Протянутая рука. Картонная табличка с надписью «ПОМОГИТЕ». Мы каждый день видим их на улице, в метро, у магазина. Как реагировать на тех, кто просит помощи?
Моя история
Сначала я подавал всем по чуть-чуть, руководствуясь простой евангельской заповедью: просящему у тебя — дай (Матф.5:42). Конечно, я слышал про «мафию нищих» и понимал, что, как правило, эти деньги расходуются недобросовестно, но меня спасала позиция «наивного христианина»: я даю в простоте сердца, спасаю свою душу, и не мое дело, на что эти деньги идут.
Потом я пришел работать в фонд, и где-то через полгода наступил перелом. Я вдруг понял, что даю эти 10 рублей «на операцию ребенку» без всякого понимания, о чем идет речь, в то время как у меня в почте висит с десяток писем от людей, которым эти 10 рублей действительно нужны позарез.
Это был шок. Я просто не мог больше давать непонятно на что, ведь у меня на глазах десятки больных детей (и взрослых, которым жертвуют гораздо хуже) действительно нуждались в помощи. Я не мог больше кормить эту систему. Не мог «спасать свою душу» за чужой счет.
Тогда же мне на глаза попалась замечательная статья про «шоколадные антипатроны». Я стал экспериментировать, исследовать: подходил, общался, задавал вопросы, покупал чай и пирожки, оставлял контакты, приводил людей в фонд, предлагал помочь по-другому.
Я увидел, как много обмана: раздали больше сотни визиток, и ни один человек не пришел за помощью. Я увидел, как часто людям нужно только одно: чтобы я поскорее отвязался. Я увидел, как чутко иногда они реагируют на малейшее проявление человеческого тепла: шоколадку, доброе слово, стакан чая. Я понял, что можно действовать иначе.
Четыре принципа
Вот к чему я пришел в результате:
1. Когда я на бегу кладу деньги в протянутую руку, я никак не способствую решению проблемы, указанной на картонке в руках страждущего. Мои деньги не помогут ему уехать домой, не вылечат его ребенка, не позволят ему купить протез или вернуться к нормальной жизни. Когда я даю деньги, я даю только на то, чтобы завтра он стоял на том же месте с той же табличкой. Мои деньги, в лучшем случае, пойдут только на поддержание его жизни в текущем состоянии.
2. Если времени у меня нет, я, как правило, могу дать что-то даже на бегу. Это может быть шоколадка, пирожок, стакан чая из ближайшей палатки. Это может быть визитка с контактами фонда и совет обратиться к тем, кто, возможно, сможет помочь.
Я уверен: любая из этих вещей гораздо полезнее, чем деньги. Каждый рубль гвоздями прибивает просящего к этой лавочке в этом переходе, «помогает» ему просить и дальше, снова и снова, каждый день. Раздавать деньги в метро — как лечить зубы обезболивающим: боль утихает, проблема кажется не такой острой, но в действительности с каждым днем все становится только хуже.
Визитка фонда дает шанс что-то изменить. Пирожок позволяет насытиться и выражает ваше участие. Чай, купленный незнакомцем, согревает — и физически, и душевно. Это гораздо больше, чем 100 рублей.
Также я могу как-то поспособствовать тому, чтобы остальные люди не давали денег непонятно на что (вот тут я писал об удачном, на мой взгляд, опыте).
3. Если я хочу что-то изменить в жизни этого человека, я должен потратить время. Надо подойти, расспросить, вникнуть, подумать, как я могу помочь. Не откупаться от него на бегу, а проявить участие — если не эмоционально, то хотя бы просто своим временем, которое, конечно, дороже денег.
4. Если я пробую помочь в решении проблемы, то главное правило — не давать денег на руки. Нужен билет — за ручку довести до кассы, купить билет, посадить на поезд, стоять на перроне до отправления. Нужно лекарство — пойти в аптеку, купить, принести (предварительно попытавшись понять, действительно ли оно нужно). Нужна еда — дойти до магазина и купить еду. Нужна одежда — собрать по друзьям вещи и принести к этому же храму в следующее воскресение. Если нужно много денег на лечение — взять за ручку, довести до фонда или прихода. Или собрать деньги по друзьям и перевести их напрямую в больницу.
И что тогда?
Деньги работают как обезболивающее не только для тех, кто просит, но и для тех, кто дает. Мы суем на ходу полтинник, говорим себе «я сделал что смог» и забываем о человеке, ничего, в действительности, не сделав. Отказаться от этого сценария нелегко.
Как верующему человеку, мне тяжело признать, что я не буду помогать многим из тех, кто просит помощи. Но зато, во-первых, так я не наврежу своей «помощью», а во-вторых, «сэкономлю» силы, время и деньги, чтобы оказать реальную помощь кому-то другому.
Вспоминается притча о добром самаритянине (Лук.10:25-37): только «комплексный подход», когда мы стараемся помочь человеку с разных сторон (как самаритянин — одеждой, транспортом, лечением, едой, жильем), может считаться настоящим милосердием.
Притча о милосердном самарянине. Гравюра. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
По шагам
Человек просит помощи, вы идете мимо. Если вы торопитесь, скажите себе «я тороплюсь», суньте на ходу шоколадку или визитку фонда, и идите по своим делам — они правда важны. Если у вас есть время — подойдите, поговорите. Узнайте, хочет ли человек что-то менять. Подумайте вместе, как вы можете ему помочь. Если ничего не придумывается — напишите нам, попробуем что-то подсказать.
Последнее и главное, что я хочу сказать: все те, кто просит помощи в метро, на улицах, у храмов, на площадях — это люди. Не надо от них откупаться. Проявите участие, поговорите с ними и помогите по-настоящему.
Матвей Берхин
фонд Предание.ру
Пишите: mb@predanie.ru