Протоиерей Димитрий Сизоненко рассказывает о бесплодной смоковнице в очередном ролике цикла «Крылатые выражения из Библии». Смотрите или читайте:
Сегодня мы с вами поговорим о выражении «бесплодная смоковница». Это выражение из Евангелия возвращает нас к эпизоду, где Господь вместе со Своими учениками, выходя из Вифании, почувствовал голод. Он видит вдали смоковницу, покрытую листвой. Он подошел к ней посмотреть, нет ли на ней плодов, но, подойдя, не нашел на ней ничего кроме листвы: для плодов еще было рано. Тогда Иисус сказал ей: «Так пусть никто не ест твоих плодов вовеки» (Мф 21:19). И, действительно, через несколько дней, когда ученики вместе с Господом проходят мимо этой смоковницы, Петр озвучивает удивление всех учеников: действительно, она засохла!
Поэтому в нашем языке выражение «бесплодная смоковница» служит обозначением неисполнившихся надежд, ожиданий, нереализованных талантов: человек проживает свою жизнь, не принося плода, и остается как бесплодная смоковница.
Но все библейские выражения не становятся какими-то мертвыми клише. Они сохраняют в себе какую-то парадоксальность. Например, с этой смоковницей возникает много недоуменных вопросов.
Мы представляем себе Бога как Творца, любящего Свое творение. Бог радуется и восхищается великолепием полевых лилий, свободой небесных птиц. Как такой Бог может просто предать проклятию Свое творение?
В других обстоятельствах Христос приводит смоковницу как образец для подражания. Есть замечательные слова, когда Господь говорит, что если на смоковнице набухают ветви и распускаются листья, то значит, наступает лето; точно так же будут какие-то очень важные знаки, знамения, которые будут предвещать наступление конца мира, пришествие Сына Человеческого. Смоковница — первое растение, пробуждающееся весной, всегда в Библии служит образом того, кто бодрствует и ждет наступления весны — пришествия Мессии.
Может быть, в этот момент, когда Христос предал проклятию смоковницу, случилась какая-то внезапная вспышка гнева, может быть, это был какой-то каприз? — и через это в действие пришли какие-то сверхъестественные силы, и всё это происходит для того, чтобы в учениках пробудить веру? Для того, чтобы это лучше понять, нужно увидеть общую канву событий, которые описывает Евангелие.
Накануне утром был Вход Господень в Иерусалим. На следующее утро — история со смоковницей. Но после всего этого Христос приходит в храм. Он совершает очищение храма, изгоняя торгующих оттуда.
Бесплодная смоковница в этом контексте предстает как образ храма, который перестал быть храмом, из дома молитвы он превратился в дом торговли. Религиозные лидеры, первосвященники превратили храм Божий в таверну разбойников, и поэтому Христос совершает очищение храма, изгоняя торгующих.
Всё это служит грозным напоминанием о том, что тот иудаизм, где храм превратился в дом разбойников, приближается к своему концу. Очень скоро будет произнесен приговор, совершится суд, храм будет разрушен, и Богу будут угодны совершенно другие места поклонения. Бог ждет поклонения в духе и истине. Истинным храмом станет тело Воскресшего Христа и сердца людей.
Эта притча о бесплодной смоковнице заставляет учеников и каждого из нас задуматься о том, чтобы наше сердце не стало такой бесплодной смоковницей.