Дети в храме да молчат…

Денис Собур

Заведующий научно-исследовательской лабораторией, преподаватель, кандидат физико-математических наук, выпускник МФТИ, автор ряда патентов в области ультрафиолетовых технологий.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Что можно сделать, чтобы матери с детьми и прихожане не мешали друг другу и никто при этом не пострадал.

Христос благословляет детей

Христос благословляет детей

Православный фейсбук обрадовался новой теме для обсуждения… Мимоходом вырвавшееся у молодой мамы замечание, что она кормила грудью в храме, вызвало лавину комментариев. И хотя статья была не о том, все бурно стали обсуждать: православно это или нет – кормить грудью в храме. В общем-то, и обсуждения здесь особо не нужно – уже многие годы мамы спокойно кормят грудью и проблемы в этом нет. Кроме того, современная одежда вполне позволяет организовать процесс так, чтобы никому ничего не было видно. В статье, с которой все началось, мама вообще была в слинге. И есть подозрение, что существенная часть протестующих не особо в курсе, что такое слинг, который специально предназначен для того, чтобы кормление грудью не смущало ничей взор. Поэтому в этой бессмысленной дискуссии я вижу лишь желание изобрести обновленную версию Ветхого Завета, в котором будет четко регламентировано, при каких условиях грудью можно кормить, а при каких нет. Желательно собрать синодальную комиссию и издать циркуляр о порядке участия верных в лактации.

А если серьезно, то и статья, и комментарий в фейсбуке о. Петра Мещеринова были совершенно о другом. С одной стороны мама, которая хоть как-то пытается наладить свою духовную жизнь (так, как ее учит Русская Православная Церковь). А с другой стороны прихожане и духовенство, которым ее наличие в храме очевидным образом мешает заниматься своей духовной жизнью. И это действительно серьезная проблема – какой мы видим духовную жизнь матери маленьких детей? Какую цель мы ставим, раз уж Церковь призывает верных к многочадию?

Самое простое пойти по пути обесценивания. К сожалению, этим грешат обе стороны. С одной стороны женщине предлагают забежать в храм на 5 минут, причаститься без исповеди и уходить, никому не мешая. С другой стороны, находящимся в храме предлагают демонстрировать чудеса аскетики фразами «если вам мешают дети – вы плохо молитесь». Однако достаточно вспомнить Новый Завет, чтобы понять ложность обоих подходов. Сосредоточенная молитва действительно требует тишины, и не случайно Христос Сам удалялся от толпы, чтобы помолиться в тишине. В то же время женщина с маленькими детьми – такой же член общины, как и все остальные собравшиеся в храме. Более того, это два, три, четыре члена общины. И их нельзя выгонять из храма лишь по той причине, что у женщины дети и она не может выбраться в храм одна. Никто же не предлагает выгнать двух-трех недовольных и оставить мам в покое… Почему мы говорим о доступности храма для бабушек, инвалидов, но не говорим о доступности для женщин с маленькими детьми? Сравнение с кино или театром здесь некорректно. Церковь не учила о необходимости для спасении посещать (кино)театры или концерты. Но, вообще говоря, испанские кинотеатры стали устраивать сеансы специально для кормящих мам с младенцами, чтобы и они смогли выбраться отдохнуть и пообщаться.

Проблему обычно предлагают решать одним из двух способов.

Первый вариант – «святость материнства», объявляющая рождение детей самостоятельной христианской добродетелью. Однако само по себе рождение есть «дело естества», а собственно добродетелью называется христианское воспитание детей (см. Златоуста, Беседа 9 на 1 Тим 2:15). Но ведь христианское воспитание детей в рамках современной парадигмы это… приобщение их к Таинствам и к богослужению. Ну так женщины это и делают! В чем претензия тогда? Опять сами виноваты, что послушали учащих и проповедующих?

Или все же не будем перекладывать ответственность на мам? Может быть, попросим священноначальствующих, чтобы они проповедовали ненужность вождения детей в храм к таинствам (смешно даже писать…)? Или все же скажем: да, вы все сделали правильно, не давайте искать вместе выход. Ведь это не вы, а мы предложили вам набор взаимоисключающих требований. Так давайте научимся их совмещать при помощи других членов Церкви. Чтобы и мать могла участвовать в богослужении, и дети не мешали окружающим и не раздражали их. Решений масса. Это могут быть и волонтеры, помогающие с детьми (да, братие, хотя бы обращайте внимание на женщин, стоящих в очереди к причастию с двумя маленькими детьми. Причащать двух детей младше трех лет тяжело даже для крепкого мужика). И детская площадка у храма, где установлены колонки. Да, насколько я слышал, и воскресные школы возникли у протестантов из идеи занять детей во время богослужения.

Второй вариант, более радикальный, предлагает в фейсбуке о. Петр Мещеринов. Говоря кратко, он сводится к тому, что храм – лишь часть подлинной жизни во Христе. Что личная, а следовательно семейная повседневная жизнь во Христе – главное, а храм глубоко вторичен. Признаюсь, мне сейчас близок этот подход. Но при чем здесь женщины с маленькими детьми? Это они сами должны понять, что учение о храмовом благочестии глубоко вторично? Несмотря на тот поток негатива, который высказывается в Церкви против верующих в душе? Или может быть сначала сами научимся строить «домашние церкви»? Потом выдержим поток обвинений в сектантстве. И, уже научившись, скажем той самой женщине: знаешь, в храме с маленькими детьми действительно тяжело. Но ты можешь прийти к нам, помолиться, поговорить о духовной жизни и воспитании детей. А в храм… В храме мы выделим специальные детские дни, скажем субботним утром раз в месяц, и организуем все так, чтобы было удобно детям и родителям. А те, кому дети мешают молиться, в этот день могут забежать за пять минут до причастия, причаститься и скорее убежать.

Понимаю, что все это звучит утопично. Но еще более утопично звучит призыв к мамам маленьких детей самостоятельно начать изучать повседневную жизнь во Христе, о которой в храме никто им не говорит.

И главное. На мой взгляд, молодые родители сегодня – это одна из тех немногих социальных групп, которые приходят в Церковь в расцвете лет. Связано это со многими причинами. Любые родители хотят для ребенка лучшего, и, услышав на огласительных беседах о важности Причастия, начинают приносить ребенка к Чаше. А потом и подходить к Ней сами. Кроме того, мамы обычно вырваны из привычного окружения и очень рады получить совет опытных людей о том, как растить детей. А заодно и очистить голову от околоправославных бабьих басен. Да и просто быть выслушанными и поддержанными. Это благотворное для приобщения к Церкви время продлится недолго. Когда ребенок пойдет в садик, а мать выйдет на работу, то сил на храм, скорее всего, не останется. Но это самое плодотворное время вполне можно использовать и для катехизации, и для того, чтобы подружиться с другими православными семьями и сформировать среду, в которой будут расти наши дети. А совет сидеть дома и никому не мешать – самое неподходящее в такой ситуации. Если, конечно, мы ставим перед собой задачу приобщать людей к христианству.

В конце концов, если поставить цель, несложно сделать храм удобным для мам с детьми пространством. И это, как мне кажется, даже легче чем организовать детскую воскресную школу, о неэффективности которых сегодня не говорил только ленивый.

И да, уверяю вас, мама о шумящих в храме детях переживает не меньше, чем прихожане, которым они мешают…

 

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle