Книга «Иоанн Златоуст о богатстве и бедности, деньгах и собственности» представляет собой собрание выписок из творений Иоанна Златоуста на социально-экономические темы. Иоанн Златоуст — один из авторитетнейших отцов Православной Церкви и, наверное, самый авторитетный по социально-этическим вопросам. А православное учение имеет своим источником не только Священное Писание, но и Священное Предание (то есть творения Святых Отцов прежде всего). Чему же учит Златоуст (то есть Церковь в его лице)? Люди равны, во-первых, по своей природе, у всех людей одно естество; во-вторых, люди равны по отношению к миру: солнце, воздух, земля, вода — общие, даны Богом всем; в-третьих, люди равны перед Богом: Он — всем Отец, Иисус распят за всех и т. д. Если равенство столь всеобъемлюще, то откуда неравенство? — из-за «корня всех зол — сребролюбия». Златоуст утверждает — говоря современными терминами — что собственность и деньги — социальные конструкты, у них нет основания ни в природе, ни в богословии; собственность и деньги — условности, порожденные грехом и причиняющие неисчислимое количество зла. Как победить корень всех зол? С помощью «великой радости, добродетели и благодати» — общности имуществ. Здесь и сейчас надо, говорит Златоуст, отказаться от собственности и денег, все обобществить в братстве любви. Это не утопия: так было у первых христиан, так есть у монахов, ничего не мешает нам ввести общность имуществ прямо сейчас, считает Златоуст. Замечательно, что социально-экономическое учение Златоуста не аскетично: он много раз говорит, что грех не в самом богатстве, не в самом имуществе, материальных вещах и т. д., а в их использовании (то есть в общественных отношениях), грех в сребролюбии, то есть в разделении, то есть в неравенстве, грех в том, что одни богаты за счет других; общность имуществ сделает богатыми всех без греха. Замечательно также, что сребролюбие, будучи грехом, помрачает не только совесть, но и разум: Златоуст много раз говорит, что частная собственность неудобна, неполезна, вредна; общность же имуществ рациональна, удобна, полезна; только страсть сребролюбия мешает людям это увидеть. Поскольку у христиан сребролюбие, неравенство, собственность, деньги и пр. сохраняются, постольку ещё не все обратились ко Христу: христиане живут не по-христиански; общность имуществ у христиан привлечёт ко Христу всю вселенную, считает Златоуст. И это не просто слова: Златоуст предлагает все это как конкретную, реализуемую программу.
Книга «Симеон Новый Богослов о деньгах и собственности» представляет собой собрание выписок из творений Симеона Нового Богослова на социально-экономические темы. Симеона Нового Богослова мы знаем прежде всего как восторженного мистического поэта, учителя духовной жизни, но он был также и радикальным социальным мыслителем. До грехопадения, учит Новый Богослов, человек жил в«полном счастии» и «всегдашнем веселии», после же грехопадения человек оказывается в условиях «скудости». Желая из «скудости» вырваться человек «делался вором, явным или тайным, иной разбойником, насильно отнимающим чужое, иной лихоимцем, неправедным обманщиком; отсюда же зависть, предательство, клевета, враждование, споры, суды, наветы, ложь, клятвопреступничество, убийство». Грехопадение вырывает человека из царства «веселия» в царство «скудости», из-за чего он ввергается в борьбу за материальные блага, а борьба эта рождает неисчислимое количество зла. Тут как видите нет различия между «духовными» и «материальными» сторонами процесса. Так, например Симеон описывает генезис рабства:
«Премудрый и всеблагий Бог, для бытия в мире сем, создал отца и сына, но не раба и наемника. Ни первый отец наш не был рабом, или наемником, ни первый сын. Ибо кому бы они были рабами и наемниками? Рабство и наемничество явились уже после: рабство произошло от вражды людей между собою, по коей начали воевать друг против друга, и друг друга порабощать; а наемничество от бедности и недостатков, кои одолевать начали слабейших по причине жадности и корыстолюбия сильнейших. Таким образом и раб и наемник произошли от греха и зла, воцарившихся среди людей: ибо без насилия и бедности ни рабом никто бы не был, ни наемником. Кому придет желание быть ими, когда рабы и наемники не то делают, что хотят и что им нравится, но то, что хотят их господа? Причиною сего — диавол, злая умная сила, от Бога отступившая».
Таков же генезис политического устройства:
«Тогда, в раю, не нужен был закон, ни писанный, ни духовный. Но после того, как человек вкусил от того запрещеннаго древа и умер горькою смертию, то есть, отпал от Бога и подвергся растлению, — тогда, чтобы совсем не отпал он от всякаго добра (так как зло сильно распространилось в роде человеческом и тиранило его насильственно, по причине бедственнаго разслабления, какому подвергся он вследствие растления), дан был ему закон, чтоб показывал, что хорошо, и что худо. Ибо человек стал слеп, вышел из ума и обезмыслел».
Бог всё сотворил общим, частная собственность, классовое общество, государство — от греха, следовательно, делает вывод Новый Богослов, собственность и деньги должны быть общими, а собственник есть никто иной как убийца; богатые — убийцы бедных:
«Существующие в мире деньги и имения являются общими для всех, как свет и этот воздух, которым мы дышим, как пастбища неразумных животных на полях, на горах и по всей земле. Таким же образом все является общим для всех и предназначено только для пользования его плодами, но по господству никому не принадлежит. Однако страсть к стяжанию, проникшая в жизнь, как некий узурпатор, разделила различным образом между своими рабами и слугами то, что было дано Владыкою всем в общее пользование. Она окружила все оградами и закрепила башнями, засовами и воротами, тем самым лишив всех остальных людей пользования благами Владыки. При этом эта бесстыдница утверждает, что она является владетельницей всего этого, и спорит, что она не совершила несправедливости по отношению к кому бы то ни было. С другой стороны, слуги и рабы этой тиранической страсти становятся не владельцами вещей и денег, полученных ими по наследству, но их дурными рабами и хранителями. И если они, взяв что-нибудь или даже все из этих денег, из страха угрожаемых наказаний или в надежде получить сторицею, или склоненные несчастиями людей, подадут находящимся в лишениях и скудости, то разве можно считать их милостивыми или напитавшими Христа, или совершившими дело, достойное награды? Ни в коем случае, но как я утверждаю, они должны каяться до самой смерти в том, что они столько времени удерживали (эти материальные блага) и лишали своих братьев пользоваться ими.
Дьявол внушает нам сделать частной собственностью и превратить в наше сбережение то, что было предназначено для общего пользования, чтобы посредством этой страсти к стяжанию навязать нам два преступления и сделать виновными вечного наказания и осуждения. Одно из этих преступлений — немилосердие, другое — надежда на отложенные деньги, а не на Бога. Ибо имеющий отложенные деньги не может надеяться на Бога. Это ясно из того, что сказал Христос и Бог наш: «Где, — говорит Он, — сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получать за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других. Более того, он виновен в потере жизни тех, кто умирал за это время от голода и жажды. Ибо он был в состоянии их напитать, но не напитал, а зарыл в землю то, что принадлежит бедным, оставив их умирать от холода и голода. На самом деле он убийца всех тех, кого он мог напитать».
Христос освобождает людей от всего этого:
«Люди отвращаются их (т. е. немощных, немудрых, бедных), земной царь не переносит их вида, начальствующие от них отворачиваются, богатые их презирают и, когда встречают их, проходят мимо, как будто бы они не существовали, и общаться с ними никто не считает желаемым, а Бог, Которому служат бесчисленные множества ангелов, все содержащий словом Своей силы, Кого великолепие непереносимо для всех, не отказался стать отцом и другом и братом этих отверженных, но захотел воплотиться, чтобы стать подобным нам по всему кроме греха и сделать нас причастниками Своей славы и царства. Великая потребна сила, чтоб освободить их [людей] из рук диавола, поработившаго их и держащаго в своем рабстве. И другой такой силы нет и быть не может, кроме единаго Христа Господа, Который есть сила Бога и Отца. Итак, кого Он освободит, тот воистину свободен бывает, потому что бывает чист, целомудр, благ, праведен, благочестив, человеколюбив, благоутробен, милостив, кроток, сострадателен, воздержен, — словом сказать, бывает человеком, каким ему подобает быть. Те же, которые не таковы, суть или безсловесныя животные, или демоны, хотя по внешности они православные христиане. Такие христиане паче повинны и тягчайшему наказанию; и Христос, пришедший избавить их от рабства диаволу, ничтоже пользует им, не потому чтоб Он не мог или не хотел избавить, а потому что они сами не хотят быть избавленными и не ищут Его должным образом. Сие избавление одно и есть истинная свобода, получение которой превосходит всякую силу человеческую. Почему Христос, Бог сый, и восхотел соделаться человеком, и для того одного умер, чтоб освободить людей от рабства диаволу».
Здесь мы видим связь мистико-аскетического учения Симеона Нового Богослова с социальным: «те же, которые не таковы, животные и демоны» — это те, кто не получили благодать, кто не принял Духа, кто не видит Нетварный Свет, то есть христиане лишь по имени, а не по существу. Тем же кто получил благодать, не нужны ни капитал, ни собственность, не семья:
«Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух, Не говорите, что Бог невидим людям, Не говорите, что люди не видят Божественного света Или что это невозможно в настоящие времена! Это никогда не бывает невозможным, друзья! Но очень даже возможно желающим. [Такие] мало-помалу забывает мир и яже в мире, — деньги, имущества, родных. Свет, конечно, раждает свет: поэтому и они делаются светом, чадами Божиими, как написано (Пс. 81:6), и Богами по благодати — те, которые отрекутся суетнаго и обманчиваго мира, без ненависти возненавидят родителей и братий, считая себя странниками и пришельцами в жизни; те, которые лишат себя богатств и имуществ, совершенно отвергнув пристрастие к ним. Мы вместе (с тем) сделаемся Богами, сопребывающими с Богом, совершенно не усматривая неблагообразия в теле (своем), но все уподобившись всему телу — Христу, а каждый из нас — член (его), весь Христос есть. Палец мой — Христос и детородный член. Усмотри Христа и в (женских) ложеснах и помысли о том, что в ложеснах, и о Том, Кто вышел из ложесн, (которыя) прошел и Бог мой, изойдя оттуда. Ты, о Боже мой, — ничто из всего (существующаго в природе), но все дела Твои произведены из ничего, один только Ты несотворен, один безначален, Спасителю, — Троица Святая и честная, Бог всяческих. И Ты показал нам свет Твоей непорочной славы, который и ныне непрерывно подавай мне, Спасителю. Дай мне всегда чрез него, как бы в зеркале, видеть (и созерцать) Тебя, Слове, и хорошо (узреть и) уразуметь неизъяснимую красоту Твою, которая, будучи совершенно недомысленна, более чем поражает ум мой, приводит в изступление мысли мои и возжигает в сердце моем огонь любви к Тебе; он же, соделываясь пламенем Божественнаго желания, яснее показывает мне славу Твою, Боже мой. Поклоняясь ей, молю Тебя, Сыне Божий, дай мне и ныне и в будущем (веке) непрестанно иметь ее и чрез нее вечно созерцать Тебя — Бога. Не дай мне, Владыко, суетной славы мира сего, ни богатства гибнущаго, ни талантов золота, ни высокаго престола, ни начальства над этими тленными (вещами); соедини меня со смиренными, нищими и кроткими, (дабы и я также сделался смиренным и кротким)».
Статьи
«Почему православные так любят ругаться друг с другом». Денис Собур: «После прошедшего Синода поползли слухи о грядущей ликвидации Сретенской духовной семинарии, детища любимого многими митрополита Тихона (Шевкунова). Ирония судьбы в том, что Сретенскую семинарию выселяют оттуда, откуда 25 лет назад тогда еще иеромонах Тихон (Шевкунов) выселял другого миссионера, отца Георгия Кочеткова. Есть какая-то законченность в этом сюжете. Портал «Православие и мир» давно вызывал массу нареканий среди консервативных православных. теперь раздались голоса официальных представителей Русской Православной Церкви, заявляющие, что портал перестает быть «православным». Все это очень грустно. Пятилетка борьбы с «предателями в рясах» окончена успешно. Консервативное крыло Церкви может спать спокойно».
«Девять любимых семейных фильмов». Кино, которое побуждает думать и говорить – о сегодняшнем мире, о добре и зле, правде и лжи, вере и неверии.
«В момент отчаяния Бог сообщил, что я Ему всё-таки нужен» Владимир Берхин: «Недавно я в каком-то смысле убедился, что Бог есть. Или так: случилось совпадение, и я не могу его трактовать иначе, как явственный и однозначный привет с того берега мироздания, где историю каждого человека видят, как хороший роман. История началась давно, в 2017 году. Я вступил в регистр потенциальных доноров костного мозга, сдав кровь из вены».
«Дневник чокнутого благотворителя».Сергей Быструшкин: «Любой человек, который так или иначе соприкасается с темой благотворительности, милосердия и всего, что с этим связано, должен помнить одно — он не совсем нормален. Вместо того чтобы сидеть в офисе, грести деньги лопатой, он и в снег, и в холод стоит с протянутой рукой, чтобы собрать на операцию условному Пете. А если еще он это делает в свое свободное время, вместо того чтобы с пивасиком на диване поваляться или провести время с девушкой, то можете быть уверены: перед вами стопроцентный ненормальный. Итак, это почетное звание я примерил на себя в очередной раз на этой неделе».
«Церковь: пространство неврозов или миссия красоты?» Артём Перлик: «В обычном приходском восприятии важен не факт красоты, а вещи совершенно посторонние, внешние, сводящиеся в конечном итоге грибоедовскому: “Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?»
«Келья Панагуда: что говорил Паисий Святогорец приходившим к нему людям»: «У меня грехов много…” – “Много, – согласился старец. – Но на другой чаше весов добрые дела».
«О «женской нечистоте»: когда Новый Завет не замечает Ветхого». Сегодня в Церкви существуют различные правила в отношении «ритуальной нечистоты», которые варьируются от прихода к приходу. Священник Алексий Волчков разбирается, откуда пошла идея «женской нечистоты» и как она осмысляется в современности.
«Пребывать в Слове: опыт медленного чтения Евангелия» Протоиерей Димитрий Сизоненко: «Если вы пребудете в слове Моем» – достаточно ли для этого методично читать, не отступая от графика? Нет, нет и нет».
«Двенадцать друзей Христовых». Дарья Сивашенкова: «Одна из самых больших загадок для меня в нашем православии — это загадка 12 и 13 июля. Я никак, никак не могу взять в толк, почему день памяти апостолов Петра и Павла — большой праздник, завершающий одноименный пост, а следующий за ним Собор всех Двенадцати апостолов — так себе, фактически проходной день».
Владимир Шалларь продолжает свой цикл «Христианство и фаллократия»: «Идеализм есть идеология автономии самосознания. Лосев показал её классовую сущность: идеализм, будучи учением о примате идеи над материей есть идеология рабовладения (вообще господства): отношение господин — раб переносится на все мироздание в схеме «идея — материя». Но христианство, как показал Лосев, есть антирабовладельческая, антигосподская идея. Отличие рабовладельческого идеализма от идеализма буржуазного в том, что первый провозглашал господство открыто, последний же внушает субъекту иллюзию свободы (ибо уже «заражен» христианством; субъект эксплуатируется буржуазией иначе, чем рабовладельцами). Немецкий идеализм, хотя и нес следы христианства, христианским не был, он был идеологией капитализма, раскритикованной и атеистом Марксом, и христианином Кьеркегором. Марксизм и христианство знают, что субъект порабощен; учения этих двух суть учения не о свободе, а об освобождении, не о «самосознании», а о конкретном человеке». Также В. Шалларь собрал 12 философских автобиографий.
Продолжаем наш проект «Лучшие книги о вере»: на сей раз своими рекомендациями с аудиторией Предания.ру делится библеист Владимир Стрелов.
Другие новинки
Выложили много книг великого христианского мыслителя Сёрена Кьеркегора:
«Понятие страха» представляет собой психологический очерк о первородном грехе. Здесь Кьеркегор проводит важнейшее для дальнейшей философии различение страха-боязни от страха-ужаса: последний ставит субъекта перед Ничто, высвечивает природу субъекта именно как субъекта. Также здесь можно найти теологические размышления над влечением, эротизмом и пр.
«Болезнь к смерти» посвящена «смертельной болезни» — отчаянию; болезни, известной только христианам.
«Страх и трепет» — безусловный шедевр, где Кьеркегор размышляет над историей Авраама, отца веры. Авраам верил в том, что Господь не заберет у него Исаака, и, веря в это, был готов принести в жертву Исаака: вот парадокс веры. Кьеркегор видит в этом две существенных черты веры: во-первых, здесь вера предстает во всей своей специфике, в своем отличии от этического, в религиозном превосхождении этического; во-вторых, здесь видна суть веры — абсурд: абсурд, который действительно принять можно только верой.
«Повторение» — художественно-философская работа Кьеркегора. Как ни странно, Кьеркегор считал повторение — одной из главных философских проблем. Повторение в античной (языческой) философии осуществлялось в модусе прошлого (воспоминание), а в современной (христианской) — в модусе будущего (собственно повторение). Герой этого текста проделывает некий жизненный эксперимент относительно повторения, что наталкивает его на фигуру Иова — ведь как раз Иову Господь даровал повторение. Так герой герой начинает заниматься проблемой искушения.
«Философские крохи» — здесь Кьеркегор занимается проблемами Писания, обращения ко Христу, христианской истины. Ни спекулятивно-философскими, ни историко-критическими средствами абсолютно невозможно приблизиться ко Христу. Воплощение Бога, явление вечности во времени — абсолютный парадокс, принять который можно только прыжком веры.
«Заключительное ненаучное послесловие к “Философским крохам» — итоговое произведение Кьеркегора. Здесь его мысли о Христе, христианстве, вере, абсурде, прыжке веры, двойной рефлексии, иронии, вине, экзистенции и т. д. даны в наибольшей полноте.
Беседы — особый жанр Кьеркегора. Только «Беседы» Кьеркегор подписывал своим собственным именем. Это размышления над Писанием, обращенные к конкретному субъекту, а не «вообще» — тому, кто решается относительно своего вечного блаженства, относительно Христа. В «Беседах» вы найдете размышления о полевых лилиях и птицах небесных, первосвященнике, мытаре, грешнице. В «Евангелии страданий. Христианских беседах» Кьеркегор размышляет о следовании за Христом, о страдании. В «Девяти беседах» Кьеркегор размышляет над христианскими формулами «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше», «любовь покрывает множество грехов», «утвердиться во внутреннем человеке», «Господь дал, Господь взял – благословенно имя Господне», «стяжать свою душу в терпении».
«Очерки синергийной антропологии» — первое систематическое изложение системы вероятно главного современного русского православного мыслителя Сергея Хоружего: неклассической модели человека, основанной на опыте восточнохристианских духовных практик. Помимо изложения идей синергийной антропологии, здесь есть также применение её идей к ряду актуальных проблем: виртуальности, эвтаназии, взаимосвязи обожения и технологий, современных практик себя, глобализации и т. д.
«Следы на снегу» Патриции Сент-Джон — замечательная христианская детская повесть о чувстве вины, раскаянии, прощении. Тринадцатилетний Люсьен страдает от чувства вины (его друг сорвался со скалы). Сначала он пытается скрыть свой проступок, затем — заслужить прощение.
Выложили два важных источника по истории Русской Церкви в XX веке:
— Архивы Кремля. Политбюро и Церковь (все без исключения документы 1922–1925 гг. четырех “тематических” дел фонда Политбюро АПРФ, посвященные рассмотрению в главном властном органе страны вопросов антирелигиозной работы; плану разгрома Русской Православной Церкви и созданию Политбюро и Лубянкой церкви обновленческой в ходе кампании по изъятию церковных ценностей; судебным процессам 1922 г. над духовенством и верующими; подготовке в 1922–1925 гг. судебного дела патриарха Тихона).
— Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете Министров СССР. 1945–1970.
Из лекций и бесед мы добавили:
— Пастор Алексей Клименко и игумен Петр (Мещеринов) читают «Предостережение от духовной беспечности» Герхарда Терстегена.
— Два семинара по наследию митрополита Антония Сурожского: «Почему я до сих пор христианин?» (“Мы называем себя христианами. Да, когда-то мы приняли крещение (кого-то крестили в младенчестве, кто-то в сознательном возрасте сам пришел к такому решению), но ведь жизнь меняется, мы меняемся, мир ставит нас перед вызовами, возникают различные проблемы. Почему мы продолжаем оставаться христианами?”); «Кто Ты, Время?» («И время — одна из важнейших категорий истории и человеческой жизни. Это не просто бессмысленный путь, который мы проходим — во времени есть смысл, так как время и становление нераздельны, время и тварность взаимосвязаны, время должно быть спасено и искуплено»).
Добавили несколько фильмов для семейного просмотра:
— «Мысли о свободе» — история о 12-летнем мальчике, который вырастил гепарда, а потом вернул его «на родину».
— «Невероятное путешествие мистера Спивета»: друг десятилетнего талантливого Т. С. Спивета отправляет его работы в один институт. Институт присуждает Спивету награду и приглашает прочитать доклад. Мальчику, чтобы добраться до института, приходиться сбежать из дома и проделать путь через всю страну.
— «Мы с дедушкой» — кино о городском мальчике, отправляющимся на каникулы к дедушке.
— «Звёздочки на земле»: индийскому мальчику Ишану Авасти трудно дается учеба. Его отсылают в школу-интернат. Там он встречает учителя рисования, который в отличие от других взрослых находит к мальчику подход.
— «Мой домашний динозавр»: мальчик в Шотландии находит крупное яйцо, из которого вылупляется динозавр.