Фильмы про священников

Владимир Шалларь

Автор ТГ- и ВК- ресурса «Либертарная теология».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Продолжаем наши зимние киноподборки, на сей раз — фильмы о священниках. Понятно, что фильмов, где фигурирует священники, пруд пруди, поэтому подборка выйдет субъективная; но эту субъективность мы компенсировали разнообразием.

Письма отцу Якобу«Письма отцу Якобу» Клауса Хярё — может быть, не шедевр, но любимый многими фильм. Амнистированная уголовница устраивается работать к старому слепому священнику: читать ему письма разных людей, обращающихся к священнику за советом и молитвой. Одновременно грустный и радостный фильм о вере.



«Третье чудо» — фильм Агнешки Холланд. Замечательный фильм о чуде (и не только). В центре — священник, которому поручено «расследовать» подлинность чудес, и цыганка Хелен (умершая к началу действия), которую «подозревают» в святости.



«Месье Венсан» («Господин Венсан», «Монсеньор Венсан»; 1947 г.) Мориса Клоша — классика кинематографа, прекрасный фильм — «житие»: без пафоса, елейности и пр. Фильм рассказывает о главных вехах пути Венсана де Поля, католического святого, прославившегося делами милосердия. Лента включена в список 45 лучших, по мнению Ватикана, произведений кинематографа.

«Проблемные» фильмы

Назарин«Назарин»: Андрей Тарковский считал этот фильм лучшим у Бунюэля (и не только Тарковский). Священник пытается служить так, как этого требует Евангелие: удивительно ли, что у мира это не вызывает ничего, кроме ярости и отторжения? «Назарин» — история об отношениях святости и мира; некая вариация на тему Страстей. «Назарин» вызывает некоторое недоумение: добродетель священника показана как бы слишком беспомощной, зло мира — уж слишком невосприимчивым к святости; финал — неоднозначен и тревожен. Независимо от того, как это понимал сам режиссер, христиане знают: Евангелие — это отнюдь не пасторальная история; это история о том, как люди откликнулись на пришествие Бога Любви: они распяли Его; христиане же знают, что Он воскрес. Хотел или не хотел этого Бунюэль, фильм ложится в этот контекст.



Причастие«Причастие» (1962; название англоязычной версии — «Зимний свет») — вторая (центральная) часть «трилогии веры» Ингмара Бергмана. Священник, овдовев, теряет веру в Бога. «Какой абсурдный образ!» — говорит он, смотря на распятие. Через тяжелую хладность и пустоту в конце он всё же сможет сказать Богу: «Свят, свят, свят еси, Всемогущий Боже. Исполнены небо и земля славы Твоей»…



«В твоих руках» Аннетт Олесен — мощное современное религиозное высказывание. Анна поступает на работу священницей в женскую тюрьму. Там она встречает Кейт — великую грешницу и… святую, чудотворицу. Фильм о «всамделишней святости» и «всамделишном» грехе. Фильм входит в проект «Догма 95» Ларса фон Триера. Помимо «актуальности» женского священства, этот фильм интересен вот чем: протиборством священника (священницы), как бы благочестивой, но на деле — грешницы, и святого (святой), как бы грешницы, а деле — собственно святой.

Священство и царство

Царь«Царь» Павла Лунгина — история о противостоянии Грозного царя и святителя Филиппа, палача и жертвы, великого грешника и святого. Сколь бы много бессмысленных споров ни велось вокруг Грозного и вообще вокруг власти, Церковь здесь высказалась вполне однозначно: Церковь, Чей Глава невинно казнен Римской империей, канонизировала святителя Филиппа, но — конечно! — не его убийцу. Об этом — прекрасный фильм Лунгина.



«Бекет» Питера Гленвилла — главный герой фильма — Томас Бекет, архиепископ Кентерберийский, святой католической Церкви, одна из центральных фигур английской истории XII в. Томаса Бекета можно назвать английским Златоустом. Как и константинопольский святитель, он восстал против власти — короля Генриха II, хотевшего использовать Церковь в своих интересах. Их борьба, как и в случае со Златоустом, окончилась мученической смертью праведника. Драма о противостоянии святости и мира, Церкви и власти, искушениях и мученичестве. Фильм прекрасен тем, что показывает житие святого «в динамике» — от бурной и грешной молодости к святости. Замечательный, уже давно ставший классическим фильм.



«Жизнь за жизнь» Кшиштофа Занусси — фильм, основанный на реальных событиях. Священник-францисканец Максимилиан Кольбе, канонизированный Католической церковью, был узником Аушвица — символе того зла, что несет власть. Там он добровольно пожертвовал жизнью ради незнакомого ему человека.

Экранизации великих романов о священниках

Дневник сельского священника«Дневник сельского священника» — экранизация романа Жоржа Бернаноса. Вероятно, лучший фильм Робера Брессона, один из величайших фильмов в мировой истории. Молодой священник пытается преобразить жизнь своего прихода в истинно христианском духе, но сталкивается с мощным сопротивлением. Главная тема фильма — борьба святости и пошлости — исполнена здесь поистине гениально. Ко всему прочему «Дневник сельского священника» — прекрасная иллюстрация слов апостола Павла о том, что «мы сделались посмешищем миру»: святость для мира — нечто крайне позорное. Как позорен в глазах мира — Крест. Это главная тема Бернаноса, гениально воплощенная в «Дневнике сельского священника»: священник где-то в провинции, «в старом христианском приходе» пытается просто помочь людям жить по-евангельски: и, кажется, ничего кроме смеха, жестокости и подлости это живое присутствие святости не вызывает…



Под солнцем Сатаны«Под солнцем Сатаны» — фильм Мориса Пиала, в роли аббата Донисса — Жерар Депардье. Фильм взял «Золотую пальмовую ветвь». Экранизация одноименного романа Бернаноса. «Под солнцем Сатаны» — ранний роман Ж. Бернаноса о девушке, которая оказалась в центре борьбы Сатаны и Бога. Бернанос, начав роман как социальную драму, превращает ее в метафизическую. В центре романа «Под солнцем Сатаны» — судьба двух героев: аббата Донисса — священника, сомневающегося в своем призвании, и девушки Мушетты — родившей мертвого ребенка, погрузившейся в безумие. Оба героя встречаются с самим Сатаной… «Под солнцем Сатаны» — роман крайне трагический, жесткий и в своем социальном плане, и в плане метафизическом: борьба добра со злом — действительно борьба, а не какая-то абстрактная схема.



Ключи от Царства Небесного«Ключи от Царства Небесного» Джона Стала — экранизация главного романа Арчибальда Кронина, образца подлинно христианской литературы. История священника Фрэнсиса Чизхолма: несчастная любовь, учеба, первый приход, проповедь в Китае и старость на родине. Кронин сумел показать, что истинная кротость и смирение не отрицают, а предполагают смелость, свободу и дерзание. Вечная борьба кротости и фарисейства, смирения и жестокости, святости и мира. «Ключи Царства» — редкий пример увлекательной, осознанно христианской литературы, вышедшей действительно «легкой» (по чтению, содержание «Ключей Царства» в общем трагическое), а главное — искренней, честной, без нравоучений (может быть, правда, несколько сентиментальной).



Беглец«Беглец» — экранизация романа Грэма Грина «Сила и слава». Режиссер: Джон Форд, один из выдающихся голливудских кинематографистов, один из классиков вестерна. Впрочем, своей «специальностью» (Дикий Запад) он тяготился и жалел, что мало снимал фильмов на другие темы. А вот «Беглеца» как раз он очень любил. К тому же в фильме играли лучшие актеры того времени. Экранизация получилась действительно достойная, во всяком случае фильм создавался более 50 лет назад и его до сих пор помнят (хотя надо признать, что образ главного героя «прилизан» по сравнению с книгой). «Сила и слава» — гениальный роман Грэма Грина, пример подлинно христианской литературы. Священник в эпоху гонений. Священник — блудник, алкоголик, трус… Зачем он остался в этой стране? Его презирают (как и он сам себя, впрочем), преследуют как зверя, наконец убивают. Искренняя, даже жесткая история о грехе, служении Христу, святости. О том, что святость в каком-то смысле неприглядна. О том, что есть единственное горе — не быть святым. И главное: то, что мир считает поражением, для Неба — величайшая победа. С. С. Аверинцев справедливо говорил о романе «Сила и слава» Грэма Грина как об одном из самых аутентичных свидетельств христианства XX века — христианства, оставившего себе только Крест.

Священники в жанровом кино

Я исповедуюсь«Я исповедуюсь» — самый «христианский» фильм Альфреда Хичкока (берем в кавычки, так как сомнительно, что сам режиссер согласился бы с таким определением). Характерно, что этот фильм не пользовался признанием современников (хотя взял Гран-при в Каннах). Зритель насладится классическими для Хичкока саспенсом, тонкой психологией и напряженным сценарием. Священник исповедует убийцу и сам попадает под подозрение: но ведь он не может разгласить тайну исповеди… Опять же характерно, что, по первоначальной задумке режиссера, священника должны были казнить, но режиссеру пришлось изменить сценарий в сторону хеппи-энда.



Ангелы с грязными лицами«Ангелы с грязными лицами» Майкла Кёртиса — фильм 1938 г., общепризнанная классика. На первый взгляд, это обычный голливудский фильм, гангстерская драма, каких тогда было много (и чисто внешне опять же это шедевр данного жанра). В «Ангелах» мы, однако, видим, как, блестяще исполнив внешние черты жанра, создатели перевернули его суть, грубо говоря, «разоблачили» гангстерскую драму. Сюжет следующий: два подростка, Рокки и Джерри, совершают кражу, Рокки попадается. Вследствие этого он становится бандитом, а Джерри — священником. Это зачин. Бессмысленно рассказывать весь фильм, опишем лишь его гениальный финал. Пережив множество перипетий, Джерри оказывается приговоренным к смерти. Рокки, после той первой кражи сделавший делом своей жизни борьбу с криминалом и его популярностью в тогдашнем американском обществе, просит у Джерри невозможного: перед смертью не вести себя как герой, а унизиться, выглядеть «трусливой крысой», тем самым развенчав миф о «бравых бандитах». Так гангстерский фильм оборачивается историей про смирение, уничижение, про «быть посмеянием и позорищем миру».



Отходная молитва«Отходная молитва» — не самый плохой пример «массового кино» с христианскими мотивами. «Драматический триллер» по форме (и вполне на уровне этого жанра), по сути — история раскаяния. Ирландский террорист случайно подрывает школьный автобус. В ужасе он решает покончить со своей прежней жизнью, но для этого он должен совершить еще одно убийство. Случайным свидетелем оного становится священник. Далее — история покаяния на фоне «драматического триллера». Режиссер: Майк Ходжес. В главных ролях: Микки Рурк, Боб Хоскинс, Алан Бейт.



«Пастырь» Левина Уэбба — типичный детективный триллер. Здесь мы его предлагаем как образчик «мейнстрима», но с христианской тематикой и не без «глубины». Ловкому и вполне «светскому» отцу Дэниэлу поручено загладить скандал: другого священника обвиняют в убийстве. Здесь начинается собственно «детектив» и «триллер». Детектив — прекрасная метафора поиска истины, триллер — стояния над бездной (Честертон и Достоевский с разных сторон показали, как все это можно использовать в христианском искусстве). «Пастырь» — неплохая попытка в этом духе: отец Дэниэл, все больше погружаясь в грязь и ужас в поисках истины, вспоминает, кто он: Божий служитель.



Крест и нож«Крест и нож» Дональда Мюррея — христианский проповедник обращает членов подростковых банд Нью-Йорка к Богу. Фильм «Крест и нож» создан по мотивам книг пастора Дэвида Вилкерсона «Крест и нож» и его друга бандита Никки Круза «Беги, малыш, беги». Обе книги повествуют об обращении подростковых банд к Господу. Книги и соответственно фильм основаны на реальных событиях.



«Город мальчиков» Нормана Таурога — классика кино. Пять номинаций на «Оскар» (два — приза). Своего рода христианская «Республика ШКИД» — католический священник создает приют для трудных детей. Эта идея пришла священнику после исповеди приговоренного к смертной казни. «Город мальчиков» в действительности существовал, как и его создатель отец Эдвард Дж. Флэнэгэн, и существует до сих пор. Воспитанники говорили о священнике: «он не суровый отец, а брат».



Отец БраунПод конец — экранизации рассказов об отце Брауне — одном из самых обаятельных образов священника в мировой культуре; сами рассказы — классика детектива и прекрасная литература:

Британский телевизионный сериал в лучших традициях прекрасных английских ТВ-экранизаций классики.

Английский фильм 1954 г. Священник-детектив в исполнении Алека Гиннесса многими до сих пор считается лучшим. Экранизация рассказа «Сапфировый крест».

«Паршивая овца» и «Пагубная страсть» — две немецкие экранизации.

Советский (литовский) двухсерийный фильм «по мотивам новелл Г. К. Честертона». Источником послужил не только «отец Браун», но и «Хорн Фишер».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle