Хор, фортепиано, оркестр. Христос воскрес! Пять произведений о Пасхе

Денис Маханько

Журналист, продюсер.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Воскресение Христово, Пасха — это событие, которое осмысляется и переживается разными людьми — писателями, поэтами и, конечно, композиторами. Тема Воскресения Христа вышла за пределы храмов и звучит в разных жанрах. В этой подборке можно услышать как традиционные церковные песнопения, так и музыкальное творчество, вдохновленное вестью о Воскресении Христовом.

Римский-Корсаков — Увертюра «Светлый праздник»

Когда будущего композитора Николая Римского-Корсакова стали обучать игре на фортепиано, он говорил, что колокольный звон и церковное пение вдохновляют его гораздо больше, чем классическая музыка.

Детство Николая Андреевича прошло вблизи Тихвинского Успенского монастыря. Пасхальные звоны этой обители композитор тщательно воспроизвел в увертюре «Светлый праздник», написанной в 1888 году.

В основе произведения — обиходные церковные песнопения пасхального богослужения.

Н. А. Римский-Корсаков (1844–1908)

«Чтобы хотя сколько-нибудь оценить мою увертюру, — писал композитор, — необходимо, чтобы слушатель хоть раз в жизни побывал у Христовой заутрени, да при этом не в домовой церкви, а в соборе, набитом народом всякого звания, при соборном служении нескольких священников, чего в наше время многим интеллигентным слушателям не хватает…»

Произведение, тесно связанное с музыкой православного богослужения, действительно дарит ощущение Светлого праздника.

Никола Антонов — Стихиры Пасхи

В русских православных храмах пасхальная служба отличается особой динамикой. Множество энергичных песнопений сменяют друг друга, и почти все они звучат мажорно и торжественно. Но такое приподнятое настроение не свойственно, например, византийской музыкальной традиции.

Там светлые пасхальные тесты звучат размеренно, словно погружая молящихся в глубокий смысл произносимых слов.

Подобный подход существует, например, в болгарской традиции. Болгарская церковь использует в богослужении церковнославянский язык. Это дает нам возможность по-новому услышать понятный текст.

Стихиры Пасхи исполняет специалист по византийской музыке, болгарский певчий Никола Антонов.

Арво Пярт — Вариации на исцеление Аринушки

Если болезнь — это маленькая смерть, то исцеление — прообраз воскресения. В 1977 году композитор Арво Пярт написал фортепианное произведение для своей дочери, которая восстанавливалась после хирургической операции.

Первые вариации, написанные в миноре, сменяет мажорная музыка, символизирующая избавление от болезни.

Арво Пярт

Арво Пярт начал писать музыку на религиозные тексты еще в советской Эстонии, за что получал порицания от властей.

В то же время, будучи искренне верующим человеком, композитор проявляет свою веру в каждом произведении.

Дмитрий Бортнянский — «Приидите, воспоим, людие»

Пасхальный концерт № 15 Дмитрия Бортнянского делится на три части. Первая и третья — мажорные, а средняя часть повествует о страданиях Христа.

Текст, использованный композитором, не имеет богослужебного употребления. Это именно духовный концерт, и в наше время нередко исполняемый в храмах в пасхальные дни.

Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского

Это достаточно сложное вокальное произведение великолепно звучит в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского.

Антонин Дворжак — Te Deum

Авторство молитвенного текста «Тебе Бога хвалим» приписывается святому Амвросию Медиоланскому. В традиции Православной Церкви он поется во время благодарственного молебна. А в европейских странах установился обычай исполнять Te Deum во время общественных торжеств и праздников.

Этот текст — благодарность Богу за его милость к человечеству, за Его воплощение и Воскресение: «Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное».

Антонин Дворжак (1841–1904)

В 1892 году Антонин Дворжак представил в Нью-Йорке собственную версию знаменитого гимна. Произведение, ставшее выражением личной веры музыканта, отличается необычным для того времени подходом. В третьей его части композитор использовал мотивы, отсылающие к фольклору американских индейцев.

Слушайте, радуйтесь и славьте воскресшего Христа!


Все перечисленные произведения можно послушать/скачать одним альбомом здесь.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle