Идея мира в литургии Православной церкви

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В майском номере «Журнала Московской Патриархии» за 1949 год появилась рубрика «В защиту мира». С тех пор в каждом номере ЖМП (то есть, за редчайшими исключениями, раз в месяц) на протяжении сорока лет (вплоть до роспуска СССР) публиковалась специальная подборка антимилитаристских текстов (хроника миротворческих событий, богословское осмысление борьбы за мир и т. п.). Таким образом, был создан внушительный корпус антимилитаристского, миротворческого богословия — создан лучшими умами Московской Патриархии на страницах ее официального печатного органа. На протяжении сорока лет антимилитаристское, миротворческое богословие было мейнстримом теоретических и практических усилий Русской Православной Церкви. Мы решили напомнить об этом богатом наследии антимилитаристского, миротворческого богословия Русской Православной Церкви путем регулярной публикации текстов с тегом «Московская Патриархия в защиту мира».

На очереди — вклад в миротворческий дискурс ЖМП со стороны литургического богословия, осуществленный протоиереем Иоанном Сорокиным, преподавателем ОДС: просто-напросто главное таинство Церкви все проникнуто идеей мира.

Идея мира в литургии Православной церкви

В благословенную ночь рождения Основателя христианства ангельское воинство принесло на землю радостную весть мира и воспело торжественный гимн рождшемуся великому Примирителю (Быт 49:10) неба и земли  — Господу нашему Иисусу Христу: Слава в вышних Богу, к на земли мир, во человецех благоволение (Лк 2:14).

Вся земная жизнь, благодатное евангельское учение и великий искупительный крестный подвиг Христа Спасителя ярко свидетельствуют, с какой невиданной целеустремленностью и полнотой Он исполнил волю Отца Своего Небесного (Ин 6:38), примирив согрешивших людей с их Творцом. Христианство является религией искупления, ибо сущность его состоит в факте примирения [1] человека с Богом.

[1 Хр. Э. Лютард. Апология христианства. СПб., 1892, с. 216.]

Благодаря теснейшему единению человеческого естества с Божеским в воплощении Господь Иисус Христос дал людям залог оправдания, праведности и святости, примирил нас с Богом. Бог во Христе примирил с Собою мир,  — учит святой апостол Павел,  — не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения (2 Кор 5:19). Он есть умилостивление за грехи наши,  — учит святой апостол Иоанн Богослов,  — и не только за наши, но и за грехи всего мира (1 Ин 2:2).

Искупительный крестный подвиг Господа Иисуса Христа окончательно победил грех и смерть и дал человечеству неложную надежду на будущее воскресение в двуедином обновленном естестве, даровал упование на вечную жизнь в тесном Богообщении. И да осуществится высшая цель пришествия Сына Божия на землю, высказанная Им в первосвященнической молитве к Небесному Отцу: Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин 17:26)!

Христос Спаситель стал для человечества источником очищения, обновления, воссоздания, примирения с Богом, источником святости и будущего блаженства в Царстве Отца Небесного.

В литургии Православной Церкви отражена главная идея христианской религии  — примирение человечества с Богом великой крестной жертвой Господа Иисуса Христа. Все мысли, чувства, желания и стремления христианина сосредоточены на Христе Спасителе, всё одушевляется и одухотворяется Им Одним. Всё доброе, истинное, великое, прекрасное, святое и чистое, вера, надежда и любовь  — всё заключается для верующего человека во Христе. Не только веровать во Христа, но и жить во Христе; не только жить, но и умереть во Христе  — вот высший идеал жизни христианина. Святой апостол Павел свидетельствует о себе: для меня жизнь  — Христос, и смерть  — приобретение (Флп 1:21). «Христос есть средоточие христианской религии. Он неразрывно связал ее с Своею Личностью» [2].

[2 Там же, с. 217.]

Всё богослужение христианское, и особенно Божественная литургия, есть прославление Господа Иисуса Христа. Поэтому в христианстве важнейшее и высочайшее из всех священнодействий есть Божественная литургия, во время которой приносится Бескровная Жертва [3].

