Почему мы читаем Книгу Откровения в Рождественский пост? Потому что это книга встречи. Встречи не ветхозаветной, а новозаветной — которая поможет нашей личной встрече с Господом.
12-я глава Книги Откровения открывается удивительным ви́дением:
И явилось на небе великое знамение: жена, облаченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд.
Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения.
И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим.
Здесь говорится о противоборстве между Церковью, народом Божьим, и между силами хаоса, князем века сего, Сатаною. В такой символической форме это увидел Иоанн и нам показывает. Действительно, некоторые толкователи говорили о том, что здесь мы видим Саму Богородицу. Но точнее видеть здесь именно Церковь — венец из 12 звезд, 12 колен Израилевых — и она не только родила, но она претерпевает преследование от этого дракона, и для этого она убегает в пустыню,
где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы воевали против них,
но не устояли, и не нашлось им уже места на небе.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщавший всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
Эта борьба продолжается в наше время, то есть не только катаклизмы, не только трудности естественного плана выпадают на долю христианам. Мы видим, что те, кто желает жить благочестиво, оказываются гонимы.
Но Господь не ждет от нас просто пассивного претерпевания этих трудностей. Через всю Книгу Откровения прослеживается мысль о том, что христиане должны быть свидетелями о Боге.
И вот удивительная 11-я глава рассказывает о двух таких свидетелях:
И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище.
— то есть в такую одежду поста, одежду покаяния.
Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли.
— этот образ взят из Книги пророка Захарии.
И если кто захочет их обидеть, огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту.
Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.
То есть эти пророки и эти свидетели уподобляются Моисею и Илии. Моисей мог превратить воду в кровь, а Илия мог затворить небо. Но это не значит, что обязательно в буквальном смысле Моисей и Илия должны прийти. В истории Церкви мы видим, что под этими двумя свидетелями понимали, например, апостолов Петра и Павла, Иоанна Крестителя и даже самого Иоанна Богослова. Может быть, это будут мученики последних времен, мы не знаем.
Но Господь обещал, что каждому, кто будет Его свидетелем, Он даст силу, которой не смогут противиться цари, не смогут противиться те, кто имеет власть на этой земле.
И эта борьба идет и сейчас, и сегодня тоже слово Церкви — Евангелие — борется с неправдой в этом мире.
Об этом очень хорошо говорит апостол Павел в Послании к Тимофею:
будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Я думаю, что каждый из нас встречал на своем пути людей, которые действительно не хотят слышать ничего о Боге, но интересуются оккультными вещами, их интересует, может быть, политика, причем политика такая, чтобы она была с силой, с властью — вот их это привлекает. А Христос — это тот Агнец, который проходит мимо и который спрашивает: «готовы ли вы следовать за Мною?»
Книга Откровения говорит о том, что, к сожалению, все, кто будет свидетельствовать о правде Христовой, будут не только страдать, но им надлежит даже быть убитыми.
Вот здесь, когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их,
И это не только про этих двух свидетелей, это про всех свидетелей Книги Откровения.
В чем же тогда надежда? Если мы взглянем на 7-ю или на 14-ю главы Книги Откровения, мы увидим, что несмотря на то, что эти святые были побеждены здесь на земле, они оказываются воинами в Царстве Божьем.
Взглянул я, вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.
Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
То есть мы видим, чем они побеждают: они побеждают не мечом, они побеждают тем, что посреди страданий они продолжают восхвалять Бога, и это, собственно, одна из очень важных вестей Книги Откровения.
Как бы трудно нам ни было, если мы продолжаем петь Ему хвалу, то мы непобедимы, и мы идем вместе с Ним, и Он наш Спаситель.