Очередной ролик протоиерея Димитрия Сизоненко из цикла «Крылатые выражения из Библии». Смотрите или читайте:
Иногда мы с вами оказываемся в ситуации, когда ближние над нами смеются, не воспринимают всерьез. И наоборот, с людьми посторонними, иногда с чужими людьми мы оказываемся в привилегированном положении, нас воспринимают как восьмое чудо света, нами восхищаются, нас уважают. Примерно эту идею мы находим в евангельском выражении «нет пророка в своем отечестве» (Мф 13:53). То есть именно у себя дома пророк никогда не воспринимается всерьез, ему не оказываются нужные почести.
В разных языках есть похожие по смыслу выражения. Например, «святой у себя дома (или в своей стране) никогда не совершает чудеса». Гиппократ в свое время жаловался на подобную участь врачей, он с горечью отмечал, что «врачу легче помочь исцелиться чужому (вообще на чужбине), чем в своем родном городе».
Для того, чтобы понять это выражение, интересно посмотреть, что такое «пророк». Дело в том, что задолго до Рождества Иисуса Христа, скажем, за две тысячи лет до этого египетские фараоны обращались к различным волхователям и оракулам, для того чтобы принять правильное политическое решение. По всей Древней Греции колоссальным авторитетом пользовались предсказания Дельфийской пифии, она была гласом и устами греческого бога Аполлона. Во все времена и практически во всех цивилизациях, даже в современной, даже в атеистической цивилизации есть люди, которые воспринимаются как уста истины, почему-то их слово служит абсолютным авторитетом, они как будто посредники между миром богов и миром людей. Очень часто эти люди угождают своим спонсорам: и в древности, и сейчас.
На фоне всего, что происходит в мире, Библия совершенно уникальна. Здесь слово «пророк» обретает совершенно другое звучание. Пророк — это прежде всего человек, которого Бог избирает для того, чтобы тот стал Его устами, для того, чтобы этот человек исполнил доверенную ему специальную миссию.
Пророк должен вмешаться в события истории для того, чтобы исполнить то, что ему повелевает Бог. В том числе — обличать сильных мира сего, если они не послушны голосу и повелению Бога. Поэтому очень часто пророкам приходилось плыть против течения. Быть пророком означало стать неугодным сильным мира сего, неугодным своим современникам.
Поэтому пророков в Ветхом Завете часто ожидала неприятная участь. Иеремию заключили в тюрьму за пророчество о грядущем разорении Святой земли. Пророк Даниил оказался в яме вместе со львами. И вот почему в Евангелии Иисус говорит: «Иерусалим — это город, в котором убивают пророков». Итак, быть пророком и возвещать истину — это очень опасная миссия. Всегда найдутся люди, которые сделают все, чтобы тебя на слушали. «Нет пророка в своем отечестве» в том числе, потому что его никто не слушает.
Вот случай Иисуса Христа. Мы знаем, что Его детство прошло в Назарете. Евангелисты рассказывают эпизод, когда в субботний день Христос проповедует в синагоге своего родного города. И, конечно, все, кто слушает его, прекрасно знают, откуда Он. Они знают, что Он сын Иосифа, сын плотника. И когда Иисус читает пророчество Исайи о грядущем Мессии и говорит, что ныне это свершилось, это пророчество исполнилось, то многие слушатели потрясены. Одни веруют, другие настолько разозлились, что хотят Его сбросить с утеса, погубить.
Дело в том, что в Израиле в то время ждали Мессию, который будет сильным мира сего, будет царем или великим военачальником, который установит какой-то новый режим власти в Израиле. Поэтому образ Иисуса Христа, сына плотника, совсем не вписывался в представления о Мессии. Настолько, что даже члены Его семьи не воспринимают Его всерьез. В Евангелии от Иоанна с большой горечью отмечается: «братья не верили Ему» (Ин 7:5).
Даже в окружении самых близких людей никто не принимает Христа всерьез.
Поэтому слова Христа, сказанные после проповеди в синагоге, — это, конечно очень суровые и жестокие слова, но вместе с тем это слова утешения, они внушают силу духа тем, кто действительно идет по пути своего призвания, по пути своего служения, потому что сам факт, что тебя не признают, это косвенное подтверждение твоей миссии.
Но какая мораль для нас с вами? Прежде всего, давайте будем стараться относиться благосклонно и с любовью к талантам своих близких. Не скупитесь на слова признания, на комплименты. Каждый из нас нуждается в уважении и признании.