60 лет назад, 13 июня 1965 года, преставился Мартин Бубер, немецко-израильский мыслитель, классик религиозной, экзистенциальной, диалогической философии. В его память — краткий обзор его работ.
Я и Ты
«Я и Ты» — одна из главных книг XX века, философская поэма о радикальном различии отношения Я-Оно (отношения к вещи, к пассивному объекту) и отношения Я-Ты (отношения к личности, другому). Это различие — один из главных вкладов в экзистенциальную, диалогическую мысль. Но принципиально важно, что Бубер ясно и глубоко высвечивает религиозную природу этой мысль: первое и последнее Ты, парадигма всякого Ты — это Бог, Бог Авраама, Исаака, Иакова, Бог Писания. Парадигма отношения Я-Ты закладывается в Писании, в отношении верующего к Единому Богу. И обратно: экзистенциальная и диалогическая мысль Бубера ясно и глубоко высвечивает специфичность веры: вера, отношение к Богу не есть отношение к некоторой вещи, скажем, утверждение о некотором объекте (скажем, объект «бог» существует,обладает такими-то параметрами и т. п.). Библейская вера есть отношение к Ты, живое, личностное отношение к живому, личностному Богу. Отсюда, кстати и форма книга: это именно поэма, некоторое субъективное, т. е. в Я-Ты форме высказывание, а не трактат, некоторое объективное, высказывание в Я-Оно форме.
Гог и Магог
От философской поэмы — к хасидскому роману. Бубер — один из главных деятелей еврейской культуры XX века, чудовищного по-разному для всего человечества — века, где попытались полностью уничтожить народ Авраама, Моисея, Исайи, Иисуса, Павла. Бубер же культурно, по образованию, языку принадлежал к Германии — той именно стране, что это уничтожение пыталось произвести. И другое: из Германии, к счастью, Бубер успевает эмигрировать в Палестину/Израиль, где останется до своей смерти. До и после эмиграции Бубер выступает за единое ервейско-арабское государство, за мирное и братское сосуществование евреев и арабов.
Это политически-биографически, а вот в плане духовной культуры, тут важнейшей (Бубер — ее деятель, а не политик). Бубер вместе с Ф. Розенцвейгом переводит Танах на немецкий, пишет ряд работ по библеистике; он — один из тех кто открыл европейской культуре красоту и глубину хасидизма, в частности он создает «Хасидские сказания», собрание историй о хасидских цадиках.
«Гог и Магог» — уникальная книга. Единственный роман Бубера, отражающий интереснейшую реальную историю: спор цадиков (хасидских святых) о Наполеоне. Часть цадиков магическими средствами хотели сделать из Наполеона «Гога и Магога», тем самым приблизив Избавление. Другие же цадики верили, что Избавление может приблизить только внутренняя праведность. Так роман решает вопрос, как относиться верующим библейской традиции к истории и ее концу. Интересно, что Бубер в послесловии пишет, что одним из упреков к роману был такой: автор христианизировал хасидские предания. Прекрасная, интереснейшая книга — в частности по проблеме религиозного отношения к политике (напомним: Бубер пишет в XX веке). Наполеон (как очевидно и Гитлер) — прообраз «Гога из страны Магог», который будет вести войны в предмессианское время согласно Книге Иезекииля (в христианских терминах речь идет об антихристе). Суть романа, согласно его автору, содержтся в этом фрагменте: «”Рабби, — сказал он срывающимся голосом, — что там с этим Гогом? Ведь он может быть снаружи только потому, что он есть внутри?” При этом он показал на свою грудь: “Мрак, из которого он получен, следует искать лишь в нашем слабом или коварном сердце. Гога вскормила наша измена Богу”».
Нужно в мысли Бубера понять полное тождество внутреннего, духовного и социального, политического: Я-Ты это суть духовности, но притом самоочевидно это и суть социального, политического. Критика Я-Оно есть критика отчуждения, овещнения, материализма, атеизма — равно как и ритуализированной, объективированной религиозности; апология Я-Ты есть апология живой веры в Бога, но тем же самым — живых межличностных отношений, общинности. В этом смысле очень характерна Буберова защита единого двунационального («диалогического») еврейско-арабского государства, проект федерации народов Ближнего Востока, который он разрабатывал и пропагандировал в последние годы — тут же надо знать и помнить, что именно Бубер отредактировал и опубликовал труды своего друга, интереснейшего немецко-еврейского религиозно-анархистского мыслителя и политика Густава Ландауэра; политическая Я-Ты философия Бубера в сущности анархистская: свободное сосуществование (диалогичность) национальных, кооперативных и пр. сообществ.
Два образа веры
Библеистика, христианство: одна из самых известных и спорных книг Бубера — «Два образа веры», где он проводит различие греческого (пистис) и еврейского (эмуна) понимания веры. По Буберу пистис имеет подоснову в визуальном опыте (опыте созерцания вещи), а эмуна — в аудиальном (слышании голоса другого), т. е. пистис есть вера в Я-Оно форме, а эмуна в Я-Ты форме. Бубер считает, апостол Павел подменяет веру-эмуну верой-пистис: христианская религиозность т. о. по Буберу рвет с библейскими истоками и эллинизируется. Эту точку зрения многие (как кажется совершенно справедливо) критиковали. Так или иначе эта книга — одна из важнейших в иудео-христианском диалоге.
Образы добра и зла
Друга работа по осмыслению Библии — «Образы добра и зла», размышление о грехопадении, о происхождении зла — Адаме и Еве, Авеле и Каине, Ное и потопе. Эти библейские сказания сравниваются с аналогичными авестийскими. По Буберу речь в обоих группах сказаний идет о совершенно разном понимании добра и зла.
Диалог
Сказано уже, что Бубер вносит один из главных вкладов в диалогическую философию своим шедевром «Я и Ты». Работа «Диалог», как ясно из названия, принадлежит к той же философии: социальные аспекты философии диалога, диалог и эрос, диалог и мышление и т. д.
Проблема человека
«Проблема человека» — работа по философской антропологии, рассмотрение понимания человека в классической философии (от Аристотеля до Канта), в мысли Гегеля, Маркса, Фейербаха, Ницше, Хайдеггера, Шеллера, Юнга. Суть работы можно выразить как критику и индивидуалистического и коллективистского понимания человека (и соответствующих политических идеологий и практик), как призыв к их преодолению в диалогическом понимании: к конституции человека принадлежит его совместность с другими, диалогичность.
Затмение Бога
«Затмение Бога» — работа о взаимоотношениях религии и философии: любовь к Богу, религия и современное мышление, религия и этика, Бог и человек и т. п. Интересна здесь сама постановка текста в феномен «затмения Бога», т. е. специфическом современном феномене секулярности, атеизма, «смерти Бога» — «затмение божественного света», понимаемого Бубером как «раздувшееся до колоссальных размеров» «отношение Я-Оно»: «”Я” этого отношения, всем обладающее, все осуществляющее, со всем справляющееся Я, неспособное выговорить “Ты”, неспособное в сущностном смысле встретиться с иным существом … это ставшее всесильным Я со всем окружающим его Оно не может признать ни Бога, ни что бы то ни было подлинно абсолютное, данное человеку как не из человека происходящее. Оно заступает и загораживает нам небесный свет». Здесь видим блестящее тождество социально-политической, диалогически-экзистенциальной, духовно-религиозной мысли.