Георгиевские жемчужины. Памяти священника Георгия Чистякова

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Священник Георгий Чистяков (1953–2007)

Священник Георгий Чистяков ушел, по человеческим меркам, очень рано: 4 августа 2023 года ему исполняется всего 70. А уже 16 лет его нет с нами. И с каждым годом сказать что-то новое о живущем в Вечности становится все труднее: так много уже и многими сказано. Поэтому мы хотим дать голос самому отцу Георгию: перед вами подборка цитат, любезно собранная Светланой Лукьяновой.

Христианин: что мы вкладываем в это понятие

Тот факт, что мы христиане, не делает нас лучше, чем другие, а только возлагает на нас какую-то особую ответственность.

Тайна присутствия Божия в мире, которая нам доверена, — это главное, все остальное — второстепенное, потому что все остальное решается в свете этой Тайны.

Как только поднимешь голову, посмотришь вокруг, увидишь столько дорогих лиц, и сразу становится легче на душе, сразу понимаешь, что к Богу мы идем — не каждый и каждая поодиночке, а вместе, держась друг за друга и друг друга поддерживая.

«Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною» (Ин 10:27).  Когда нет или не хватает в нашей жизни этих личных отношений, тогда, действительно, все становится трудным, тогда все проблемы оказываются неразрешимыми, тогда постоянно обнаруживается, что мы загнаны в угол, что мы не знаем, что делать. И тогда мы начинаем судорожно искать, на кого бы переложить наши проблемы, кто бы мог решить их за нас и т. д.

Наше христианство — оно познается через что-то реальное, а не через то, сколько грехов мы рассказываем на исповеди, или через то, сколько поклонов мы положим. Вот об этом тоже все время нужно хотя бы немножко думать для того, чтобы было что-то абсолютно реальное в нашей жизни, что делает нас христианами, а не просто только одни высокие мысли.

Главное — это делать, главное — это быть христианами в жизни. Главное — это служить людям.

Победа не за адом, победа не за смертью — победа за любовью! За той любовью, которую Мать Христова и Мать каждой и каждого из нас дарит нам ежедневно, утешая, поддерживая, укрепляя, давая силы и становясь, невидимо становясь, рядом с нами, когда нам совсем трудно, совсем невмоготу.

Не только горести, но и радости даже заглушают в нас слово Божие, и мы не приносим плода. Ищите личной встречи с Господом!

Господи, от чего Ты нас избавляешь Сам, мы можем и должны помогать избавляться другим. Это и будет следование тому пути, которым каждого из нас Господь ведет; следование тому пути, по которому прошли святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан и многие другие святые.

Все оказывается мелочами, все оказывается чепухой по сравнению с одним тем, когда человек становится лицом к лицу со смертью, лицом к лицу с вечностью, с бессмертием, потому что на самом деле наше бессмертие именно и начинается с того момента, когда мы достойно умираем.

Наш храм — это весь мир

Когда нет возможности остаться наедине со священником, всегда есть возможность остаться наедине с нашим Господом. Господь услышит нас в тысячу, в миллион раз лучше, чем любой священник. И помните, что такая бессловная исповедь — она может быть недейственна только для того, кто сознательно уклоняется от исповеди, только для того, кто сознательно прилагает все усилия, чтобы не сказать чего-то священнику вслух.

Перед Богом мы испытываем тот радостный трепет, который помогает нам принять в себя дар Духа Святого и стать другими, обновиться и все время обновляться, и все время, отказываясь от худшего, отказываясь от слабости, отказываясь от страха, бесстрашно идти вперед, радостно вверяя себя Богу и понимая, что только в Боге жизнь обретает смысл, только в Боге жизнь становится многомерной.

