Книги
«Вы будете как боги. Радикальная интерпретация Ветхого Завета и ветхозаветной традиции» — книга Эриха Фромма, фрейдомарксиста, представителя Франкфуртской школы.
Фромм здесь, как и в других своих книгах, утверждает, что принципиальное различие проходит не между верой и неверием, а между авторитарной этикой и гуманистической этикой. Первая — про подчинение внешнему авторитету, фанатизм, отчуждение и т. д. Вторая — про рациональность, любовь, свободу, братство. Примеры первой — сталинизм, кальвинизм. Примеры второй — марксизм, христианство.
И вот Фромм считает, что Ветхий Завет — основоположник гуманистической этики, а его борьба с идолопоклонством — борьба с авторитарной этикой. Библейский монотеизм — про богоподобие человека, про его свободу, про революцию, про любовь и братство. Идолопоклонство — что древнее, что современное — про умаление человека, про служение вещам (власти, семье, деньгам и пр.).
Томас Манн — великий писатель, создатель грандиозной эпопеи, основанной на библейских событиях, — «Иосиф и братья». Среди его поздних произведений есть новелла «Закон», примыкающая к «Иосифу», написанная в том же стиле, рассказывающая о Моисее. Добавили текст и аудиоверсию.
«Фонарь Диогена» Сергея Хоружего — современная христианская ревизия европейских антропологических систем (от Аристотеля до Фуко).
Добавили несколько аудиоверсий писаний Отцов первых веков:
— Послание Поликарпа (I—II вв.). Богословие Поликарпа Смирнского обманчиво просто, но эта простота святости: праведность состоит в вере, надежде и любви, в центре праведной жизни — подражание Христу и вера в Него, которые ведут к пришествию Царства.
— «Послание к Коринфянам» (96–97 гг.) Климента Римского пользовалось огромным авторитетом и даже причислялось к Новому Завету. Послание проникнуто библейским духом.
— Авторитет Климента Римского побудил многих авторов подписывать его именем свои сочинения. Два послания «О девстве» (сер. III в.) — единое произведение, искусственно разделенное на две части, посвящено безбрачию.
Лекции
«Бог vs человек: «антропологический поворот» в богословии». Дмитрий Матвеев.
Мышление меняется на протяжении человеческой истории. Прежние формы выражения перестают работать, появляются новые. Поэтому кажется, что и каждому состоянию мышления адекватно свое выражение религиозной веры.
Современное состояние мышления в европейской культуре нередко определяют как антропоцентричное: его первоочередной интерес — не космос и не божественное, а сам человек. Как и почему возник этот «антропологический поворот» и каковы его последствия для религиозной веры? Является ли этот антропоцентризм современного мышления торжеством посюсторонности, обрекает ли он религию на отмирание — или же, напротив, открывает для нее новые возможности?
«Мужественность мужчины и женственность женщины». Ольга Юревич.
Матушка Ольга Юревич поговорит о ролях мужчины и женщины в семье, о разных задачах, которые стоят перед ними. Есть ли эта разность задач «по природе» или как договорятся, так и хорошо? Должен ли мужчина быть сильным и что эта сила означает? Женщина — помощница, послание Красоты или просто «партнер по браку»? Для чего нужен брак по замыслу Бога?
«Стоит Христова Церковь». Наталья Боровская.
Католическое храмовое строительство советского и постсоветского периодов — очень молодая тема, как в истории Церкви, так и в искусствознании. Мы поговорим о том, как в России во второй половине ХХ — начале XXI в. решаются главные художественные проблемы храмового строительства последних трех столетий. Должен ли облик храма быть стилизованным в духе традиционных для католического зодчества готики или барокко, либо — основываться на современных архитектурных идеях? Должен ли католический храм встроиться в городской ландшафт или, напротив, выделяться в нем, открыто демонстрируя своим обликом католическую духовную традицию?
«Значение аффективных состояний для Духовных упражнений». Бруно Нидербахер SJ.
С самого начала своего духовного пути Игнатий Лойола обращал внимание на свои эмоции: к чему они ведут его, что они ему подсказывают? Только вопрос, не обманчивы ли они. В рамках открытых лекций Бруно Нидербахер SJ, профессор теории познания в Иннсбруке (в Австрии) показывает, каким образом аффективные состояния могут помочь человеку принимать верные решения.
Музыка
Ансамбль «Сирин» — одно из самого лучшего и интересного, что случалось с постсоветской музыкой. «Сирин» исполняет древнерусские церковные песнопения, духовные стихии пр. Чудо в том, что аутентичное исполнение «древней» музыки — удивительно прекрасно, «современно». Добавили несколько альбомов:
— «Христос Рождается. Славите». Богослужебные песнопения Рождественской службы XVI—XVII веков, духовные стихи, христославия.
— «Новое небо, новая земля». Духовные стихи и церковные песнопения демественного, старообрядческого, знаменного, греческого, сербского распевов, строчное многоголосие, строчное двухголосие, ранний партес.
— «Духовные песнопения русского народа».
— «Весна покаяния. Духовные стихи и Песнопения Великого поста».
— Запись пасхального концерта.
Статьи
Об Иуде размышляют протоиерей Димитрий Сизоненко и философ Александр Секацкий: «Иуда измеряет мир в координатах рынка, он прекрасно осознает, что все продается и все покупается. И проблема в этом, а не в том, что он вор. Есть вещи, которые не подлежат продаже, их можно получить только как дар, причем дар незаслуженный. Все фигуры в Евангелии от Иоанна — это определенные функции, каждый из них играет какую-то особую роль. Кто же Иуда? Он — единственный апостол, к которому Христос обращается со словом «друг».
«Смирение и комментарии в сети». Дина Королёк: «Как примирить ветхозаветного Бога, который обрушивает пламя ярости на обидчиков, с Христом, советующим подставить вторую щеку тому, кто ударил тебя?»
«Гендерные роли и апокалипсис». Матвей Берхин: «Бог предназначил мужчине быть ответственным, а женщине — помогать ему и являть красоту в этом мире. Это традиционный взгляд, но я с ним абсолютно не согласен».
«Блаженны через Нее все жены»: как писали о Рождестве Богородицы от Прокла Константинопольского до Димитрия Смирнова.
«Открытое письмо священников в защиту заключенных по московскому делу»: миссионерский эффект». Владимир Шалларь.
«Епископ Василий (Родзянко): спасение – в семье». Тимур Щукин: “Выдающийся пастырь, человек необычайной доброты, кротости и истинной веры. Преданный не только России, из которой он был изгнан, но и семье. Тема семьи пронизывает и его богословие”.
«Современное церковное искусство»: подборка лекций о современной церковной архитектуре, иконописи, музыке.
«Курс на небеса» — статья об Александре Шмореле — православном святом мученике, студенте-медике из Мюнхена, который вместе с друзьями основал христианский кружок «Белая роза» и боролся с гитлеровским режимом.
В издательстве «Никея» вышла книга «Перейди за Иордан» монахини Нины. Это сборник сильных и пронзительных историй женщины, которая прошла очень непростой жизненный путь. В предисловии автор делает важный акцент на том, что в этом мире нет ничего постоянного, и единственное, на что может опереться верующий человек (хотя и не только он), — это Бог. Предлагаем вам рассказ из книги.
«Поствозрождение Церкви: чему учить и чему учиться». Денис Собур: почему в семинарии древним мертвым языкам выделяется часов больше, чем Новому Завету? Размышления о том, чему стоит учиться и учить сегодня.
Мы продолжаем делиться новостями о наших подопечных, уже получивших помощь от «Предания». Сегодня расскажем историю Николая Соколова — благодаря вашей помощи у него теперь есть баня, и ему больше не приходится мыться из чайника, рискуя получить пролежни и нагноения.
«Усекновение главы Иоанна Предтечи и категорический императив»: монахиня Елисавета (Сеньчукова) предлагает взглянуть на всем известную библейскую историю с точки зрения Канта. Как, словно фигуры в домино, одна подлость обрушивает за собой следующую, а в результате страдает праведник. И можно ли было все изменить?
«Хорошее слово с плохой репутацией». Дарья Сивашенкова: «Неоднократно сталкиваюсь с тем, что словам «милосердие» и «сострадание» противопоставляется слово «жалость». Почему-то в нем видится всякое дурное: и надменное оно, и бессильное, и унизительное для того, кого жалеют. Жалеют отчего-то обязательно «свысока».