Статьи
![Alt](https://ci6.googleusercontent.com/proxy/kqe36BqnBacVD4_CHuzWQteq10pzo1T0mYLpIaMpy0D5sYHvUYp-CZPIX__MNuzchPngrxDGLrsssobhbxJUWL9gAqiSGoP_a5fK0-ZVo6xudRmr8y9IDHwE=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/08/Ajsberg-340x220.jpg)
«Психология и Священное Писание о подсознательном»
Архимандрит Симеон (Крайопулос): в подсознании и бессознательном скрыто очень многое, неизвестное нам; мы почти ничего об этом не знаем. Человек на одну десятую состоит из сознательного и на девять десятых — из подсознательного и бессознательного.
![Alt](https://ci6.googleusercontent.com/proxy/rKJSp9bjO6n6c30m0XwYYz43AC5wrBLVQiefWhGKOFF04KReu55NQSu2-7Ve4O1rvTV_8LrZfEvKZOu7Fjgqmua7qHIhaQL6y1UrJQ5gx9ft0ngciz00dDp-=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/08/unnamed-340x220.jpg)
«Обожение и способ производства»
Владимир Шалларь: предисловие-оглавление к циклам «Рынок и монастырь» и «Бытие и техника», кои представляют собой ряд подступов к решению задачи рассмотрения социально-экономической реальности в теологическом контексте, а именно в свете синергийной антропологии. «Обожение» есть центральный термин восточнохристианского аскетико-догматического дискурса, чьим современным философским (и не только) выражением пытается быть синергийная антропология. «Способ производства» (термин, наиболее общо схватывающий социально-экономическую реальность) складывается из производственных отношений (социально-экономических структур и процессов) и производительных сил (техники). Первая часть, «Рынок и монастырь», посвящена синергийно-антропологическому рассмотрению социально-экономических структур и процессов. Вторая часть, «Бытие и техника», посвящена синергийно-антропологическому рассмотрению техники.
![](https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/09/kartinka-uspenie-340x179.jpg)
«Успение Божией Матери: сказка, ставшая богословием»
Монахиня Елисавета (Сеньчукова): предание об Успении Девы Марии формировалось несколько веков и, несмотря на свою внешнюю «сказочность», апокрифичность, формировалось именно исходя из богословия.
![Alt](https://ci6.googleusercontent.com/proxy/rBA3YjGtvXx-dm9bCV6cPRVsvF6DRqWDmqZtVN7GD8DuzpS4ruEqXulhWZzybb8kuErglybgJ9lk6Q7qu2pJmJiJWXmioqhO2QPtbQ9KI5adI0aGixZo40AvpkE=s0-d-e1-ft#https://blog.predanie.ru/wp-content/uploads/2021/08/Gumilev-1-340x220.jpg)
«Разве можно желать чужого, разве можно жить не своим»
Тимур Щукин: Гумилев рассматривает этапы собственной жизни, этапы себя, сравнивает их, дает оценку каждому — романтику-оккультисту, путешественнику, воину — и подлинного, окончательного себя обнаруживает во Христе.
Лекции
![Семинары по 1-3 гл. книги Бытия](https://ci4.googleusercontent.com/proxy/UStEy66HOGn-lfUCTYpZ7kQpA2Poq6Al0rhqpU1-jq3ZmSgfm1C53ng42sJ80SKVpRtcly5OGUJzRlL7iAIR_XufBuOs7qKZIBWCDZehzBfNXNAdeSHLUQg8XOShZQ=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10597_work_middle.jpeg)
Выложили три лекционных курса выдающегося библеиста Владимира Сорокина:
— «Семинары по 1-3 гл. книги Бытия»
— «Тайная Вечеря и последняя беседа Христа с учениками (Ин 13-17 гл.)»
«Может ли насмешка быть благочестивой? Беседа с игуменом Силуаном (Тумановым) о современных притчах»
Где граница между хулой и ехидством и как совместить «два в одном»: Христово указание плакать о своих грехах и всегда радоваться? В рамках проекта «Читаем летом» — встреча с игуменом Силуаном (Тумановым), автором сборников современных притч.
![Может ли насмешка быть благочестивой? Беседа с игуменом Силуаном (Тумановым) о современных притчах](https://ci4.googleusercontent.com/proxy/865kR-k5EknaGfpVQRvMy2RfF__shGOwNfAu-UMTbPkF9J7TglsDlVJOPmg3qz2UyWPEZhslXaz65QW58THOhg54H0rp7BCQg4cM1a0RobVuDCWdDq5U9XzH86OKQA=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10595_work_middle.jpeg)
Однажды один монах в фейсбуке начал писать своеобразный современно-сатирический патерик.
Например, такое:
Литургия закончилась поздно вечером, и апостол Петр хотел уже было идти домой, как путь ему перегородила невысокая плотная старушка, причудливо замотанная во что-то черное.
— Ой, батюшка апостол, благослови!
— Бог тебя благословит, — степенно произнес апостол и хотел осенить старушку крестным знамением, сложив особо пальцы, но вовремя вспомнил, что этого жеста в первом веке еще не изобрели, и спрятал руку под плащ.
— Ой, батюшка апостол, у меня вопрос такой, прям очень важный, уж не обессудь, не торопись! — мелко зачастила старушка. — Вот завтра сухоядение или рыбку можно? А то я тут на базаре была и хотела подороже взять печенье, а было только подешевле. А ничего, что в том Иродовом печеньице молочко указано? Грех ведь!
Уже интересно? Вот и читателям этого уважаемого монаха — а речь об игумене Силуане (Туманове) — стало очень интересно. Иные «залайкали» эти фейсбучные посты, а иные стали гневаться, банить и троллить.
Так игумен Силуан понял, что формат коротких остроумных новелл-притч очень востребован, хотя и не однозначен. А из таких записок в соцсетях составилось аж три книги. Все три — «Синяя ракушка», «Акустика» и «Третья книга» — изданы в бумажном и электронном формате, а «Третья книга» выпущена и в аудиоформате тоже.
Еще в Византии бытовали пародии, высмеивающие неблаговидные стороны церковной жизни. Можно провести аналогию и с риторическим приемом под названием «псогос» (хула, поношение), хорошо освоенным в святоотеческих текстах. Вопрос состоит не в том, можно ли подшучивать вообще, а в том, для чего мы это делаем.
![Почему путь радости может быть пособием по саморазвитию. Встреча с протоиереем Григорием Григорьевым](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/4Sx993VqRyKddSgzMhwzRrxognZJPOMc1yblaidveopnhb3-3GKBP_3FfUMa5-vmz_mDJTy7ih6g1wc0A41aOfEiGTw3hQPxZVRjHKuSCLqioVDtWlwH7nuPx68DAg=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10594_work_middle.jpeg)
Ориентироваться на радость – это как? Всё так сложно кругом, дедлайны, зависимости, психотравмы. Где найти радость? Попробуем разобраться с протоиереем Григорием Григорьевым, автором книги «Ветер радости».
Когда заслуженного врача РФ, психиатра и богослова протоиерея Григория Григорьева спрашивают, как поступить в той или иной ситуации, как выйти из личностного кризиса, его ответ укладывается, если обобщить, в одну универсальную формулу:
Если мы делаем шаг и получаем благодать, то есть ориентируемся на радость, потому что Бог — это радость, а Святой Дух — это ветер радости, этот шаг правильный. А если радость уходит, включаем заднюю скорость.
Ориентироваться на радость — это как? Всё так сложно кругом, дедлайны, зависимости, психотравмы, токсичность. Где найти в этом радость? И как отличить, что эта радость от Господа? Чтобы помочь ответить на эти вопросы, протоиерей Григорий Григорьев взялся писать целую серию книг. И начинает он искать «нужную» радость в своем детстве.
«Городокское приволье» — первая книга цикла «Ветер Радости». Это повествование в жанре личного эпоса, где факты биографии сочетаются с рассказами, основанными на домышленных событиях. В воспоминаниях восстанавливаются яркие события жизни автора — от младенческих впечатлений в Ленинграде до окончания средней школы в г. Городке Витебской области. Действие разворачивается как в прошлом, так и в настоящем, и времена нередко переплетаются.
Книги «Ветра Радости» не являются пособием по саморазвитию, но, возможно, эти автобиографичные фантазии разбудят те воспоминания читателей, которые помогут им справляться с жизненными трудностями с чувством радости в фарватере.
А мы в нашем цикле «Читаем летом» презентуем новую книгу и нового автора, и попробуем вместе разобраться, откуда современному человеку взять радость и как идти, ориентируясь на нее.
Книги
![Избранные стихотворения](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/AJRljIxTp1dRWGqQfDtt0Uvc-bvXqAIVXz__sFJYBsJH8Z90gK3DykV7bGkOOKSEhvZIgjIZp64b14sQrv1utXx5x7xglwoniY4Aq2maowIZ6LcG0DV10cUKMjG5jw=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10599_work_middle.jpeg)
«Избранные стихотворения» — сборник стихотворение великого христианского поэта XX века Поля Клоделя. Кроме стихотворений в книгу вошла лекция Клоделя «Религия и поэзия». Цитата из одного стихотворений Клоделя: «Я осаждаю Тебя, Бог Обетования, Бог Авраама и Сима /…/ Ты сказал, что дела Твои хороши; я Твое творение, Боже. Моя скорбь ограду неодолимую вокруг Тебя возвела. Моя любовь рвом непереходимым у ног Твоих легла. Не копью и не мечу Божия твердыня сдается, Но воплю сокрушенного сердца — ибо Царство Небесное силой берется».
![Под солнцем Сатаны](https://ci6.googleusercontent.com/proxy/7QrwzwZQT7ZSaUYQVBhG6wb5UqJNKAcc7qAJNNc1vjzXs6aRD9KcDI1lQtUg7ixzaEtWRFu7jfhC1Wr5H9rYJKAH-vt41KCcj3q9Pq473SpJHvrDa_ddcx8qpIIK=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/09/thumb_8324_work_middle.jpeg)
«Под солнцем Сатаны» (к тексту добавили аудиоверсию) — ранний роман Бернаноса о девушке, которая оказалась в центре борьбы Сатаны и Бога. Бернанос, начав роман как социальную драму, превращает ее в метафизическую. В центре романа «Под солнцем Сатаны» — судьба двух героев: аббата Дониссана — священника, сомневающегося в своем призвании, и девушки Мушетты — родившей мертвого ребенка, погрузившейся в безумие. Оба героя встречаются с самим Сатаной… «Под солнцем Сатаны» — роман крайне трагический, жесткий и в своем социальном плане, и в плане метафизическом: борьба Добра со Злом — действительно борьба, а не какая-то абстрактная схема.
![Новая история Мушетты](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/92Otu4kKrMTZo-hDQb30bdZJIKsskytorZ3c1cE0Lzpy9cHNGDBSPOMxjSUIwdQjQ91f7WmA-l_aPsalqiSUARyICte1_skiAZ2IPlZPU2ZVDlHNOgUvqTktrv0A=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/07/thumb_6727_work_middle.jpeg)
«Новая история Мушетты» (к тексту добавили аудиоверсию) Бернаноса — своеобразное продолжение романа «Под солнцем Сатаны». Бернанос так говорит об этом преемстве: «С первых же страниц этого повествования родное имя Мушетты так естественно, так само собой навернулось мне на перо, что заменить его каким-либо другим стало уже невозможным. Мушетту, героиню «Новой Истории», роднит с Мушеттой из «Солнца Сатаны» лишь их трагическое одиночество, обе они жили одинокими и одинокими умерли. Да будет милосерд Господь и к той, и к другой». «Новая история Мушетты» — трагическая история о девочке-подростке, отвергнутой всем миром. Типичная для этого писателя антитеза чистой невинной души и буржуазного, лицемерного, жестокого мира. Роман гениально экранизирован Брессоном.
![Пьесы](https://ci5.googleusercontent.com/proxy/VA7I7Zn43I5g_YftTthKIZjb8syZHin7AcPksEndY8XT_c_L-h-ZBeWB-9m-R_W0bYRHP66NJ4oz0vfIEh_tAiZPNMq3jWuFUw80dV3gMtmQSumpcr97dsioPdhz=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/07/thumb_6754_work_middle.jpeg)
Еще из аудиокниг:
— Аудиоверсии трех рассказов протоиерея Валентина Свенцицкого (мыслителя, пастыря первой половины XX века).
— Аудиоспектакль по радиопьесе Генриха Бёлля «Итог» (Бёлль — великий немецкий писатель XX века, христианин).
![Эго, или Наделенный собой](https://ci3.googleusercontent.com/proxy/czMl4TAI4C9TarpWK0qyL5r1w-qHHqKw6eJLFWJADyVTheMCclZng89XeC67ja1JV89p9UNBUIWX2JPR8EuFye7ThjBIyLFFumqrJFP7CxX-fmKaovBH9bdE3m091Q=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10598_work_middle.jpeg)
«Эго, или Наделенный собой» — вторая глава (в данном случае ее 9-15 параграфы) книги Жан-Люка Мариона «Вместо себя: подход Августина», представляющей собой развернутый философский комментарий на «Исповедь» Августина». Марион — классик современной философии, выдающийся христианский мыслитель. Какова его главная мысль (выраженная как раз в предлагаемой книге)? Деконструкция картезианского (модерного) субъекта, произведенная притом так, что представляет собой возвращение к христианскому (домодерному) пониманию человека. Таким образом в мысли Мариона соединяются современная (постклассическая, постмодерная) мысль и домодерная христианская мысль. То есть Марион показывает, что постмодерн — великолепная возможность возрождения аутентично христианской мысли. Конкретно Марион в этой книге показывает, что картезианское cogito ergo sum философски нерелевантно; следует говорить не о «я», не о «субъекте», а о «меня», о дарованности мне самого меня, о «наделенности собой». Процитируем Мариона:
«Истина обитает во внутреннем человеке, но не в том смысле, что внутренний человек имеет ее в себе, — скорее, он сам обитает в Том, кто ищет войти в него и ввести в него истину. Нельзя сказать, что я есмь всякий раз, когда я решаю быть, решаясь мыслить. Я есмь всякий раз, когда — как любящий и наделенный собой — я позволяю незапамятному явиться мне в облике жизни — жизни, которая не принадлежит мне и именно потому пребывает во мне глубже, нежели я сам».
Музыка
![Choir Concerto. Requiem](https://ci3.googleusercontent.com/proxy/O_WhtPCsbrKQL9awEVO_W-8IerFn86PxNVXlthRTYsNRovdA5-vhoeTvW3yvKTDe7IgMDwWXJzhFUl6Md-XtsA_oBsXQi5l9KrgaFz7iEoOp3t7s13BZFhckxWhm2A=s0-d-e1-ft#https://predanie.ru/uploads/media/work/0001/11/thumb_10592_work_middle.jpeg)
Два хоровых, христианских произведения Альфреда Шнитке, классика современной композиторской музыки:
— Концерт для смешанного хора в четырех частях на стихи Г. Нарекаци «Книга скорбных песнопений».
— Requiem. Эта заупокойная месса написана композитором после смерти его матери. Особенность этого Реквиема — наличие Credo (Символа веры), подчеркивающее христианский характер произведения.