Как-то, действительно, понимаешь, до какой степени едина церковь, до какой степени невозможно оторвать живых от усопших и т. д., что мы представляем во Христе единое целое, святые и праведники, и мы с вами, живые и почившие в разные эпохи, в разные века, тех, кого мы знали и любили, кого мы знали по рассказам, кого мы знаем из книг только, но все мы как-то составляем в молитве, в Боге, в таинстве Евхаристии, во Христе одно единое целое.

Вот что очень важно понять: что, по сути дела, тот храм, который нам вручен, в наше распоряжение отдан — это весь мир, это все, что происходит на земле, это все человечество. Мы за всех в ответе.

Слова «во своя си», «ис та идиа» по-гречески, они очень много значат, потому что обозначает «к себе», в свое сердце, в свой внутренний мир. Таким образом, Его Мать становится Матерью каждого и каждой из нас. И, таким образом, каждый и каждая из нас, мы становимся Ее сыновьями, Ее дочерями, потому что Он с Креста говорит: «Се, сын Твой» (Ин 19:26).

По молитвам святых угодников Божиих, Господь посылает нам силу, проливает в наши сердца мягкость, проливает в наши сердца доброту, проливает в наши сердца щедрость, потому что больше всего нам не хватает мягкости, и щедрости, и доброты.

Когда мы с вами собираемся здесь и причащаемся все вместе у Святой Чаши — это тот момент в нашей духовной жизни, который помогает во время кризисов, во время испытаний не поддаться чему-то такому, что засасывает в воронку, куда-то утягивает на дно, разрушает и т. д. У всех у нас есть трудные моменты, трудные и в чисто физическом смысле, и в духовном. Вот эти трудные моменты, их, действительно, можно пережить только в одном случае, когда у нас есть эта духовная семья, когда мы можем, действительно, по-настоящему держаться друг за друга, как-то по большому счету доверять друг другу.

Бога химией не докажешь

Говорит один герой у Гумилева: Бога химией не докажешь, Его чувствовать надо. Вот именно об этом Евангелие Лк 17:12–19. Те, кто знали о Боге, что положено знать благочестивому человеку, не почувствовали, что над ними Бог совершил чудо. А тот, кто о Боге не знал почти ничего, оказался абсолютно открытым Ему навстречу. Как Николай Александрович Бердяев говорил: надо знать не о Боге, а Бога.

Очень важно нам учиться: такой не необузданной радости, но именно благоговейной, потому что у нас бывает либо то, либо другое — либо радость, либо благоговение. И вот это вот разделение одного от другого на части, разделение на радость и благоговение, оно ведет, конечно, к тому, что мы готовим тупики.

К нам ко всем приходит Христос для того, чтобы мы почувствовали себя другими, для того, чтобы мы почувствовали себя Его семьей, для того, чтобы мы почувствовали себя Его Церковью, для того, чтобы мы почувствовали себя народом Божьим. И, наверное, это последнее имя наше — «народ Божий» — оно драгоценнее всего, потому что оно говорит о сути человеческого призвания в этом мире.

Боль, с одной стороны, очень страшна, но, с другой стороны, она целительна. Боль — это что-то такое особенное, на чем держится наша нравственность.

Нам, каждому и каждой, кем бы мы ни были, какими-нибудь великими поэтами или писателями, большими учеными, политиками или полководцами, или самыми простыми, незаметными людьми, но каждому из нас была дана абсолютная уникальность — каждому и каждой. И вот поступаться этой уникальностью ни в коем случае нельзя. Важно, чтобы та самая драгоценная Жемчужина, которая есть личность каждого человека, просияла в полную меру.

В каждой руке, в каждом храме горит свеча, потому что Христос пришел в наш мир именно как свет, для того чтобы осветить сердце каждого. На самом деле, наверное, в этом и заключается разница между человеком, который живет в измерении Бога и который не живет…

Надо помнить, что в трудном всегда рождается новое и что через трудное, идя вместе с нами и больше всех страдая вместе с нами, проходит Христос.

Мысли о посте

Пост — это наше приношение Богу, а не наша борьба со своим здоровьем. Это наше противостояние нашим страстям, это противостояние тому дурному, что есть в нас, но это ни в коем случае не борьба с нашим здоровьем. Вот давайте об этом помнить, что пост нам дан не для того, чтобы ломали через колено остатки нашего здоровья и насмехались над Божьим творением, но для того, чтобы мы вырастали духовно.

Пост — это время труда, пост — это время работы, пост — это время внутреннего уединения.

Можно сколько угодно поститься, сколько угодно совершать другие аскетические подвиги, но если в сердце нашем не будет вот этого главного чувства того, что Христос рядом, то все это впустую, все это будет просто бездушным и фарисейским обрядом.

Молитесь так, как будто Бог может все, а вы ничего не можете, и трудитесь так, как будто вы можете все, а Бог ничего не может. Вот на этом странном парадоксе зиждется все христианство.

Что для нас Евангелие

Давайте попытаемся перечитать Евангелие не просто как священную книгу, но как будто каждый и каждая вместе с учениками идет вслед за Иисусом. Я уверен, братья и сестры, что тогда очень многое лишнее уйдет из нашей жизни. Очень многие страсти, которые нас разрушают, куда-то исчезнут.

Не будем отрываться от Бога и будем всегда стараться в духе и истине поклоняться Ему. А слова Евангелия, которые доходят до самых глубин нашего сердца, они нам всегда помогут в этом, потому что, когда мы читаем Евангелие, Сам Иисус говорит с нами.

Ни в коем случае нельзя забывать о чтении Святого Евангелия, потому что чтение Евангелия, оно всегда нас укрепляет именно как разговор с Иисусом Самим, один на один.

Христианин — это не тот, кто разделяет то, что написано в разных церковных изданиях и законоположениях. Нет, христианин — это тот, кто чувствует, что здесь, рядом с нами, среди нас, там, где двое или трое собраны во имя Его, и Христос среди нас!

Христианство начинается с острого чувства Бога в сердце, острого чувства того, что Евангелие — это книга, адресованная не кому-то и когда-то, а мне и сегодня.

Чтобы не девальвировать Таинство

Таинство Евхаристии так же, как и Таинство Покаяния, имеют один и тот же смысл, смысл — оставление грехов. Некоторые начинают исповедоваться каждую Литургию, каждую неделю. А это девальвирует это Таинство.

Исповедь — это ведь не разговор со священником. Да, у священника можно и нужно спрашивать совета, помощи в духовной жизни и т. д., но к исповеди это не имеет почти никакого отношения, потому что исповедь — это прикосновение к нам благодати Духа Святого.

Когда мы делимся, тогда все в нашей жизни получается, а когда мы перестаем делиться, все становится значительно хуже, все становится плохо.

Люди говорят каким-то странным образом: там было много народу всегда, я не могла молиться. Боже мой, копай огород и молись во время копки! Что здесь такого?! А Евангелие почитать — минута-другая всегда найдется. «Мне было стыдно перед знакомыми, которые меня пригласили, я не молилась». Ну, возьми, убирай сухие сучья и ветки, если это лес, копай огород, еще что-то такое делай и молись! На самом деле ведь опыт показывает, что молитва, когда она совершается во время какого-то дела, она гораздо сильнее, она гораздо глубже, чем молитва, на которую мы специально отводим время, встаем перед иконами, крестимся, поклоны кладем и т. д.

Уникальный дар

Все, что с нами бывает, все, что бывает с нашими друзьями, — все бывает только один раз в жизни. Это абсолютно уникальный дар Божий — жизнь. И вот об этом никогда не нужно забывать.

Первая здоровая реакция человека на святыню: я не достоин, уйди от меня. Если у нас нет этой первой реакции, это очень страшно.

Если нам сегодня хорошо, если мы сегодня успеваем, это ведь не означает того, что хорошо будет всегда. Это значит только, что в какой-то момент непременно возникнут трудности, непременно возникнут проблемы со здоровьем, непременно возникнут проблемы с бизнесом, непременно возникнут еще какие-то проблемы. И тогда, быть может, молитва самого простого, самого несчастного и бедного человека тебя поддержит, тебя спасет и вернет тебе силы жить.

Присутствие Божие ощущать каждое мгновение жизни и за каждое мгновение благодарить Бога. Если мы будем жить с вами так, то тогда все начнет изменяться, все начнет исправляться в нашей жизни, все начнет преображаться. Поэтому давайте стараться выполнять ту единственную заповедь, к которой Господь применяет слово «непрестанно», — заповедь о молитве.  

Поверить в воскресение из мертвых почти невозможно. Но если не поверишь, то тогда тщетна вера наша, как говорит апостол Павел. И тогда мы несчастнее всех человек на свете.

Царство Божие — и этим все Евангелие, от начала до конца, пронизано — это новые отношения между каждым и каждым, между каждой и каждой, новые отношения между всеми нами. Вдруг неожиданно в Царстве Божием мир превращается в семью.

Бог нам открывается в те моменты, когда вдруг нас пронзает какая-то боль оттого, что мы живем не так, как хотели. Из этого начинается наше перерождение в смысле жизни, в смысле того, что мы делаем.

Главная наша задача — приходить на исповедь именно с чистым желанием стать лучше, с чистым желанием — перерасти все то, что мы на исповедь принесли. А то ведь подчас бывает так, что мы приходим на исповедь и говорим о своих грехах не для того, чтобы вырасти из них, не для того, чтобы преодолеть их, не для того, чтобы освободиться от них, а просто так, чтобы сказать, и тогда станет легче.

Если бы не было Божественной Литургии, то жизнь была бы совсем иной, жизнь была бы какой-то мрачной и потухшей.

Укрепляемся для новой жизни!

Будем стараться с вами богатеть не в себя, а в Бога, собирать такое богатство, которое бы обогащало других.

Память Божия не должна ни на мгновение уходить из нашего сердца, чтό бы мы ни делали, как бы мы ни работали, и даже напряженно работали, где бы мы ни были — в транспорте, в магазине, с нашими родными, друзьями и близкими — ни на мгновение не забывать о Боге, не забывать о Христе, помнить, что Христос среди нас, каждое мгновение нашей жизни. Вот с этого начинается «непрестанная молитва», о которой написаны «Откровенные рассказы странника» и другие прекрасные книги, к которым тоже надо, конечно, обращаться, которые надо читать, впитывать в себя эту удивительную мудрость, которую они в себе содержат.

Очень важно — к исповеданному греху не возвращаться! А учиться этому приходится годами, а иногда десятилетиями, потому что, конечно, мы исповедуем примерно одно и то же, но, тем не менее, задача такова, чтобы вырастать из старых грехов, не возвращаться к ним, подниматься к Богу, как по лесенке. Это трудно, это невозможно, но Господь — Владыка невозможного — дает нам для этого силы.

Братья и сестры, старайтесь больше молиться, старайтесь больше готовиться к Литургии молитвой, потому что как хлеб укрепляет тело, так и молитва укрепляет наши души. Поэтому, братья и сестры, не оставляйте молитву, не забывайте о молитве! Не забывайте о чтении Слова Божьего. Не забывайте о том, что мы не просто приходим сюда по воскресеньям, чтобы принять участие в богослужении, нет, но что вся наша жизнь связана с этим воскресным днем. Вся наша остальная жизнь — это как бы то, что мы приносим Богу в этот воскресный день, поэтому она должна быть окрашена цветами веры.

Словами Евангелия Христос укрепляет нас и рождает нас для новой жизни.

Христос посреди нас — это исповедание великой правды и радостной правды нашей жизни!

Аминь.

Полностью подборку смотрите в нашей медиатеке.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle