Что значит «поцелуй Иуды»

Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Очередной ролик серии «Крылатые выражения из Библии».

«Поцелуй Иуды» — это выражение широко вошло в нашу речь. Оно восходит к евангельскому эпизоду, о котором рассказывает, в частности, евангелист Матфей:

«Иуда приблизившись к Иисусу, сказал: „Приветствую Тебя, Равви“, — и поцеловал Его. Иисус сказал ему: „Делай же то, для чего ты пришел, друг!“» (Мф 26:49).

Той мрачной ночью в Гефсиманском саду появляется Иуда, один из Двенадцати, по прозвищу Искариот. Прозвище Искариот предполагает разные истолкования. Возможно, это был человек родом из селения Кариот или Кариоф на юге Иудеи. Другие ученые усматривают здесь искаженное латинское слово sicarii (сикарии — «кинжальщики»), которое указывает на членов секты, которые носили короткие кинжалы (sica), это была группа боевиков, которые готовили восстание, совершали террористические акты против римских оккупантов. Некоторые толкователи усматривают здесь выражение «ишкарья», что буквально означает «человек лжи», но это, вероятно, более позднее толкование, когда уже знали историю Иуды.

С тех пор поцелуй Иуды стал символом предательства. В Евангелии по-гречески говорится об этом очень кратко: ἐφ᾽ ᾧ πάρει, «вот для чего ты здесь» — эти слова Христос обращает к Иуде. «Делай то, ради чего ты пришел» — сама по себе эта фраза, когда она произносится по-гречески, похожа на глубокое воздыхание, но горечь этой фразы усиливается словом «друг». Кстати, здесь употребляется слово «друг» (ἑταῖρε), которое в греческом языке является однокоренным со словом ἑταίρα («гетера»). Таким образом, речь идет о очень высокой степени доверительности отношений, это действительно спутник жизни.

Чуть позже евангелист Матфей сообщит о том, что история, начавшаяся в Гефсиманском саду, примет совершенно необычный оборот. Спустя несколько часов после этой встречи, этого диалога между экс-учеником и его Учителем Иуда вернул вознаграждение за предательство и, терзаемый угрызениями совести, в конце концов повесился.

Возможно, он надеялся стать соратником вождя, Мессии, который свергнет иго Рима. Но вот он испытал разочарование и совершает предательство. Вероятно, с такой мотивацией мы часто сталкиваемся, когда нас кто-то предает, кто-то разочарован в нас, и как бы в отместку иногда наши близкие друзья, близкие люди способны нас предать. Иуда внутренне уничтожает себя: от предательства Христа до самоубийства всего лишь один шаг.

Теперь хотелось бы задать богословский вопрос. Предательство Иуды, как его преподносит евангелист, было частью спасительного замысла Бога. Для того, чтобы совершилась смерть Сына во искупление грехов, кто-то Его должен предать: эта роль выпадает Иуде. Поэтому возникает вопрос: можно ли возлагать ответственность на плечи предателя, которому отведена в этой драме лишь роль инструмента, средства для осуществления драмы? Действительно, в Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «Никто из учеников не погиб, кроме сына погибели, да исполнится Писание» (Ин 17:12). Здесь возникает деликатный вопрос: с одной стороны, Бог совершенно свободен и всесилен, с другой стороны, человек тоже свободен, человеческая личность обладает непререкаемой свободой. Именно этой свободой воли Иуды и воспользовался сатана, поэтому Христос говорит: «Не Двенадцать ли вас Я избрал? И всё же один из вас — дьявол» (Ин 6:70).

И действительно, на Тайной вечере в Сионской горнице в Иуду входит сатана и всё описываемое после этого преподносится, как будто Христа предает не просто человек, но предает именно дьявол. Именно дьявол вложил в его сердце мысль о предательстве. Хотя тоже будет добавлено, что Иуда был жаден до денег, но воля его была совершенно свободна, и он поддался этому искушению.

Но в чем же тогда свобода Бога? «Да сбудется Писание» — эти слова Иисус произносит для того, чтобы охарактеризовать самое чудовищное предательство, и здесь в нашей голове не сходятся концы с концами. Речь идет о самом гнусном, отвратительном и омерзительном. Разве уместны здесь слова «да сбудется Писание»?

Эти слова показывают нам, что человеческая свобода, даже в самых низких, постыдных ее проявлениях может быть использована Богом в благих целях. Иуда осознанно и до конца предает своего Учителя, предает себя во власть дьявола. Он становится «сыном погибели». Но Бог использует этот омерзительный поступок в Своем деле Искупления.

Предательство Иуды, предательство человека не застает Бога врасплох. Бог уважает до конца свободу, ни в чем ее не ограничивает, но в конечном итоге всё приводит к спасительному действию, что и совершается в смерти Христа и в Его Воскресении.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle