Хайдеггер и христианство

Владимир Шалларь

Автор ТГ- и ВК- ресурса «Либертарная теология».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

26 сентября — день рождения Хайдеггера. Хайдеггер — вероятно, величайший философ западной мысли, можно почти с уверенностью говорить о том, что он «обошел» и Платона с Аристотелем, и Канта с Гегелем. Поэтому выработать отношение к Хайдеггеру — важная задача современной христианской мысли.

И для начала: как сам Хайдеггер относился к христианству? Одни считают его криптокатоликом, другие — радикальным атеистом (а еще: язычником, дзен-буддистом и пр. и пр.). Религиозная тема присутствует у Хайдеггера — но как её христиански осмыслить? Хайдеггеровская «критика онтотеологии» используется сейчас как главнейшее орудие критики христианства — с одной стороны, с другой — мысль Хайдеггера активно используется современными христианскими мыслителями. Посмотрим же, как они её используют.

Для начала — читайте некоторые тексты Хайдеггера у нас на сайте.



ÐŸÐ¾Ñ Ð»Ðµ Ñ…Ñ€Ð¸Ñ Ñ‚Ð¸Ð°Ð½Ñ Ñ‚Ð²Ð°Одна из главных книг современной христианской философии (которую, кстати, Хайдеггер считал столь же невозможным предприятием, как и деревянное железо) — «После христианства» Джанни Ваттимо написана под непосредственным влиянием Хайдеггера. Последняя её статья «Hos me. Хайдеггер и христианство» посвящена непосредственно ему. Оказывается, что один из первых лекционных курсов Хайдеггера был посвящен двум посланиям Павла к Фессалоникийцам. Именно в этом курсе впервые появляется то, что после станет известно как критика онтотеологии (используемой ныне как критика христианства), «забвение бытия» в метафизике, главная мысль Хайдеггера. Здесь она выглядит так: изначальное христианство основано на эсхатологическом ожидании — и забвение этого ожидания носит название «онтотеологии»: предательство историческим христианством своего собственного существа. Но если Хайдеггер известен как «борец» против забвения бытия, то «обратным ходом» его можно считать борцом за возобновление эсхатологического ожидания христианства. Иными словами: в этой статье рассказывается о христианском истоке хайдеггеровской мысли.



Хайдеггер и Рреопагит, или Об Ð¾Ñ‚Ñ ÑƒÑ‚Ñ Ñ‚Ð²Ð¸Ð¸ и Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð²Ð°ÐµÐ¼Ð¾Ñ Ñ‚Ð¸ БогаЯннарас — классик современной православной мысли. Хайдеггер и Ареопагит — что их связывает? И тот и другой говорят о Том, что не является бытием, но дает бытие всему сущему. В центре умозрения и того и другого — Ничто, не-сущее, на фоне которого выступает всё. Яннарас (вслед за Хайдеггером в его толковании Ницше) разбирает и другое Ничто, Ничто новоевропейского нигилизма — как сознательного отказа от Бога с одной стороны, и бунта против идолов, которые ставит на место Божественного Ничто новоевропейский человек, с другой. Книга «Хайдеггер и Ареопагит, или Об отсутствии и непознаваемости Бога» (во многом эпигонская, надо сказать, в отношении к Хайдеггеру) стоит в самом центре современной мысли, в разборе долгого пути, пройденного западной мыслью, ею же самой опознанного как тупик. Яннарас предлагает в этом тупике обратиться к православной мысли, просмотренной Западом, в особенности к Ареопагиту — за полторы тысячи лет до Хайдеггера сформулировавшему онтологическую разницу.



Идол и Ð´Ð¸Ñ Ñ‚Ð°Ð½Ñ†Ð¸Ñ «Идол и дистанция» — первая книга, может быть, самого большого мыслителя наших дней — Жан-Люка Мариона. Здесь предпринимается попытка помыслить Бога при помощи феноменологической философии. Бог после «смерти Бога», Бог вне метафизики, онтотеологии и т. д.: Бог, а не идол, Бог апофатического богословия. Таким образом, «Идол и дистанция» находится в самом центре современной мысли, но при этом продолжает святоотеческую — тринитарную, христологическую, апофатическую — традицию. Хайдеггер — не главный герой книги, но его влияние, разумеется, чувствуется хотя бы в перечисленных темах: философски говорить о Боге после хайдеггеровской критики онтотеологии, после мышления бытия вне его связи с сущим и т. д. — более невозможно без учета этих тем. Кроме того, Марион здесь говорит о Ницше и Гельдерлине — а это герои и Хайдеггера, и о Ареопагите, чью «рифму» с Хайдеггером мы отметили выше. В этой книги не ставятся вопросы о Хайдеггер — скорее, сама книга разворачивается в свете философии Хайдеггера.



Хайдеггер Ð¿Ð»ÑŽÑ : Ñ„Ð¸Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ñ„Ð¸Ñ Ð¥Ð°Ð¹Ð´ÐµÐ³Ð³ÐµÑ€Ð° и ее выходы в проблематику Ñ Ð¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ Ð¼Ñ‹Ñ Ð»Ð¸«Хайдеггер плюс: философия Хайдеггера и ее выходы в проблематику современной мысли» — курс лекций современного православного философа Сергея Хоружего.

«Курс лекций состоит из двух частей: философия Хайдеггера в сжатом изложении (Часть 1) и важнейшие русла, или топосы ее влияний и применений в позднейшей философской мысли (Часть 2). Представление философии Хайдеггера, в свою очередь, складывается из двух приблизительно равновеликих разделов, первый из которых посвящается экзистенциальной аналитике «Бытия и времени», а второй — последующим этапам хайдеггеровской мысли, когда она проходила «поворот» (die Kehre) и обращалась к «другому началу», опираясь на досократиков и концентрируясь преимущественно на концепциях события и просвета бытия. Всё обсуждение этой философии ведется в единой перспективе, ставящей во главу угла парадигму размыкания человека и принимающей, что конституция человека формируется при размыкании в предельном опыте.

Часть 2 рассматривает наиболее существенные и актуальные выходы хайдеггеровской мысли в современность. В первую очередь мы выделяем здесь «топос субъектности», в котором развертывается поиск адекватной замены отброшенной классической концепции философского субъекта. За ним следует «топос энергии», имеющий специфическое двойное строение: проблематика энергии в современной мысли, наряду с философией Хайдеггера, активно развивалась в православном неопаламитском богословии. Мы обсуждаем оба эти ареала топоса энергии, специально останавливаясь на трактовке проблемы энергии у В. В. Бибихина, которая затрагивает и тот, и другой ареал, помогая увидеть их связь. Далее рассматривается «топос деонтологизации», в котором устанавливается связь между всецело онтологичной философией Хайдеггера, твердо утверждающей различие между бытием и сущим как таковым («онтологическое различие»), и современными философиями, отвергающими это различие, используя хайдеггеровскую аналитику сокрытости бытия, мы раскрываем указанную связь как нарастание сокрытости, завершающееся «событием деонтологизации»: событием-скачком, онтологическим «вдруг», разрывающим перспективу выступания в просвет бытия. Здесь же мы представляем вводный анализ деонтологизированной антропологической реальности, которая соответствует формации Онтического Человека в синергийной антропологии. Наконец, мы описываем, каким образом на базе хайдеггеровской концепции техники возможно развить систематическую трактовку двух крупных современных проблем, совершенно разных на первый взгляд: проблемы кризиса окружающей среды и проблемы рисков глобального развития».



Хайдеггер и Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Ð¾ Боге«Хайдеггер и вопрос о Боге» — обобщающая лекция Светланы Коначевой. С неё можно начать разбираться с нашей темой. Также смотрите её лекцию «Мартин Хайдеггер и философская теология XX века».



Ð•Ð²Ñ€Ð¾Ð¿ÐµÐ¹Ñ ÐºÐ¸Ð¹ нигилизмБибихин — великий философ, русский «хайдеггерианец», переводчик «Бытия и времени» и других текстов Хайдеггера. Одна из главных тем Хайдеггера — нигилизм. Этой теме посвящены три текста Бибихина — «Европейский нигилизм», «От новоевропейского субъекта к “сверхчеловеку”», «Место нигилизма в “судьбе бытия”».

Смотрите также его лекции:«Ранний Хайдеггер», «Хайдеггер 1936-1944 гг.», «Деррида читает Хайдеггера».

Статья «Хайдеггер»: «Дело поэтому не в нашей оценке Хайдеггера, тем более что не нам и даже не нашим близким потомкам подводить тут итог. Дело в нашей собственной мысли: будет ли она мыслью или станет расчетом, и тогда уже не очень важно, насколько этот расчет будет сложным и изощренным. Дело в нашем собственном слове: сможет ли оно отвечать тишине бытия, храня его собою и себя — в нем, или затеряется самой ненужной вещью среди теснящих вещей мира, в котором все меньше мира».



«Хайдеггер и пролетариат» — статья Шалларя: «Экзистенциальная обезбоженность конкретно-эмпирически есть победа рынка, уход мира под рынок, то, что Хайдеггер называет поставом (производственно-потребительский процесс, техническое производство, техническое обращение с миром и людьми, современная наука, тотальное государство и т. п. — все то, что характеризует капитализм). В поставе сущее отрезается от бытия, бытие забывается и подвергается забвению само это забвение. Устремленное-к-успеху рыночное человечество не замечает мировую ночь

Христианство запустило процесс обезбоживания мира, процесс этот столь далеко зашел, что и само христианство мертво, Бога нет и нет столь сильно, что отсутствие Его не замечают. Обезбоженность эта есть не что иное, как победа рынка. Как преодолеть эту ситуацию?».



Лекции по Ñ ÐºÐ·Ð¸Ñ Ñ‚ÐµÐ½Ñ†Ð¸Ð°Ð»Ð¸Ð·Ð¼ÑƒТакже:

— Две лекции Пименова из курса «История философии от эпохи Просвещения до XX века».

— Четыре лекции Петра Рябова (целый курс фактически) из «Лекций по экзистенциализму».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle