Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Экранизации Достоевского

Ко дню рождения Достоевского предлагаем вам подборку экранизаций его романов, повестей и рассказов: по фильму на каждое значимое произведение великого христианского писателя.

Двойник«Двойник» — спектакль (синтетический, с привлечением музыки, пластики и пр.) Александринского театра. Режиссер: Валерий Фокин. Великая повесть Достоевского — первый «странный» его текст, где уже видна «достоевщина»: забитый, мелкий чиновник на волне униженной и при этом непомерной гордости начинает видеть своего двойника.



Белые ночи«Белые ночи» — экранизация от великого режиссера Л. Висконти. В ролях: Мария Шелл, Марчелло Мастроянни. Одинокий «мечтатель» встречает в ночном Петербурге девушку и влюбляется в неё. Она однако уже обручена: типичный «достоевский» любовный треугольник.



Дядюшкин сон«Дядюшкин сон» — советский телеспектакль А. Орлова. Сатирический рассказ, жестко разоблачающий раболепие перед богатымыми и властными; разоблачающий лицемерие, которое «не замечает» этого раболепия; разоблачающий социального молоха, жрущего достоинство и души людей, даже не замечая этого («во сне»).



Село Степанчиково и его обитатели«Село Степанчиково и его обитатели» — двухсерийный советский фильм Льва Цуцульковского. Повесть о том, как люди легко и незаметно входят в моральное рабство. Фома Опискин — «благочестивый», «умный», «всеми обиженный» тиран, манипулятивно подчинивший себе целую семью. Помимо прочего — сатира на фарисейство, ложное благочестие, ложную праведность.



Униженные и оскорбленные«Униженные и оскорбленные» — фильм А. Эшпая. В ролях: Александр Абдулов, Борис Романов, Анастасия Вяземская, Виктор Раков, Людмила Полякова, Настасья Кински, Никита Михалков, Сергей Перелыгин. Ещё сентиментальный роман Достоевского, но уже имеющий черты его «великих романов»; здесь не только жалость к страданиям маленьких людей, но уже есть философия, уже появляются персонажи, где проглядываются черты Версилова и Ставрогина.



Скверный анекдот«Скверный анекдот» Александра Алова и Владимира Наумова. В главной роли: Евгений Евстигнеев. Один из лучших рассказов Достоевского: «либеральный», исполненный идей гуманности начальник в целях этой самой гуманности решает посетить вечеринку подчиненного, что кончается комичной, нелепой катастрофой.



По поводу мертвого снега«По поводу мертвого снега» — телевизионная версия пьесы К. Гинкаса по мотивам «Записок из подполья» Достоевского. Режиссер: Кама Гинкас. Самый «достоевский» из текстов Достоевского, один из важнейший антропологических текстов христианской цивилизации: великая философия желания, философия субъекта, которому своя «глупая воля» всегда останется важнее «самой выгодной выгоды»: человеческое желания ничто не удовлетворит.



Преступление и наказание«Преступление и наказание» — великолепная, возможно, лучшая экранизация романа. Режиссер: Л. Кулиджанов. В ролях: Георгий Тараторкин, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Бедова, Ефим Копелян, Евгений Лебедев, Майя Булгакова, Ирина Гошева, Любовь Соколова, Виктория Федорова, Инна Макарова, Валерий Носик, Владимир Басов, Александр Павлов, Елизавета Евстратова. Первый из «великих романов» Достоевского: идея сверхчеловека, относительности добра и зла проверяется здесь, как, может быть, нигде более: а почему вообще нельзя убивать, может, можно?



Игрок«Игрок» — классическая экранизация А. Баталова. В ролях: Николай Бурляев, Татьяна Иванова, Любовь Добржанская, Всеволод Кузнецов, Житка Зеленогорска, Александр Кайдановский, Василий Ливанов, Инна Кондратьева, Федор Никитин, Георгий Тейх, Анатолий Шведерский, О. Линд, Кирилл Гунн, Гелена Ружичкова. Роман о том, как страсть (в данном случае — к игре в рулетку) может сожрать душу и уничтожить жизнь.



Идиот«Идиот» — экранизация от великого Акиры Куросавы, многие считают — лучшая экранизация «Идиота». Действие перенесено в послевоенную Японию. Второй из «великих романов»: попытка изобразить «князя Христа» в современных Достоевскому условиях, история святости, кротости, любви, денег, гордыни, обиды и пр.



Идеальный муж«Идеальный муж» или «Преданный супруг» (1993) — достойный фильм Б. Д. Фейхо, экранизация «Вечного мужа». В главной роли — Тим Рот. Великий рассказ о тайнах брака и сексуальности, о странной динамике «любовного треугольника».



Бесы«Бесы» великого польского режиссера Анджея Вайды. Многие считают этих «Бесов» лучшей киноверсией романа (хотя, если быть точным, Вайда поставил фильм по пьесе Камю). Один из лучших фильмов Вайды. Третий «великий роман»: метафизика политики и революции, «бесовщина» в политике, борьба Богочеловечества и человекобожия, Антихрист, смерть Бога.



Подросток«Подросток» — образцовая советская экранизация (шестисерийный фильм) четвертого «великого романа» Достоевского, при этом, кажется, наименее читаемого — и совершенно зря. Герой романа одержим страстью денег, страшной их властью, которой можно совершить всё, всё купить; но это скорее важная тема для героя, но не единственная тема романа: здесь можно найти утопию атеизма, тему «святых камней Европы», любовных страстей и пр.



Кроткая«Кроткая» — первый цветной фильм великого режиссера Р. Брессона, экранизация одноименного рассказа Достоевского: монолог мужа у трупа своей жены, убившей себя. «Мне хочется, чтобы люди, которые смотрят фильм, почувствовали присутствие Бога в обыденной жизни, как Кроткая перед лицом смерти», — говорил Брессон.



Сон смешного человека«Сон смешного человека» — мультфильм великого мультипликатора А. Петрова. Одна из вершин творчества Достоевского: его интерпретация грехопадения; ни больше ни меньше гениальный конспект всей его философии. Петрову блестяще удалось передать видения Достоевского средствами своего искусства. Пожалуй, это самый страшный, самый «серьезный» фильм Петрова. Здесь он действительно, как нам кажется, становиться в один уровень с «автором первоисточника».



Братья Карамазовы«Братья Карамазовы» — классическая, «образцовая» экранизация Ивана Пырьева (режиссурой также занимались К. Лавров, М. Ульянов). В ролях: Михаил Ульянов, Андрей Мягков, Лионелла Пырьева, Кирилл Лавров, Валентин Никулин, Марк Прудкин. Последний из пяти «великих романов»: совершенно гениальный художественно, он собой представляет также целую философскую и богословскую систему: христианство, святость, грех, семья, любовь, убийство и т. д. и т. д.



Инквизиция«Инквизиция» Эванса — экранизация «Поэмы о Великом Инквизиторе», составной части «Карамазовых»: Христос возвращается на землю и попадает в лапы инквизиции. Один из величайших текстов христианской цивилизации, великая философия свободы: христианство — это Благая Весть о свободе, и её-то не хочет принять мир сей.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!