Федор Василюк. К 5-летию со дня кончины

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

17 сентября 2013 года отошел ко Господу выдающийся современный психолог и психотерапевт Федор Василюк, доктор психологических наук, заведующий кафедрой индивидуальной и групповой психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета, профессор, президент Ассоциации понимающей психотерапии.

В огромной волне различнейших психологических теорий и психотерапевтических практик Василюк занимал особое место: все мощности современных психологии и психотерапии пересобирались им на базе синергийной антропологии, современной концептуализации восточнохристианской аскетики и теологии. Отношения/конфликт христианства и психологии — богатая тема, и книги Василюка вносят в нее большой вклад, притом сразу в нескольких смыслах: что православная теология и аскетика может дать психологии? — и с другой стороны: как психотерапия может работать с верующими и что психология может сказать об основных религиозных феноменах?

«Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования» — попытка создать психотерапевтическую теорию в русле православной традиции, а точнее — в рамках ее современной тематизации — синергийной антропологии Хоружего (Василюк называет свою теорию «синергийной психотерапией»). Центром этой теории является молитва: «Переживание — молитва — деятельность: сопоставление категорий»; «Молитва в мире переживания»; «Переживание — утешение — молитва». Цитата:

«В синергийной психотерапии, ради создания которой предпринято настоящее общепсихологическое исследование, упованием, центром кристаллизации всей психотерапевтической теории и практики должна стать молитва».

«Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций)» — ранняя (1984) монография Федора Василюка, посвященная исследованию критических жизненных ситуаций и процессов их преодоления. Проанализированы ситуации стресса, фрустрации, внутреннего конфликта и жизненного кризиса. Чтобы справиться с этими ситуациями, пережить их, человеку необходимо проделать порой мучительную внутреннюю работу по восстановлению душевного равновесия, осмыслению жизни. Установление и систематизация основных закономерностей процесса переживания — то новое, что вносит книга в психологию преодоления критических ситуаций. Цитаты:

«Основной результат работы, как он видится автору, состоит во введении и разработке категориального комплекса “критическая ситуация — переживание”. Хотелось бы подчеркнуть мировоззренческий смысл выделения двух последних принципов в качестве самостоятельных закономерностей: он состоит в демонстрации принципиальной, философско-методологической ограниченности психоаналитической теории защитных процессов, знающей только принципы удовольствия и реальности и сводящей к ним высшие, духовные закономерности психической жизни.

Введенные теоретические средства позволяют даже такую сложную для объективно-психологического подхода вещь, как религиозное переживание, включить в сферу строго научного психологического объяснения».

«Методологический анализ в психологии» — монография Федора Василюка, имеющая три главы: «Методологический анализ психологических понятий», «Методологический анализ психологических теорий», «Методологический анализ научной ситуации в психологии». Цитаты:

«Нет ли радикального, неустранимого противоречия между психотерапией и религией, в частности между психотерапией и христианством?

Среди мировых религий мы можем назвать лишь одну, которая в центр своего богословия и своей антропологии ставит идею свободы и идею личности, — это христианство. Поэтому, коль скоро психотерапия хочет понимать самое себя не только в технической и конкретно-теоретической плоскости, но в идейной сердцевине своего существования, она должна выявить и прояснить свои отношения с христианством.

Этот текст — как открытое письмо, он обращен ко всем коллегам-психотерапевтам, но внутренне адресован тем, кто сделал свой выбор в пользу христианской антропологии. В среде отечественных психологов-христиан есть две крайности. В одном случае в существующих психотерапевтических школах обнаруживается уже состоявшаяся христианская психотерапия, и дело лишь за тем, чтобы объяснить адептам психосинтеза, гештальттерапии и пр., что они, сами того не ведая, давно говорят христианской прозой. В другом — психотерапия рассматривается на фоне неисчислимых духовных богатств, глубины, подлинности церковного опыта и объявляется пустым, ничтожным, а то и бесовским занятием. Тот, кто верит, что психотерапия может быть настоящим духовным служением, оставаясь при этом и настоящей профессией, должен избрать третий путь — сохраняя трезвую и ясную духовную позицию, бережно и с уважением отнестись к исторически пройденному психотерапией пути, и как знать, не окажется ли она вопреки своему принципиальному секуляризму, а то и атеизму, в условиях современной культуры “детоводительницей” к христианской психотерапии.

Магистральное направление будущего развития психотерапии, по обсуждаемой гипотезе, связано с категорией молитвы. Молитва и есть главное упование синергийной психотерапии».

«Основы психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии. Курс лекций» — систематический обзор психотерапии и консультирования как особой научной и практической области, рассказ о систематический обзор психотерапии и консультирования как особой научной и практической области от Федора Василюка, психолога, создававшего христианский извод психологии и психотерапии. Цитаты:

«Понятие “личность” — общее понятие для психотерапии. Понятие “личность” — изначально христианское понятие, его нет ни в какой другой философской и религиозной традиции, оно появилось и развивалось только здесь.

Психотерапия очень часто ставит перед человеком вопросы на смысл, или он сам в ходе психотерапии ставит перед собой вопросы на смысл: смысл семьи, смысл работы, смысл жизни в целом. И естественно, даже если психотерапевт — атеист, не имеющий никакого отношения к религии, но постановка вопроса на смысл перед большими вопросами бытия, перед жизнью и смертью — сама по сути содержит в себе религиозный посыл. И у человека, который вырвался в психотерапию из обыденности — а такое происходит, в психотерапии действует не обыденная логика, повседневная, рутинная — у него могут открываться некоторые импульсы к тому, чтобы обсуждать, обдумывать свою жизнь с помощью трансцендентных вещей, а не только в здесь-бытии, в горизонте здешнего бытия. В самом деле, такое бывает. Хотя, наверно, можно привести и противоположные примеры, но одна из возможностей обострения религиозного чувства вполне возможна в психотерапии».

Собрание лекций Федора Василюка, среди прочего: «Религиозность психотерапии. Содержание и значение феномена»; «Правда и милость в психотерапии»; «Молитва и деятельность»; «Терапия сопереживанием»; «Понимающая психотерапия, переживание и сопереживание» и пр.

Собрание статей Федора Василюка, среди прочего: «Методика психотерапевтического облегчения боли»; «Молитва и переживание в контексте душепопечения»; «Влияние молитвы на смысловую работу переживания»; «Исповедь и психотерапия»; «Молитва — молчание — психотерапия»; и др.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle