Доктор Скуратовская

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Своими воспоминаниями о Наталии Скуратовской делится ее старый друг Алексей Марков.

10 августа 2024 года на 55-м году жизни скончалась Наталия Станиславовна Скуратовская, психотерапевт, психолог, преподаватель, человек, к которому на полном серьезе вполне подходит слово «мозгоправ». Многим сотням, а скорее тысячам людей она помогла обрести себя или хотя бы отойти от края.

Родилась и выросла Наташа в Москве. С юных ногтей, еще школьницей она попала в андеграундную среду, тогда же увлеклась восточной духовностью. Организация и концертов и общение с музыкантами таких групп, как «Зоопарк», сквоты и тусовки — это то, в чем она оказалась, еще не достигнув и совершеннолетия. В 18 лет она поехала в буддийский монастырь в Бурятии, где монахи увидели в ней бодхисаттву. Сама она с иронией рассказывала об этом, впрочем, ирония ей была свойственна во всем. Вскорости «ради эксперимента» Наташа крестилась. Просто хотела узнать, есть ли так называемая христианами благодать. Убежденным христианином она после осталась на всю жизнь. Скоро ей пришлось испытать тяжелейшую травму: в пожаре сгорел ее муж, отец ее трехлетней дочери. В 25 лет на почве тяжелейших переживаний у нее случился лейкоз. Она справилась с болезнью, выжила и смогла вырастить дочь.

Личный опыт переживания запредельного горя помогал ей вытягивать людей из самых тяжелых пограничных состояний.

А таких она встретила много, когда постепенно, все больше и больше стала работать с православными. В 2010-е годы последствия так называемого церковного возрождения стали массово являться в виде искалеченных жизней и сломанной психики. Кого-то, включая людей в сане или постриге, пришлось спасать фактически из петли.

Она постепенно, но целенаправленно деконструировала все эти ролевые игры, которые люди воспринимали за духовную жизнь. «Это не рок-н-ролл, это „Зоопарк“» (С). Это не так называемая христианская психология, а честный поиск настоящего без границ закона. Останется человек после этого в Церкви и в какой — дело второстепенное. Избавиться от токсичной «духовности» и манипуляций — в этом она видела путь ко спасению, к любящему Творцу. И понятно, что за такой подход многие люди в Церкви ее ненавидели, травили, оскорбляли, гадили по мелочи. Наталия умела противостоять этому, не теряя самообладания, она умела четко, но не переходя на унижения и оскорбления ответить.

Имея заработок от светской работы, Наталия Станиславовна много участвовала в церковной жизни. Преподавала в семинарии, читала лекции, в том числе организованные фондом «Предание», была заведующей секцией психологии при Рождественских чтениях, давала печатные, радио- и видеоинтервью. Она отлично понимала, что из церковных организаций и организованных РПЦ мероприятий ее выкинут рано или поздно. Ее это не задевало — или даже было еще одним таким экстремальным восхождением, а она же была альпинистка. Так что ее интересовала конкретная помощь, конкретным же людям.

В последние годы Наталия Станиславовна много занималась частной практикой как психотерапевт. У нее было много клиентов, как связанных с Церковью и православием, так и далеким от него. И со всеми проявлялся и ее дар тонко различать подлинное от ложного, форму от глубинного содержания. На языке православной аскетики это называется даром рассудительности или смиренномудрием. Очень многим теперь не будет ее хватать. Ее мудрости и иронии, часто черной, саркастической и на грани того, что для иных является «кощунствовом», почти как у Иисуса.

Но у нас остаются записи ее лекций, статьи и интервью, и это наследие еще глубоко недооценено.

В прошлом году к Наталии вернулось онкологическое заболевание. В этот раз победить рак ей не удалось.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle