«Сдай в переработку» (recycle) — именно этот пункт ассоциируется с экологичным поведением. Однако в правилах осознанного потребления он всего лишь четвертый по списку. О первых трех правилах читайте тут и тут.
Давайте порассуждаем, что же выбрасывают в храмах.
Стекло. После каждой службы остаются стеклянные бутылки от вина для Причастия. Стекло перерабатывается бесконечное количество раз, причем изготовление стекла из вторсырья проще и дешевле, чем изготовление нового. Хорошо бы нам вспомнить прежние времена и сдать стеклотару.
,Вино можно купить и в большой упаковке: так его хватит надолго, возможно, и тару получится вернуть поставщику. Знаю, что можно закупить вино для Евхаристии в металлических бочках. Такие бочки потом могут пригодиться в храмовом хозяйстве, например, для освящения воды на Крещение (и это третий шаг — «используй повторно»). Кроме того, металл легко принимают в металлолом, и даже за небольшое вознаграждение. Получается и экономично, и экологично.
Пластик. В условиях пандемии коронавируса прихожане после Причастия запивают из пластиковых стаканчиков (раньше — из многоразовых чашечек). С точки зрения гигиены так лучше, но куда их потом выкидывают, особенно если причастников много?
Из храма в нашем поселке (храм Рождества Иоанна Предтечи в пос. Юкки Ленинградской обл.) и стекло, и полипропиленовые стаканчики везут в ближайший пункт сбора вторсырья «Правила Деления». После чаепитий в прошлые годы я отвозила туда и чашки, плюс призывала постоянных участников чаепития приносить свои чашки. И был отклик, приносили!
Однако остается проблема с отдаленными храмами, возле которых вторсырье пока не принимают, а стаканчики все равно пластиковые.
У меня есть два варианта выхода из ситуации. Первый — простой: я ношу свою небольшую чашку и пью из нее после Причастия.
Второе решение — неординарное. Пока не знаю, насколько оно реализуемо, но если одноразовый пластик у нас в стране запретят, то это выход. Причастие запивают и заедают небольшим кусочком просфоры либо для этого режут батон. В таком случае стаканчики могут быть хлебными/вафельными. Быстро налил, запил, съел стаканчик.
Бумага. Популярный вид вторсырья, известный всем нам еще с советских времен, — легендарная макулатура, за сдачу которой мой дед приобрел часть семейной библиотеки.
Да, бумага горит и прекрасно перепревает (если ее не заламинировали пластиком), однако важно дать ей шанс на вторую жизнь и сдать в переработку. Из одного взрослого дерева получается в среднем 17 пачек бумаги А4 по 500 листов. В процессе производства тратятся электричество, пресная вода, трудовые ресурсы. В воздух и в воду попадают загрязняющие отходы.
По данным Greenpeace, каждая тонна переработанной макулатуры спасает 24 дерева, предотвращает выброс в атмосферу тонны CO₂, требует на 4,7 МВт/ч меньше электроэнергии и на 33 л меньше воды, чем при использовании первичного сырья.
В храме в основном используются богослужебные книги: они надолго. Но есть и «одноразовая» бумага. Например, календари и богослужебные указания — каждый год выпускаются новые. В календарях около 400 страниц, в указаниях — более 1000.
По идее, их вполне можно сдать в макулатуру, вырезав предварительно изображение храма, иконы, креста. И тут, кстати, может быть ответственность издательства: если оно задумается о бережной утилизации, то, может, не станет печатать в таких «невечных» книгах святые изображения?
Радикальный вариант, не требующий древесных жертв, — использовать календари и указания в электронном виде.
Есть еще толстые тетради, куда записывают имена для длительного поминовения. И масса записок с именами. За время карантина прижились электронные записки. Раньше на них взирали с недоумением и осуждением. А весной 2020 года прихожане уже присылали в храм имена по электронной почте или через соцсети.
Но потом эти записки все равно распечатывают, чтобы было удобнее читать. Так что бумага в храме в ходу, и лучше дать ей возможность стать бумагой снова — сдать в макулатуру. А перед этим использовать с другой стороны.
Свечи. Наверняка видели, как бабушки-уборщицы ревностно охраняют подсвечники, а маленькие свечи тушат и складывают в коробочку рядом.
В храме в пос. Юкки дальнейший путь огарков такой: их накапливают, а потом передают поставщикам во время приобретения очередной партии свечей. Огарки отправляются на свечной завод, где их очищают от остатков фитилей и копоти, и из полученного парафина или воска делают новые свечи.
Важно, из какого материала сделана свеча. Конечно, натуральный воск и сгорает экологично, но бывают свечи и из парафина. Если это очищенный или высокоочищенный парафин, то при горении ничего вредного не выделяется. Например, предприятие «Софрино» льет свечи из высокоочищенного парафина, причем делает контрольный отжиг: проверяет каждую партию не только на содержание вредных веществ в воздухе после горения, но и на копоть. Ведь если свеча коптит, стены храмов будут быстро пачкаться, требовать дополнительного ухода, нередко трудоемкого и дорогого.
Бывают в храме и такие «бытовые» отходы, которые нуждаются в особой утилизации. Иконы, на которых уже не видно образа, не подлежащие ремонту богослужебные книги, сломанные крестики, ветхие платы. Традиционно пришедшие в негодность почитаемые вещи сжигаются в церковной печи. Этот способ утилизации используется с тех времен, когда еще не было такого количества пластика, когда иконы писались на дереве, а ткани изготавливались из хлопка и льна без добавления полиэстера. Сейчас сжигание предметов, содержащих пластик, — не самое лучшее решение, но здесь есть и ответственность производителя священных предметов: подумать не только о процессе изготовления и выгодной продаже, но и о возможностях последующей безопасной для природы утилизации.