Статьи
Протоиерей Вячеслав Рубский: идея образцового человека, или праведника, является расистской по своей структуре. В качестве определяющего вводится понятие о некоем важнейшем качестве людей, которым они обязательно должны обладать сейчас или, по крайней мере, в будущем. Культ святого, определяемого по критериям идеальности, есть отрицание христианства. Бог заповедал нам принимать ближнего не за его святость, а так, как принимают дождь, равно льющийся на праведников и грешников, и солнце, восходящее над всеми одинаково.
«”Двое — одна плоть” — условность? О взглядах протоиерея Вячеслава Рубского на брак»
Диакон Андрей Белоус. В последнее время многие христиане с интересом, но часто и с возмущением, обсуждают статьи и беседы протоиерея Вячеслава Рубского. О том, какие идеи протоиерея он считает верными, а с какими не может согласиться, рассказывает диакон Андрей Белоус.
Возобновили цикл протоиерея Димитрия Сизоненко, где он объясняет смысл крылатых выражений из Библии. Смотрите ролики или читайте их расшифровки:
— «Смысл выражения “нельзя служить двум господам”». Среди фарисеев были и такие мастера шоу-бизнеса, такие комедианты, которые просто монетезировали свою показную праведность, свое влияние, свою ученость, свою власть.
— «Смысл выражения «кесарю кесарево, а Богу Божье”». Это провокация с целью создать повод, чтобы Христа передать во власть римлян и придать Его суду, где будет вынесен смертный приговор.
«Почему я все еще в Церкви и никуда отсюда не ухожу»
Илья Аронович Забежинский: пускай я все это сам себе придумал, я придумал такого Бога. Или мне внушили, что Бог такой. Доказать, что это так или не так, невозможно. Но я буду надеяться, что это именно так.
«Антропология войны, торговли и промышленности»
Владимир Шалларь: почему сребролюбие — корень всех зол? Почему война вызывает уважение, а торговля нет? Как могла бы по-христиански быть устроена промышленность?
Диакон Алексей Ремизов для рубрики «Разбираемся»:
— «Не самый знаменитый апостол»: как Евангелие описывает характер апостола Иакова Зеведеева и оправдывает его прозвище, данное Иисусом? Почему он был так скромен, но смерть его была так сильна, что запечатлена в Библии и обратила других?
— «Апостол из царского рода»: апостол Симон был родом из Каны Галилейской, где Христос совершил Свое первое чудо, претворив на свадьбе воду в вино. Есть мнение, что это чудо произошло именно в доме Симона.
«Почему я хочу стать ограниченным человеком»
Вадим Щербаков: причина, почему мы становимся жертвами мошенников, не можем накопить на квартиру и постоянно будем наращивать потребление, одна и та же: мы не выставили границу, не установили свою меру и не знаем, где нам остановиться.
Лекции
В восьмой лекции цикла о теодицее кандидат философских наук Игорь Зайцев рассказывает о библейской Книге Иова — одном из самых древних трактатов, посвященных проблеме теодицеи.
Лектор опирается на идеи петербургского философа Олега Михайловича Ноговицына. В лекции рассмотрены: особенность постановки проблемы зла в книге Иова; пари с дьяволом; экзистенциальный бунт жены Иова; бунт самого Иова; позиция его друзей; финальная речь Яхве.
Лектор: Игорь Зайцев, кандидат философских наук, сопредседатель секции «Философская теология» международной ассоциации IOTA.
«Жить, любить и быть бессмертным: О романе Э. М. Ремарка “Время жить и время умирать”»
Марина Михайлова, философ и филолог, вместе с порталом «Предание.ру» продолжает цикл лекций «Магический кристалл: мир и человек в романах ХХ века». Читаем вместе книгу Э. М. Ремарка «Время жить и время умирать».
Весной, когда мы празднуем Пасху, праздников праздник и торжество из торжеств, отмечается еще один праздник, который во всей полноте открывает нам вопросы жизни и смерти, — день окончания Второй мировой войны в Европе. Действие романа Ремарка происходит весной 1945 года, но смысл книги, озаглавленной библейскими словами, не исчерпывается историей конкретного события, а обращает нас к вечным вопросам правды, вины, ответственности, любви и жизни.
Лектор: Марина Михайлова, доктор философских наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии. Филолог, историк литературы, культуролог, катехизатор. Автор и ведущая программ на радио «Град Петров».
«Наш друг медведь. Алан Александр Милн. “Винни Пух и все-все-все”»
Марина Михайлова, философ и филолог, вместе с порталом «Предание.ру» продолжает цикл лекций «Магический кристалл: мир и человек в романах ХХ века». Читаем вместе книгу Алана Александра Милна «Винни Пух и все-все-все».
Медвежонка Винни Пуха, героя очаровательного советского мультфильма, знают все. Для многих он еще и персонаж бесконечно смешной и утешительной книжки, великолепно пересказанной для русских читателей Борисом Заходером. Он друг нашего детства. Но есть и те, кто не расстался с чудесным медведем, поэтом и оптимистом. Для них Винни Пух — мастер жизни, учитель и постоянный спутник в любых жизненных ситуациях, от семейного конфликта до академических испытаний. Книга Алана Александра Милна писалась как незатейливая детская сказочка, а оказалась неоценимым источником для познания человеческой природы и устройства мира. О том, какие истины открываются нам в знакомой с детства истории, мы и поговорим в светлые пасхальные дни.
Лектор: Марина Михайлова, доктор философских наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии. Филолог, историк литературы, культуролог, катехизатор. Автор и ведущая программ на радио «Град Петров».
Книги
«Философско-религиозные истоки науки» — сборник статей, посвященных проблемам возникновения современной науки в XVII в. Авторы приходят к выводу, что становление научного мировоззрения в работах Галилея, Декарта, Мерсенна и др. было результатом не столько стремления к переустройству мира, сколько осмысления основных положений христианства и применения их в новой области — теоретического и практического познания мира. Состав сборника:
Введение (Я. П. Гайденко)
Статус науки в орфико-пифагорейских кругах (Ю. А. Шичалин)
Христианство и генезис новоевропейского естествознания (П. П. Гайденко)
Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени (В. П. Визгин)
Интеллектуализм и волюнтаризм: религиозно-философский горизонт науки нового времени (В. Н. Катасонов)
Антропный принцип: истоки и следствия в европейской научной рациональности (А. Н. Павленко)
Наука и религия глазами христианского богослова С. Яки (Л. А. Маркова)
Христианская метафизика как фактор становления и прогресса науки нового времени (М. А. Киссель)
«Высочайшая бедность. Монашеские правила и форма жизни» — книга выдающегося современного философа Джорджо Агамбена, где он исследует монашеские правила Пахомия, Василия, Бенедикта, Франциска. Главная тема — право и собственность в христианском монашестве, притом оказывается, что монашеская жизнь задает основную проблематику политической жизни Запада.
Сборник работ выдающегося мыслителя и психолога Эриха Фромма о гуманизме. Фромм — фрейдомарксист, и именно будучи таковым, изводит гуманизм из библейского наследия. Согласно Фромму, граница пролегает не между верой и неверием, религией и материализмом, а между гуманистической этикой (этикой бытия) и авторитарной этикой (этикой владения). Примеры первой — первохристианство, марксизм Маркса, примеры второй — кальвинизм, сталинизм. В конечном итоге для Фромма образцовым примером гуманистической этики выступают библейские пророки с их посланием свободы, справедливости, направленном против поклонения идолам и богам (то есть во фроммовском понимании — против авторитарной этики). Отсюда самый интересный текст этой книги — «Мейстер Экхарт и Карл Маркс. Об обладании или бытии», где великий христианский мистик и основатель марксизма оказываются на «одной стороне», оказываются представителями одной и той же гуманистической этики.
«Русское мировоззрение» — собрание разных текстов выдающегося христианского мыслителя Семена Франка о русской философии. Книга имеет четыре раздела: «Философия и жизнь», куда вошли тексты «Предсмертное. Воспоминания и смысл», «Абсолютное», «Ересь утопизма», «Из письма С. Л. Франка В. Федоровскому», «О невозможности философии», «Два письма Вяч. Иванову», «Письмо Г. П. Федотову»; раздел «Сущность и ведущие мотивы русского мировоззрения» включил в себя тексты «О национализме в философии», «Еще о национализме в философии. Ответ на ответ В. Ф. Эрна», «Религиозно-исторический смысл русской революции», «Большевизм и коммунизм как духовные явления», «Сущность и ведущие мотивы русской философии», «Русское мировоззрение», «Это не “русский взгляд” на мир!»; раздел «XIX век» включает тексты о Пушкине, Гоголе, Тютчеве, Достоевском, Соловьеве, Леонтьеве, Лопатине, Эртеле, Толстом; раздел «Современники» включает тексты о Струве, Мережковском, Философове, Шестове, Бердяеве, Сологубе, Иванове, Блоке и т. п.
«Утопия и эсхатология в культуре русского модернизма» — сборник статей современных (2016) российских исследователей. Статьи разбиты на следующие разделы: Утопия и эсхатология: философские и культурологические аспекты; Утопия и эсхатология в музыке и изобразительном искусстве; Утопия, антиутопия, эсхатология: из опыта русской литературы.
«Великие мысли, кратко реченные» — собрание святоотеческих афоризмов, распределенных по следующим разделам: страсти, грехи и борьба с ними; воздержание против чревообъядения; целомудрие против любодеяния; нестяжание против сребролюбия; кротость против гнева; блаженный плач против печали; трезвение против уныния; смирение против тщеславия; любовь против гордости; жизнь общества и государства.
Выложили аудиоверсию «Бобка», одного из лучших рассказов Достоевского.
Музыка
Te Deum. Silouans Song. Magnificat. Berliner Messe — собрание избранных произведений Арво Пярта, может быть, величайшего композитора наших дней, представителя «сакрального минимализма», православного творца.