[3 Нечаев П. И. Практическое руководство для священнослужителей… Изд. 10-е. СПб., 1910, с. 175.]

«Церковь всегда смотрела на таинство Евхаристии как на высшее из всех своих священнодействий, как на всесвятейшую тайну и постоянно, по слову своего Спасителя, видела в нем Его Тело и Его Кровь… Церковь в таинстве Евхаристии имеет неистощимый источник благодатных средств для обновления нравственной жизни христианского мира» (Хр. Лютард, цит. соч., с. 358).

Примиряя верующих людей с Богом через святые таинства, Святая Церковь является провозвестницей мира между людьми.

Молитвословия литургийного чина прежде всего помогают обрести духовный мир священнослужителю.

Сила благодати, даруемая священнослужителю Богом и Святой Церковью (Деян 20:28), делает его во время богослужения посредником между Господом и людьми, раздаятелем благодатных даров Святого Духа и провозвестником небесного мира людям. Но

священнослужителю для того, чтобы с чистой совестью провозглашать мир всем, нужно прежде самому примириться со всеми.

«Какая чистота духа и помышлений должна быть у него, чтобы достойно и без осуждения совершать это великое дело Божие, ему порученное!» [4]

«Какая чистота духа и помышлений должна быть у него, чтобы достойно и без осуждения совершать это великое дело Божие, ему порученное!» [4]

[4 Певницкий В. Священство… Киев, 1897, с. 27.]

Служа за Божественной литургией, священнослужитель низводит таинственный, благодатный мир Божий на христиан, участвующих при совершении таинства, особенно на достойно приемлющих Святые Тело и Кровь Христову.

В литургии оглашенных священнослужитель испрашивает у Бога свышний мир и спасение душ тем, кто в храме сем с верою, благоговением и страхом Божиим предстоит на богослужении и которых священнослужитель или диакон призывает молиться Богу в мире.

Священнослужитель, приглашая верующих благоговейно приуготовиться к причащению Святых Христовых Таин, наставляет их молиться в тишине и спокойствии духа, с чистою совестью, свободною от дурных страстей и земных забот, а также с единодушием и взаимной друг к другу любовью [5]. Священнослужитель этим напоминает верующим христианам, что

Бог наш есть Бог мира (Мф 5:23–24).

«Он любит души мирные, кроткие; кто хочет беседовать с Ним в молитве, тот прежде всего позаботься о мире, т. е. спокойствии, тишине своей души, о примирении со своими ближними» [6].

[5 Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. СПб., 1897, с. 188.]

[6 Макарий, архимандрит. Беседы о Божественной литургии. Изд. 2-е. СПб., 1881, с. 24.]

Все мы, христиане, жаждем мира Божия, который изливается в наши души через Святого Духа благодаря искупительным заслугам Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа.

В причащении Святых Христовых Таин, Пречистого Тела и Крови христиане не только реально соединяются со Христом, обретая состояние полного взаимообщения (Ин 6:56), но через Него и благодаря Ему достигают соединения и совершенного взаимопонимания друг с другом. «Следует оговорить, что это общение в Православной Церкви распространяется не только на совместно причащающихся в данный день в храме или молитвенном собрании, но и на всех молящихся за литургией, и в самом общем смысле и на всех членов Церкви, пребывающих в живом общении со своим Главой и Господом, если даже они не только не причащаются, но и не присутствуют в данный день на богослужении» [7].

[7 Михаил, епископ Астраханский. Евхаристия и единение христиан. «Богословские труды», сб. VII. Μ., 1970, с. 222.]

Верующий человек, «проникшийся благодатными началами и идеалами христианскими, предавшийся Христу и возлюбивший Его, не может не любить людей и всего мира Божия» [8].

[8 Царевский А. А. Христианская религия, как источник радости и счастья человеческого на земле. Казань, 1899, с. 17.]

Святая Церковь Христова наставляет верующих сердечно молиться Богу о ниспослании помощи для преодоления препятствий к достижению благополучной и мирной христианской жизни. Одним из таких препятствий является разномыслие и разделения христианских Церквей, отпадение некоторых христианских обществ от Единой, истинной, Апостольской Церкви.

Разделение Церквей нарушило основную заповедь Христа Спасителя, основавшего единую Церковь Свою для спасения верующих людей и заповедавшего: Да будут все едино (Ин 17:21).

В святой литургии христианская Православная Церковь через тайные молитвы священнослужителей и молитвы во всеуслышание верующих взывает к Господу о благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех. В тайных молитвах священнослужитель молится Богу: расточенные собери, прельщенные обрати и совокупи святей Твоей соборней и апостольстей Церкви… утоли раздоры Церквей, угаси шатания языческая, еретическая востания скоро разори силою Святаго Духа… (Литургия святого Василия Великого. Молитва по освящении Святых Даров).

Важное место в молитвословиях церковных богослужений занимают моления о мире всего мира.

В чине православной литургии содержатся прошения к Богу, возглашаемые вслух верующим: О мире всего мира… о временех мирных… мир мирови Твоему даруй и др. В таких молитвах священнослужитель молится: Избави, Господи, град сей и всякий град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобный брани…

Христианскому сознанию чуждо всякое насилие человека над человеком. «Всякий ищущий славы Божией и во всяком деле всячески подвизающийся творить не свою, а Господню волю, никогда не возмечтает властвовать над кем-либо другим, или представить себя высшим кого, малого или большого…» [9].

[9 Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. I. Μ., 1892, с. 488.]

Стремление верующих людей к миру, дружбе и любви  — существенная черта христианства, всецело соответствующая евангельскому учению Христа Спасителя. В беседе со Своими учениками Он убеждал их: мир имейте между собою (Мк 9: 50). Перед Своими страданиями Господь говорил апостолам: мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин 14:27). Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин 13:34).

Святые апостолы, жизнью своей доказавшие верность заповедям Спасителя, в своих посланиях утверждали идею мира в человеческом обществе. «Характерно, что первоверховные апостолы не просто констатировали ценность мира, но настойчиво призывали к активному его созиданию» [10]. К миру призвал нас Господь (1 Кор 7:15),  — учит святой апостол Павел и призывает всех христиан искать того, что служит к миру (Рим 14:19). Святой апостол Петр проповедовал между христианами древнюю истину, высказанную Псалмопевцем: уклоняйся от зла, и делай добро; ищи мира и стремись к нему (1 Пет 3:11; Пс 33:15).

[10 Алексий, митрополит Таллинский и Эстонский. О миротворческой деятельности Русской Православной Церкви. «ЖМП», № 7, 1971, с. 46.]

Христианская религия учит, что все люди и все народы равноправны.

Долг каждого человека, а тем более верующего христианина,  — противостоять любой возможности возникновения войн. «Православная Церковь искони живет и воодушевляется в своей деятельности великими началами мира на земле и взаимной братской любви среди людей и народов» [11]. Православная Церковь является исполнительницей завета Христа Спасителя, воспретившего всякое насилие. Возврати меч твой в свое место,  — сказал Он святому апостолу Петру в саду Гефсиманском,  — ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф 26:52).

[11 Николай, митрополит Крутицкий и Коломенский. Слова и речи. Т. 2. Μ., 1950, с. 303.]

Во все времена Православная Церковь стремилась и стремится к истинному единству для достижения мира на земле и для благополучия всех народов, идя навстречу призыву Христову ко всем труждающимся и обремененным [12].

[12 Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения. Т. 2. Μ., 1950, с. 123.]

Церковь, призванная служить делу примирения верующего человека с Богом и тесному единению со Своим Спасителем, Господом Иисусом Христом, выполняет и важную земную миссию, внедряя в сознание христиан благородную идею мира, дружбы и любви между всеми людьми.

И самым главным проводником христианских идей всегда являлось христианское богослужение, и особенно Божественная литургия.

Протоиерей Иоанн Сорокин, преподаватель ОДС 

Актовая речь, произнесенная 13 декабря 1972 года в Одесской духовной семинарии. Печатается в значительном сокращении.

Источник: «Журнал Московской Патриархии», № 11, 1974 год.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle