Что такое «мерзость запустения»

Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Очередной ролик из нашей серии «Крылатые выражения из Библии»:

Сегодня мы с вами поговорим о выражении «мерзость запустения». В 13-й главе Евангелия от Марка есть такие слова: «когда увидите мерзость запустения (или «мерзость осквернения») там, где ей быть не должно, пусть тот, кто читает, поймет» (Мк 13:14). В 13-й главе представлена потрясающая сцена конца света, действительно светопреставления. Там используются причудливые образы, будоражащие воображение: нужно бежать в горы, бросить дом, имущество, укрыться в пустыне; беременные и кормящие женщины, перепуганные до смерти; возникает образ тревоги, чародеи, лжепророки, вселенские катастрофы, солнце померкнет, луна не даст света, звезды падают с неба, содрогаются силы небесные.

По этому описанию мы узнаем апокалипсис. Действительно, апокалипсис — это популярный литературный жанр того времени. Мы встречаем подобные образы также в пророчествах Иезекииля, особенно в Книге пророка Даниила. Арсенал символов, которые использует апокалипсис, означает неприятие человеческой истории, глубокий пессимизм. Мир сей обречен на гибель, разрушение, распад. Творение должно вернуться в хаос, в небытие, потому что в мире сем господствует зло, здесь воцарился сатана.

Апокалипсис не стоит воспринимать буквально, как будто это документальное, научное описание неких феноменов. Эти образы выражают Суд Божий. Действительно, падший мир обречен на погибель. Но в устах Христа эти символы служат не только для описания конца мира и конца человеческой истории, прежде всего это способ привести в чувство охладевшие, равнодушные сердца Его слушателей. Вокруг Христа собираются люди, безразличные к Его Личности, к Его Вести, их не беспокоит Царство Божие, которое вот-вот наступит. «Запустение» царит в их сердцах, в их умах. Поэтому Христос возвещает то, что им предстоит увидеть.

Они увидят «Сына Человеческого, грядущего на облаках с великой силой и славой». Здесь переплетаются два Пришествия Христа. С одной стороны — Пришествие Христа во плоти, Пришествие Христа, которое начинается в Рождественскую ночь. С другой стороны, мы здесь же видим образы Пришествия Христа в конце времен, когда Он придет как Высший Судия во славе. Обычно то, что мы понимаем как два события, разорванных во времени, в словах Христа обретает единство.

«Мерзость запустения, опустошения, осквернения» помещена там, где ей недопустимо находиться, то есть в священном пространстве Храма. И здесь Христос цитирует Книгу пророка Даниила (Дан 9:27); имеется в виду совершенно конкретный исторический факт: сирийский царь Антиох IV Епифан в 162 году до н. э. осквернил Иерусалимский храм. На жертвеннике для всесожжений он воздвиг статую Зевса Олимпийского, языческий идол, который был чем-то скверным, и тем самым священное место было осквернено.

Иисус прибегает к этому символу, для того чтобы описать, как зло этого мира реагирует на Пришествие Христа. Слово Божие приходит в этот мир, но те, к которым Оно приходит, Его не принимают. Как будто все силы зла ожесточаются, восстают против Него. Это восстание сатанинских сил происходит уже в момент Пришествия Христа, но окончательно будет явлено в конце времен.

Возможно, евангелист Марк в этих словах делает какое-то пророчество или каким-то образом намекает на разрушение Иерусалимского храма, которое произошло в 70 году н. э. Многие экзегеты считают, что Евангелие от Марка было написано до этого события, но тем не менее этот вопрос остается открытым.

Самое главное, всегда помнить, что «мерзость запустения» — это то, что происходит в сердцах и в умах людей, и это может быть страшней, чем разрушение Храма.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle