Христианские романы, стихи, музыка, лекции (и другое!)

06.09.2021

Статьи

Alt

«Психология и Священное Писание о подсознательном»

Архимандрит Симеон (Крайопулос): в подсознании и бессознательном скрыто очень многое, неизвестное нам; мы почти ничего об этом не знаем. Человек на одну десятую состоит из сознательного и на девять десятых — из подсознательного и бессознательного.



Alt

«Обожение и способ производства»

Владимир Шалларь: предисловие-оглавление к циклам «Рынок и монастырь» и «Бытие и техника», кои представляют собой ряд подступов к решению задачи рассмотрения социально-экономической реальности в теологическом контексте, а именно в свете синергийной антропологии. «Обожение» есть центральный термин восточнохристианского аскетико-догматического дискурса, чьим современным философским (и не только) выражением пытается быть синергийная антропология. «Способ производства» (термин, наиболее общо схватывающий социально-экономическую реальность) складывается из производственных отношений (социально-экономических структур и процессов) и производительных сил (техники). Первая часть, «Рынок и монастырь», посвящена синергийно-антропологическому рассмотрению социально-экономических структур и процессов. Вторая часть, «Бытие и техника», посвящена синергийно-антропологическому рассмотрению техники.



«Успение Божией Матери: сказка, ставшая богословием»

Монахиня Елисавета (Сеньчукова): предание об Успении Девы Марии формировалось несколько веков и, несмотря на свою внешнюю «сказочность», апокрифичность, формировалось именно исходя из богословия.



Alt

«Разве можно желать чужого, разве можно жить не своим»

Тимур Щукин: Гумилев рассматривает этапы собственной жизни, этапы себя, сравнивает их, дает оценку каждому — романтику-оккультисту, путешественнику, воину — и подлинного, окончательного себя обнаруживает во Христе.

Лекции

Семинары по 1-3 гл. книги Бытия

Выложили три лекционных курса выдающегося библеиста Владимира Сорокина:

«Семинары по 1-3 гл. книги Бытия»

«Тайная Вечеря и последняя беседа Христа с учениками (Ин 13-17 гл.)»

«О молитве»



«Может ли насмешка быть благочестивой? Беседа с игуменом Силуаном (Тумановым) о современных притчах»

Где граница между хулой и ехидством и как совместить «два в одном»: Христово указание плакать о своих грехах и всегда радоваться? В рамках проекта «Читаем летом» — встреча с игуменом Силуаном (Тумановым), автором сборников современных притч.

Может ли насмешка быть благочестивой? Беседа с игуменом Силуаном (Тумановым) о современных притчах

Однажды один монах в фейсбуке начал писать своеобразный современно-сатирический патерик.

Например, такое:

Литургия закончилась поздно вечером, и апостол Петр хотел уже было идти домой, как путь ему перегородила невысокая плотная старушка, причудливо замотанная во что-то черное.
— Ой, батюшка апостол, благослови!
— Бог тебя благословит, — степенно произнес апостол и хотел осенить старушку крестным знамением, сложив особо пальцы, но вовремя вспомнил, что этого жеста в первом веке еще не изобрели, и спрятал руку под плащ.
— Ой, батюшка апостол, у меня вопрос такой, прям очень важный, уж не обессудь, не торопись! — мелко зачастила старушка. — Вот завтра сухоядение или рыбку можно? А то я тут на базаре была и хотела подороже взять печенье, а было только подешевле. А ничего, что в том Иродовом печеньице молочко указано? Грех ведь!

Уже интересно? Вот и читателям этого уважаемого монаха — а речь об игумене Силуане (Туманове) — стало очень интересно. Иные «залайкали» эти фейсбучные посты, а иные стали гневаться, банить и троллить.

Так игумен Силуан понял, что формат коротких остроумных новелл-притч очень востребован, хотя и не однозначен. А из таких записок в соцсетях составилось аж три книги. Все три — «Синяя ракушка», «Акустика» и «Третья книга» — изданы в бумажном и электронном формате, а «Третья книга» выпущена и в аудиоформате тоже.

Еще в Византии бытовали пародии, высмеивающие неблаговидные стороны церковной жизни. Можно провести аналогию и с риторическим приемом под названием «псогос» (хула, поношение), хорошо освоенным в святоотеческих текстах. Вопрос состоит не в том, можно ли подшучивать вообще, а в том, для чего мы это делаем.



Почему путь радости может быть пособием по саморазвитию. Встреча с протоиереем Григорием Григорьевым

«Почему путь радости может быть пособием по саморазвитию. Встреча с протоиереем Григорием Григорьевым»

Ориентироваться на радость – это как? Всё так сложно кругом, дедлайны, зависимости, психотравмы. Где найти радость? Попробуем разобраться с протоиереем Григорием Григорьевым, автором книги «Ветер радости».

Когда заслуженного врача РФ, психиатра и богослова протоиерея Григория Григорьева спрашивают, как поступить в той или иной ситуации, как выйти из личностного кризиса, его ответ укладывается, если обобщить, в одну универсальную формулу:

Если мы делаем шаг и получаем благодать, то есть ориентируемся на радость, потому что Бог — это радость, а Святой Дух — это ветер радости, этот шаг правильный. А если радость уходит, включаем заднюю скорость.

Ориентироваться на радость — это как? Всё так сложно кругом, дедлайны, зависимости, психотравмы, токсичность. Где найти в этом радость? И как отличить, что эта радость от Господа? Чтобы помочь ответить на эти вопросы, протоиерей Григорий Григорьев взялся писать целую серию книг. И начинает он искать «нужную» радость в своем детстве.

«Городокское приволье» — первая книга цикла «Ветер Радости». Это повествование в жанре личного эпоса, где факты биографии сочетаются с рассказами, основанными на домышленных событиях. В воспоминаниях восстанавливаются яркие события жизни автора — от младенческих впечатлений в Ленинграде до окончания средней школы в г. Городке Витебской области. Действие разворачивается как в прошлом, так и в настоящем, и времена нередко переплетаются.

Книги «Ветра Радости» не являются пособием по саморазвитию, но, возможно, эти автобиографичные фантазии разбудят те воспоминания читателей, которые помогут им справляться с жизненными трудностями с чувством радости в фарватере.

А мы в нашем цикле «Читаем летом» презентуем новую книгу и нового автора, и попробуем вместе разобраться, откуда современному человеку взять радость и как идти, ориентируясь на нее.

Книги

Избранные стихотворения

«Избранные стихотворения» — сборник стихотворение великого христианского поэта XX века Поля Клоделя. Кроме стихотворений в книгу вошла лекция Клоделя «Религия и поэзия». Цитата из одного стихотворений Клоделя: «Я осаждаю Тебя, Бог Обетования, Бог Авраама и Сима /…/ Ты сказал, что дела Твои хороши; я Твое творение, Боже. Моя скорбь ограду неодолимую вокруг Тебя возвела. Моя любовь рвом непереходимым у ног Твоих легла. Не копью и не мечу Божия твердыня сдается, Но воплю сокрушенного сердца — ибо Царство Небесное силой берется».



Под солнцем Сатаны

«Под солнцем Сатаны» (к тексту добавили аудиоверсию) — ранний роман Бернаноса о девушке, которая оказалась в центре борьбы Сатаны и Бога. Бернанос, начав роман как социальную драму, превращает ее в метафизическую. В центре романа «Под солнцем Сатаны» — судьба двух героев: аббата Дониссана — священника, сомневающегося в своем призвании, и девушки Мушетты — родившей мертвого ребенка, погрузившейся в безумие. Оба героя встречаются с самим Сатаной… «Под солнцем Сатаны» — роман крайне трагический, жесткий и в своем социальном плане, и в плане метафизическом: борьба Добра со Злом — действительно борьба, а не какая-то абстрактная схема.



Новая история Мушетты

«Новая история Мушетты» (к тексту добавили аудиоверсию) Бернаноса — своеобразное продолжение романа «Под солнцем Сатаны». Бернанос так говорит об этом преемстве: «С первых же страниц этого повествования родное имя Мушетты так естественно, так само собой навернулось мне на перо, что заменить его каким-либо другим стало уже невозможным. Мушетту, героиню «Новой Истории», роднит с Мушеттой из «Солнца Сатаны» лишь их трагическое одиночество, обе они жили одинокими и одинокими умерли. Да будет милосерд Господь и к той, и к другой». «Новая история Мушетты» — трагическая история о девочке-подростке, отвергнутой всем миром. Типичная для этого писателя антитеза чистой невинной души и буржуазного, лицемерного, жестокого мира. Роман гениально экранизирован Брессоном.



Пьесы

Еще из аудиокниг:

Аудиоверсии трех рассказов протоиерея Валентина Свенцицкого (мыслителя, пастыря первой половины XX века).

Аудиоспектакль по радиопьесе Генриха Бёлля «Итог» (Бёлль — великий немецкий писатель XX века, христианин).



Эго, или Наделенный собой

«Эго, или Наделенный собой» — вторая глава (в данном случае ее 9-15 параграфы) книги Жан-Люка Мариона «Вместо себя: подход Августина», представляющей собой развернутый философский комментарий на «Исповедь» Августина». Марион — классик современной философии, выдающийся христианский мыслитель. Какова его главная мысль (выраженная как раз в предлагаемой книге)? Деконструкция картезианского (модерного) субъекта, произведенная притом так, что представляет собой возвращение к христианскому (домодерному) пониманию человека. Таким образом в мысли Мариона соединяются современная (постклассическая, постмодерная) мысль и домодерная христианская мысль. То есть Марион показывает, что постмодерн — великолепная возможность возрождения аутентично христианской мысли. Конкретно Марион в этой книге показывает, что картезианское cogito ergo sum философски нерелевантно; следует говорить не о «я», не о «субъекте», а о «меня», о дарованности мне самого меня, о «наделенности собой». Процитируем Мариона:

«Истина обитает во внутреннем человеке, но не в том смысле, что внутренний человек имеет ее в себе, — скорее, он сам обитает в Том, кто ищет войти в него и ввести в него истину. Нельзя сказать, что я есмь всякий раз, когда я решаю быть, решаясь мыслить. Я есмь всякий раз, когда — как любящий и наделенный собой — я позволяю незапамятному явиться мне в облике жизни — жизни, которая не принадлежит мне и именно потому пребывает во мне глубже, нежели я сам».

Музыка

Choir Concerto. Requiem

Два хоровых, христианских произведения Альфреда Шнитке, классика современной композиторской музыки:

— Концерт для смешанного хора в четырех частях на стихи Г. Нарекаци «Книга скорбных песнопений».

— Requiem. Эта заупокойная месса написана композитором после смерти его матери. Особенность этого Реквиема — наличие Credo (Символа веры), подчеркивающее христианский характер произведения.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle