«И был я в духе в день воскресный». О встречах с Господом после Воскресения

Владимир Стрелов

Ректор библейского колледжа «Наследие»

Почему мы читаем Книгу Откровения в Рождественский пост? Потому что это книга встречи. Встречи не ветхозаветной, а новозаветной — которая поможет нашей личной встрече с Господом.

Почему Книга Откровения Иоанна Богослова для нас вообще сегодня актуальна?

Кто-то говорит: «Ну, это все было про I век, и вообще читать ее довольно сложно». Но давайте поразмышляем над теми обстоятельствами, во время которых эта книга была написана. 

Во-первых, это время, примерно 90-е годы I столетия, — время гонений, время страданий христиан. Мы сегодня пока не переживаем таких гонений, как были во времена императора Домициана, но кто знает, как развернется история. Еще век назад никто не подозревал, что может случиться то, что случилось в советское время с Церковью и с верующими, а страданий у нас сегодня тоже достаточно. И многие спрашивают: «А ковид, например, — это не такая кара Божья, которая описана в том числе в Апокалипсисе?»

Точно так же, как тогда, люди сегодня испытывают сомнения в вере, и тогда Господь не приходит. Где же Он, где обещанное Царство? И сегодня тоже многие могут задаваться такими вопросами и искать для себя ответов и рецептов по улучшению своей жизни где-то в других местах, а не в Священном Писании и не у Бога.

Ну, и наконец, искушения. В I веке многие люди говорили: «Знаете, вам не нужно соблюдать закон нравственности», который был дан в Ветхом Завете и переосмыслен уже в новозаветное время. «Мы живем, — говорили они, — в новую эпоху, нам все можно». И вот с этими вызовами мы сталкиваемся и сейчас.

Эта книга написана в жанре пророчества и одновременно апокалиптики. Что такое пророчество? Очень кратко говоря, пророк обращается к народу, к конкретному человеку и говорит: «Бог видит, как ты живешь. Если ты обратишься, исправишь свою жизнь, то Бог благословит тебя. Если нет, будет все довольно тяжело. Ты сам выбираешь, по какому пути тебе идти».

А вот апокалиптики — это совсем другое, это люди, которые смотрят в будущее; может быть, они смотрят и в прошлое, но им что-то открывается, что не открыто обычным людям. Зачастую они читают священные тексты предыдущих эпох и у них возникают видения в связи с этим. А, может быть, они хотят что-то выразить, как например, Клайв Льюис, который хотел донести до современных ему читателей Евангельскую весть, и он рассказывает нам о Нарнии. Конечно, в отличие от Нарнии, Откровение Иоанна Богослова — это не просто человеческое произведение, но действительно произведение боговдохновенное, и те образы и символы, которые там присутствуют, действуют на сердце человека, не только на его ум, и для этого, конечно, нужно молиться, когда мы читаем эту книгу.

Итак, ситуация гонений, и сам Иоанн, автор этой книги. Церковь отождествила его с Иоанном Богословом, но в тексте повествования он просто о себе говорит как о рабе Божьем Иоанне.

Итак, как открывается эта книга:

Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну.

Итак, события этой книги должны развернуться вскоре. Когда это — вскоре? Для Бога всякое время близко: может быть, это произойдет в самое ближайшее время, для кого-то это может быть в течение жизни, может быть, это увидят наши внуки и правнуки, но готовыми нужно быть уже сейчас.

Свойство этой книги — что то, что описано, может сбываться несколько раз как любое пророчество.

Мы смотрим на гонения: это могут быть и гонения Домициана, это могут быть и гонения Юлиана Отступника, это могут быть и гонения в советское время, это могут быть будущие гонения перед наступлением последних событий.

Иоанн говорит о том, что, вот то, что он получил:

Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко.

То есть когда мы обращаемся к этой книге, мы получаем блаженство, получаем благословение от Бога, и радость, и счастье — это то, что должно нас наполнять: не страх, не ужас, как некоторые воспринимают Апокалипсис, а действительно радость и благословение.

Иоанн семи церквам, находящимся в Асии

Вот это адресат этой книги: книга написана не вообще кому-то, не внешним людям, она написана именно верующим, которые, по-видимому, не просто знакомы, но находятся под духовным попечением Иоанна, находящегося в заключении. И вот он не может с ними говорить лицом к лицу, но обращается к ним и предлагает им свое письмо.

Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа

Он говорит о том, что люди, которые сейчас переживают гонения, люди, которые сейчас могут страдать и сомневаться в вере, особенно в свете того, что их духовный учитель находится в заключении, — это люди, которые предназначены к Царству, это люди, которые предназначены к тому, чтобы вместе с Господом наследовать эту землю, и для них действительно один Царь — только это Христос, а все остальные, можно сказать, — это узурпаторы.

Если мы сегодня видим какие-то несправедливости, неправду и т. д., вот эта книга дает нам ободрение и напоминает, кто Главный в этом мире.

И был я в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, 

Трубный голос — это Откровение, которое получил Моисей на горе Синай.

который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;

то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, в Смирну, в Пергам, в Фиатиру, в Сардис, в Филадельфию, в Лаодикию.

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников

и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир (это одежда первосвященника)

и по персям опоясанного золотым поясом (царская одежда):

глава Его и волосы были белы, (то есть Он мудр как самый пожилой человек)

как белая во́лна, как снег; а очи Его, как пламень огненный (то есть очи Его пронизывают и видят все, что происходит не только внешне, но и что происходит в нашем сердце);

ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос, как шум вод многих.

Такой вот образ, который дает нам евангелист Иоанн. Как он отличается от того, что мы читаем в Евангелиях!

В Евангелиях мы видим Христа, похожего на Христа с картин Поленова, как такого иудейского равви, который может, конечно, взять бич для того, чтобы выгнать продающих и покупающих из храма, но все-таки это человек. Здесь мы видим Христа в Его Славе, в Его достоинстве Судьи, и этот Христос обращается к Иоанну и просит, чтобы тот записал Послание к семи церквам.

В истории предполагались разные варианты толкования этого послания: кто-то говорил, что это буквально те семь церквей, которые были в Малой Азии на территории современной Турции, и не нужно делать никаких проекций в будущее; кто-то говорил, что это о Церкви, о ее эпохах церковных; кто-то говорил, что то, что мы видим в письмах этим семи церквам, относится на самом деле к каждому из нас сегодня. Если мы будем читать внимательно, то мы увидим что-то, что обращено каждому.

И вот эти послания занимают 2-ю и 3-ю главы. Фактически, если мы посмотрим на структуру писем, обращенных к каждой церкви, то мы увидим, что Господь сначала… Ну вот давайте посмотрим:

Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей (то есть семь вот этих вот церквей),

Ходящий посреди семи золотых светильников: (светильники — это могут быть образ Духа Святого)

То есть сначала мы видим обращение Господа, и мы понимаем, что Господь все знает, Он видит, что происходит, Он держит Церковь в Своей деснице и в этом смысле нам не нужно переживать и сомневаться, что происходит с Церковью и т. д. — Господь обо всем знает, это все в Его державной воле

знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, 

Сначала Господь хвалит, и это очень важно. Даже когда Он будет произносить самые строгие обличения, сначала Он смотрит на то, что можно увидеть хорошего в Своих адресатах. Так ли мы обращаемся, например, к своим детям, когда хотим их каким-то образом сделать лучше, так ли, если мы поставлены (учителями) учителями или священнослужителями, смотрим на свою паству?

знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, 

и что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, и нашел что они не таковы, и нашел, что они лжецы;

ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.

Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

Итак, Господь хвалит за терпение, за труды, за ревность, за то, что в этой Церкви разделяется добро и зло. Но вместе с тем оставили первую любовь свою.

Мы можем вспомнить время нашего обращения: сколько ревности было к молитве, к постам, к тому, чтобы делиться своим имуществом, к тому, чтобы углубляться в Слово Божие, и сравните себя сегодняшних. Вполне возможно, что это письмо обращено именно к нам.

ты оставил первую любовь твою.

Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Суровое предостережение звучат для тех, кто не готов прислушиваться и менять свою жизнь.

Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Николаиты — это люди, которые как раз смешивали добро со злом, и вот в этой церкви было четкое разделение.

Вместе с тем дальше Господь обращается к Ангелу Смирнской церкви. Говорит: хорошо, что ты терпишь, хорошо, что ты претерпеваешь мучения, держи это, и ты тогда 

Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть… 

Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.

У Пергамской церкви — это уже третье послание — идет разговор о тех, кто держится учения Валаама, (это что-то связанное с идоложертвенным любодейством). Скорее всего, это такое духовное любодеяние, то есть поклонение чему-то еще кроме самого Бога. В Пергаме находился алтарь и Зевса, и самого императора.

И это тоже вопрос к нам: действительно ли Бог стоит у нас на первом месте?

Следующее послание обращено к Фиатирской церкви, где присутствует некое лжеучение, и это лжеучение, причем, проповедуется; то есть если в Пергаме только некоторые совратились, то здесь люди дают возможность проповеди неправильных мнений. Эти неправильные мнения могут быть очень разными. Нам нужно просто посмотреть: к чему призывает Христос — любите друг друга, любите Бога. К чему иногда призывают некоторые: ненавидьте, разделяйте и т. д. Здесь можно углубляться и углубляться.

Самое грустное письмо обращено к Сардийской церкви, где говорится, что

ты носишь имя, будто ты жив, но ты мертв.

Церковь, которая забыла о своем предназначении, которая только делает вид, что она жива. 

А как это с нашей церковностью связано, как это с иногда связано нашей деятельностью в Церкви? Это все очень актуально.

Церковь Филадельфийская удостаивается похвалы от Господа, потому что это действительно гостеприимная церковь, это церковь, где люди любят друг друга.

И, наконец, Лаодикийская церковь, церковь которая говорит о себе:

«я богат, я разбогател и ни в чем не имею нужды».

Тоже можно задаться вопросом: а не так ли мы иногда смотрим на наше духовное сокровище? Конечно, в нашей Православной Церкви есть богатство церковного Предания, но живем ли мы так, чтобы этим служить Господу, или получается, что мы этим служим сами себе, и тогда мы выслушаем суровое обличение от Господа:

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

Так заканчивается послание к этим семи церквам.

Фактически, если мы хотим дальше встречаться с Господом, мы должны очень серьезно перечитать первые три главы Книги Откровения, применить это к себе и, если мы сделаем правильные выводы, то описанное дальше действительно откроет нам Господа не как Судью, но как любящего Господа, как Агнца, Который берет на себя грех мира и Который готов нас спасти.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle