверное, мы умрем, потому что мы общались с Богом». Так же и у Гедеона, одного из судей израильских, когда он общается с Богом, возникает ощущение, что после этого он умрет.

Важно, что Бог в этой ситуации первым отвечает человеку ободрением и произносит слова «не бойся». Лучше всего это видно на примере Авраама и его потомков: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика (Быт 15:1). При обращении к Исааку: И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою Быт (26:24). Явление Иакову во сне: И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему (Быт 28:13).

Страх несоответствия

А вот эпизод из Евангелия. Рыбаки всю ночь трудились, устали, но ничего не поймали. Пришел Спаситель и сказал им: «Закиньте снова ваши сети», они послушались и вытащили огромное количество рыбы. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных (Лк 5:8–9).

Господь ему отвечает теми же самыми словами. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков (Лк 5:10).

Встреча с Богом переживается как ошеломительный опыт, человека пугает колоссальный разрыв с чем-то трансцендентным, Иным, Тем, что не может осмыслить. У Клайва Льюиса в одной из ранних работ, которая в разных переводах называется «Страдание» или «Боль», есть рассуждение, что запредельное, данное человеку опытно, вызывает не страх, а скорее благоговение, трепет и чувство ужаса. Но ужаса не пугающего, а ужаса расстояния, пропасти, глобального разрыва. Льюис связывает это запредельное с существованием объективного нравственного закона. Тут я, интерполируя рассуждения Льюиса из других его книг, скажу, что, может быть, страх вызывает то, что человек сталкивается с носителем этого объективного нравственного закона и внутри себя ощущает несоответствие ему.

Похоже, что страх, связанный с ощущением собственного греха, несоответствия Богу, идет еще от Адама. Бог ищет Адама после грехопадения в раю. Адам отвечает: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся (Быт 3:10). Наготу можно по-разному трактовать, в том числе в том смысле, что Адам лишен добрых дел, которые с ним должны ассоциироваться.

Страх остаться без Бога

Второй страх — это страх богооставленности. Когда избранный народ оказывается в состоянии угнетения, он обращается с воплем к Нему. В обращении не всегда явно прочитывается страх, там есть боль, отчаяние, чувство оставленности, но Бог и на это, часто через пророков, отвечает словами ободрения: ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе» (Ис 41:13); но тебя Я избавлю в тот день, говорит Господь, и не будешь предан в руки людей, которых ты боишься (Иер 39:17).

Чем бы ни было вызвано текущее состояние избранного народа, переживается оно как то, что Бог нас оставил, и поэтому мы идем к погибели. Этот страх имеет личное отражение для каждого человека. Это страх неудачи, болезни, смерти, он тоже переживается в Библии.

В Евангелии мы читаем, как Апостолы плыли по морю и началась буря. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина (Лк 8:24). Они оказались в опасности и боялись за свою жизнь, Христос пришел им на помощь.

Господь посылает учеников на проповедь и говорит: не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф 10:31). Ученики недаром боялись апостольского служения. Распятия для мятежников люди видели очень часто и знали, что это реальная угроза, римских властей нужно бояться. Христос знает это и ободряет их удивительными словами: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк 12:32).

Несовершенный совершенный страх

Третий вид страха я назвал бы совершенным страхом. Реакцией на внутреннее состояние часто становится попытка выстроить с Богом отношения в таком ключе, чтобы Он никогда тебя не оставлял. Например, Тора для иудея — это рассказ о спасении, о том, что Бог не оставляет, Он приходит, избавляет от страха и страшных ситуаций. Если в моей жизни или в жизни нашего народа этого избавления пока не произошло, то нужно усилить исполнение той части Торы, которая отвечает за законы и установления. И тогда спасение придет. Божье благоволение можно заработать.

А у нас в Евангелии говорится о том, как должно строиться взаимодействие с Богом. В любви нет страха, но совершенная любовь прогоняет его, потому что страх связан с наказанием, и кто боится, тот еще не достиг совершенства в любви (1 Ин 4:18). С одной стороны, проявлять любовь — это признак, опознавательный знак, как эмблема у рыцаря на груди, которая говорит о том, что мы принадлежим Богу. С другой стороны, это отражение одного из качеств или свойств божественной природы, любви, которая была явлена во Христе.

Бог сам дает нам пример. Каждый стих в четвертой главе этого послания друг друга дополняет: Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас (1 Ин 4:11–12). В этой главе говорится, что узнать Бога опытно, приблизиться, почувствовать себя причастными Богу мы можем только увидев Христа, Его служение жертвенной любви. Даже необходимость исполнения заповедей трансформируется.

Читаем: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин 14:21). Акцент смещается, ты исполняешь заповеди не для того, чтобы избежать наказания Бога, и не для того, чтобы заработать Его внимание к себе, а потому что ты разделяешь служение Христа, потому что мы составляем Его тело. Это важно для нас, Господи, мы делаем это не потому, что так надо, а потому, что видим в этом высшую правду, с которой хотели бы быть.

У аввы Дорофея в «Душеполезных поучениях» есть известное деление на страх раба, страх слуги и страх сына. Страх раба, как пишет авва Дорофей, это страх, что Бог меня накажет. Слуга страшится, что не получит от Него награды за то, что не все доделал. А вот если бы сделал, получил бы прирост духовных благ в Царствии Небесном. А страх сына — это когда ты настолько любишь, что каждое твое действие, противное Богу, в тебе самом вызывает боль. Ведь если я сейчас кривлю душой в отношении истины, то причиняю боль Самому Богу.

В этом плане страх встречи и страх оставленности в какой-то степени соответствуют страху раба и страху слуги. А страх сына — это тот совершенный страх, о котором говорит апостол Иоанн Богослов в Первом послании.

Думаю, составляя сейчас тело Христа в новый обновленный народ Нового Завета, мы все призваны постепенно принимать этот последний страх и в своей жизни им руководствоваться.

Подготовила Наталия Щукина по беседе «О страхе Божьем и человеческом»

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle