Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Иоанн Златоуст и Симеон Новый Богослов о деньгах и собственности; митрополит Антоний Сурожский о времени

Иоанн Ð—Ð»Ð°Ñ‚Ð¾ÑƒÑ Ñ‚ о Ð±Ð¾Ð³Ð°Ñ‚Ñ Ñ‚Ð²Ðµ и Ð±ÐµÐ´Ð½Ð¾Ñ Ñ‚Ð¸, деньгах и Ñ Ð¾Ð±Ñ Ñ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ð¾Ñ Ñ‚Ð¸Книга «Иоанн Златоуст о богатстве и бедности, деньгах и собственности» представляет собой собрание выписок из творений Иоанна Златоуста на социально-экономические темы. Иоанн Златоуст — один из авторитетнейших отцов Православной Церкви и, наверное, самый авторитетный по социально-этическим вопросам. А православное учение имеет своим источником не только Священное Писание, но и Священное Предание (то есть творения Святых Отцов прежде всего). Чему же учит Златоуст (то есть Церковь в его лице)? Люди равны, во-первых, по своей природе, у всех людей одно естество; во-вторых, люди равны по отношению к миру: солнце, воздух, земля, вода — общие, даны Богом всем; в-третьих, люди равны перед Богом: Он — всем Отец, Иисус распят за всех и т. д. Если равенство столь всеобъемлюще, то откуда неравенство? — из-за «корня всех зол — сребролюбия». Златоуст утверждает — говоря современными терминами — что собственность и деньги — социальные конструкты, у них нет основания ни в природе, ни в богословии; собственность и деньги — условности, порожденные грехом и причиняющие неисчислимое количество зла. Как победить корень всех зол? С помощью «великой радости, добродетели и благодати» — общности имуществ. Здесь и сейчас надо, говорит Златоуст, отказаться от собственности и денег, все обобществить в братстве любви. Это не утопия: так было у первых христиан, так есть у монахов, ничего не мешает нам ввести общность имуществ прямо сейчас, считает Златоуст. Замечательно, что социально-экономическое учение Златоуста не аскетично: он много раз говорит, что грех не в самом богатстве, не в самом имуществе, материальных вещах и т. д., а в их использовании (то есть в общественных отношениях), грех в сребролюбии, то есть в разделении, то есть в неравенстве, грех в том, что одни богаты за счет других; общность имуществ сделает богатыми всех без греха. Замечательно также, что сребролюбие, будучи грехом, помрачает не только совесть, но и разум: Златоуст много раз говорит, что частная собственность неудобна, неполезна, вредна; общность же имуществ рациональна, удобна, полезна; только страсть сребролюбия мешает людям это увидеть. Поскольку у христиан сребролюбие, неравенство, собственность, деньги и пр. сохраняются, постольку ещё не все обратились ко Христу: христиане живут не по-христиански; общность имуществ у христиан привлечёт ко Христу всю вселенную, считает Златоуст. И это не просто слова: Златоуст предлагает все это как конкретную, реализуемую программу.



Симеон Ровый Ð‘Ð¾Ð³Ð¾Ñ Ð»Ð¾Ð² о деньгах и Ñ Ð¾Ð±Ñ Ñ‚Ð²ÐµÐ½Ð½Ð¾Ñ Ñ‚Ð¸Книга «Симеон Новый Богослов о деньгах и собственности» представляет собой собрание выписок из творений Симеона Нового Богослова на социально-экономические темы. Симеона Нового Богослова мы знаем прежде всего как восторженного мистического поэта, учителя духовной жизни, но он был также и радикальным социальным мыслителем. До грехопадения, учит Новый Богослов, человек жил в«полном счастии» и «всегдашнем веселии», после же грехопадения человек оказывается в условиях «скудости». Желая из «скудости» вырваться человек «делался вором, явным или тайным, иной разбойником, насильно отнимающим чужое, иной лихоимцем, неправедным обманщиком; отсюда же зависть, предательство, клевета, враждование, споры, суды, наветы, ложь, клятвопреступничество, убийство». Грехопадение вырывает человека из царства «веселия» в царство «скудости», из-за чего он ввергается в борьбу за материальные блага, а борьба эта рождает неисчислимое количество зла. Тут как видите нет различия между «духовными» и «материальными» сторонами процесса. Так, например Симеон описывает генезис рабства:

«Премудрый и всеблагий Бог, для бытия в мире сем, создал отца и сына, но не раба и наемника. Ни первый отец наш не был рабом, или наемником, ни первый сын. Ибо кому бы они были рабами и наемниками? Рабство и наемничество явились уже после: рабство произошло от вражды людей между собою, по коей начали воевать друг против друга, и друг друга порабощать; а наемничество от бедности и недостатков, кои одолевать начали слабейших по причине жадности и корыстолюбия сильнейших. Таким образом и раб и наемник произошли от греха и зла, воцарившихся среди людей: ибо без насилия и бедности ни рабом никто бы не был, ни наемником. Кому придет желание быть ими, когда рабы и наемники не то делают, что хотят и что им нравится, но то, что хотят их господа? Причиною сего — диавол, злая умная сила, от Бога отступившая».

Таков же генезис политического устройства:

«Тогда, в раю, не нужен был закон, ни писанный, ни духовный. Но после того, как человек вкусил от того запрещеннаго древа и умер горькою смертию, то есть, отпал от Бога и подвергся растлению, — тогда, чтобы совсем не отпал он от всякаго добра (так как зло сильно распространилось в роде человеческом и тиранило его насильственно, по причине бедственнаго разслабления, какому подвергся он вследствие растления), дан был ему закон, чтоб показывал, что хорошо, и что худо. Ибо человек стал слеп, вышел из ума и обезмыслел».

Бог всё сотворил общим, частная собственность, классовое общество, государство — от греха, следовательно, делает вывод Новый Богослов, собственность и деньги должны быть общими, а собственник есть никто иной как убийца; богатые — убийцы бедных:

«Существующие в мире деньги и имения являются общими для всех, как свет и этот воздух, кото­рым мы дышим, как пастбища неразумных животных на полях, на горах и по всей земле. Таким же образом все является общим для всех и пред­назначено только для пользования его плодами, но по господству никому не принадлежит. Однако страсть к стяжанию, проникшая в жизнь, как некий узурпатор, разделила различным образом между своими рабами и слугами то, что было дано Владыкою всем в общее пользование. Она окружила все оградами и закрепила башнями, засовами и воротами, тем самым лишив всех остальных людей пользования благами Влады­ки. При этом эта бесстыдница утверждает, что она является владетель­ницей всего этого, и спорит, что она не совершила несправедливости по отношению к кому бы то ни было. С другой стороны, слуги и рабы этой тиранической страсти становятся не владельцами вещей и денег, полученных ими по наследству, но их дурными рабами и хранителями. И если они, взяв что-нибудь или даже все из этих денег, из страха угро­жаемых наказаний или в надежде получить сторицею, или склоненные несчастиями людей, подадут находящимся в лишениях и скудости, то разве можно считать их милостивыми или напитавшими Христа, или совершившими дело, достойное награды? Ни в коем случае, но как я ут­верждаю, они должны каяться до самой смерти в том, что они столько времени удерживали (эти материальные блага) и лишали своих братьев пользоваться ими.

Дьявол внушает нам сделать частной собственностью и превратить в наше сбережение то, что было предназначено для общего пользования, чтобы посредством этой страсти к стяжанию навязать нам два преступления и сделать виновными вечного наказания и осуждения. Одно из этих преступлений — немилосердие, другое — надежда на от­ложенные деньги, а не на Бога. Ибо имеющий отложенные деньги не может надеяться на Бога. Это ясно из того, что сказал Христос и Бог наш: «Где, — говорит Он, — сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен по­лучать за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других. Более того, он виновен в потере жизни тех, кто умирал за это время от голода и жажды. Ибо он был в состоянии их напитать, но не напитал, а зарыл в землю то, что принадлежит бедным, оставив их умирать от холода и голода. На самом деле он убийца всех тех, кого он мог напитать».

Христос освобождает людей от всего этого:

«Люди отвращаются их (т. е. немощных, немудрых, бедных), земной царь не переносит их вида, начальствующие от них отво­рачиваются, богатые их презирают и, когда встречают их, проходят мимо, как будто бы они не существовали, и общаться с ними никто не считает желаемым, а Бог, Которому служат бесчисленные множества ангелов, все содержащий словом Своей силы, Кого великолепие непереносимо для всех, не отказался стать отцом и другом и братом этих отверженных, но захотел воплотиться, чтобы стать подобным нам по всему кроме греха и сделать нас причастниками Своей славы и царства. Великая потребна сила, чтоб освободить их [людей] из рук диавола, поработившаго их и держащаго в своем рабстве. И другой такой силы нет и быть не может, кроме единаго Христа Господа, Который есть сила Бога и Отца. Итак, кого Он освободит, тот воистину свободен бывает, потому что бывает чист, целомудр, благ, праведен, благочестив, человеколюбив, благоутробен, милостив, кроток, сострадателен, воздержен, — словом сказать, бывает человеком, каким ему подобает быть. Те же, которые не таковы, суть или безсловесныя животные, или демоны, хотя по внешности они православные христиане. Такие христиане паче повинны и тягчайшему наказанию; и Христос, пришедший избавить их от рабства диаволу, ничтоже пользует им, не потому чтоб Он не мог или не хотел избавить, а потому что они сами не хотят быть избавленными и не ищут Его должным образом. Сие избавление одно и есть истинная свобода, получение которой превосходит всякую силу человеческую. Почему Христос, Бог сый, и восхотел соделаться человеком, и для того одного умер, чтоб освободить людей от рабства диаволу».

Здесь мы видим связь мистико-аскетического учения Симеона Нового Богослова с социальным: «те же, которые не таковы, животные и демоны» — это те, кто не получили благодать, кто не принял Духа, кто не видит Нетварный Свет, то есть христиане лишь по имени, а не по существу. Тем же кто получил благодать, не нужны ни капитал, ни собственность, не семья:

«Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух, Не говорите, что Бог невидим людям, Не говорите, что люди не видят Божественного света Или что это невозможно в настоящие времена! Это никогда не бывает невозможным, друзья! Но очень даже возможно желающим. [Такие] мало-помалу забывает мир и яже в мире, — деньги, имущества, родных. Свет, конечно, раждает свет: поэтому и они делаются светом, чадами Божиими, как написано (Пс. 81:6), и Богами по благодати — те, которые отрекутся суетнаго и обманчиваго мира, без ненависти возненавидят родителей и братий, считая себя странниками и пришельцами в жизни; те, которые лишат себя богатств и имуществ, совершенно отвергнув пристрастие к ним. Мы вместе (с тем) сделаемся Богами, сопребывающими с Богом, совершенно не усматривая неблагообразия в теле (своем), но все уподобившись всему телу — Христу, а каждый из нас — член (его), весь Христос есть. Палец мой — Христос и детородный член. Усмотри Христа и в (женских) ложеснах и помысли о том, что в ложеснах, и о Том, Кто вышел из ложесн, (которыя) прошел и Бог мой, изойдя оттуда. Ты, о Боже мой, — ничто из всего (существующаго в природе), но все дела Твои произведены из ничего, один только Ты несотворен, один безначален, Спасителю, — Троица Святая и честная, Бог всяческих. И Ты показал нам свет Твоей непорочной славы, который и ныне непрерывно подавай мне, Спасителю. Дай мне всегда чрез него, как бы в зеркале, видеть (и созерцать) Тебя, Слове, и хорошо (узреть и) уразуметь неизъяснимую красоту Твою, которая, будучи совершенно недомысленна, более чем поражает ум мой, приводит в изступление мысли мои и возжигает в сердце моем огонь любви к Тебе; он же, соделываясь пламенем Божественнаго желания, яснее показывает мне славу Твою, Боже мой. Поклоняясь ей, молю Тебя, Сыне Божий, дай мне и ныне и в будущем (веке) непрестанно иметь ее и чрез нее вечно созерцать Тебя — Бога. Не дай мне, Владыко, суетной славы мира сего, ни богатства гибнущаго, ни талантов золота, ни высокаго престола, ни начальства над этими тленными (вещами); соедини меня со смиренными, нищими и кроткими, (дабы и я также сделался смиренным и кротким)».

Статьи

«Почему православные так любят ругаться друг с другом». Денис Собур: «После прошедшего Синода поползли слухи о грядущей ликвидации Сретенской духовной семинарии, детища любимого многими митрополита Тихона (Шевкунова). Ирония судьбы в том, что Сретенскую семинарию выселяют оттуда, откуда 25 лет назад тогда еще иеромонах Тихон (Шевкунов) выселял другого миссионера, отца Георгия Кочеткова. Есть какая-то законченность в этом сюжете. Портал «Православие и мир» давно вызывал массу нареканий среди консервативных православных. теперь раздались голоса официальных представителей Русской Православной Церкви, заявляющие, что портал перестает быть «православным». Все это очень грустно. Пятилетка борьбы с «предателями в рясах» окончена успешно. Консервативное крыло Церкви может спать спокойно».



«Девять любимых семейных фильмов». Кино, которое побуждает думать и говорить – о сегодняшнем мире, о добре и зле, правде и лжи, вере и неверии.



«В момент отчаяния Бог сообщил, что я Ему всё-таки нужен» Владимир Берхин: «Недавно я в каком-то смысле убедился, что Бог есть. Или так: случилось совпадение, и я не могу его трактовать иначе, как явственный и однозначный привет с того берега мироздания, где историю каждого человека видят, как хороший роман. История началась давно, в 2017 году. Я вступил в регистр потенциальных доноров костного мозга, сдав кровь из вены».



«Дневник чокнутого благотворителя».Сергей Быструшкин: «Любой человек, который так или иначе соприкасается с темой благотворительности, милосердия и всего, что с этим связано, должен помнить одно — он не совсем нормален. Вместо того чтобы сидеть в офисе, грести деньги лопатой, он и в снег, и в холод стоит с протянутой рукой, чтобы собрать на операцию условному Пете. А если еще он это делает в свое свободное время, вместо того чтобы с пивасиком на диване поваляться или провести время с девушкой, то можете быть уверены: перед вами стопроцентный ненормальный. Итак, это почетное звание я примерил на себя в очередной раз на этой неделе».



«Церковь: пространство неврозов или миссия красоты?» Артём Перлик: «В обычном приходском восприятии важен не факт красоты, а вещи совершенно посторонние, внешние, сводящиеся в конечном итоге грибоедовскому: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?»



«Келья Панагуда: что говорил Паисий Святогорец приходившим к нему людям»: «У меня грехов много…» – «Много, – согласился старец. – Но на другой чаше весов добрые дела».



«О «женской нечистоте»: когда Новый Завет не замечает Ветхого». Сегодня в Церкви существуют различные правила в отношении «ритуальной нечистоты», которые варьируются от прихода к приходу. Священник Алексий Волчков разбирается, откуда пошла идея «женской нечистоты» и как она осмысляется в современности.



«Пребывать в Слове: опыт медленного чтения Евангелия» Протоиерей Димитрий Сизоненко: «Если вы пребудете в слове Моем» – достаточно ли для этого методично читать, не отступая от графика? Нет, нет и нет».



«Двенадцать друзей Христовых». Дарья Сивашенкова: «Одна из самых больших загадок для меня в нашем православии — это загадка 12 и 13 июля. Я никак, никак не могу взять в толк, почему день памяти апостолов Петра и Павла — большой праздник, завершающий одноименный пост, а следующий за ним Собор всех Двенадцати апостолов — так себе, фактически проходной день».



Владимир Шалларь продолжает свой цикл «Христианство и фаллократия»: «Идеализм есть идеология автономии самосознания. Лосев показал её классовую сущность: идеализм, будучи учением о примате идеи над материей есть идеология рабовладения (вообще господства): отношение господин — раб переносится на все мироздание в схеме «идея — материя». Но христианство, как показал Лосев, есть антирабовладельческая, антигосподская идея. Отличие рабовладельческого идеализма от идеализма буржуазного в том, что первый провозглашал господство открыто, последний же внушает субъекту иллюзию свободы (ибо уже «заражен» христианством; субъект эксплуатируется буржуазией иначе, чем рабовладельцами). Немецкий идеализм, хотя и нес следы христианства, христианским не был, он был идеологией капитализма, раскритикованной и атеистом Марксом, и христианином Кьеркегором. Марксизм и христианство знают, что субъект порабощен; учения этих двух суть учения не о свободе, а об освобождении, не о «самосознании», а о конкретном человеке». Также В. Шалларь собрал 12 философских автобиографий.



Продолжаем наш проект «Лучшие книги о вере»: на сей раз своими рекомендациями с аудиторией Предания.ру делится библеист Владимир Стрелов.

Другие новинки

ÐŸÐ¾Ð½Ñ Ñ‚Ð¸Ðµ Ñ Ñ‚Ñ€Ð°Ñ…Ð°Выложили много книг великого христианского мыслителя Сёрена Кьеркегора:

«Понятие страха» представляет собой психологический очерк о первородном грехе. Здесь Кьеркегор проводит важнейшее для дальнейшей философии различение страха-боязни от страха-ужаса: последний ставит субъекта перед Ничто, высвечивает природу субъекта именно как субъекта. Также здесь можно найти теологические размышления над влечением, эротизмом и пр.

«Болезнь к смерти» посвящена «смертельной болезни» — отчаянию; болезни, известной только христианам.

«Страх и трепет» — безусловный шедевр, где Кьеркегор размышляет над историей Авраама, отца веры. Авраам верил в том, что Господь не заберет у него Исаака, и, веря в это, был готов принести в жертву Исаака: вот парадокс веры. Кьеркегор видит в этом две существенных черты веры: во-первых, здесь вера предстает во всей своей специфике, в своем отличии от этического, в религиозном превосхождении этического; во-вторых, здесь видна суть веры — абсурд: абсурд, который действительно принять можно только верой.

«Повторение» — художественно-философская работа Кьеркегора. Как ни странно, Кьеркегор считал повторение — одной из главных философских проблем. Повторение в античной (языческой) философии осуществлялось в модусе прошлого (воспоминание), а в современной (христианской) — в модусе будущего (собственно повторение). Герой этого текста проделывает некий жизненный эксперимент относительно повторения, что наталкивает его на фигуру Иова — ведь как раз Иову Господь даровал повторение. Так герой герой начинает заниматься проблемой искушения.

«Философские крохи» — здесь Кьеркегор занимается проблемами Писания, обращения ко Христу, христианской истины. Ни спекулятивно-философскими, ни историко-критическими средствами абсолютно невозможно приблизиться ко Христу. Воплощение Бога, явление вечности во времени — абсолютный парадокс, принять который можно только прыжком веры.

«Заключительное ненаучное послесловие к “Философским крохам» — итоговое произведение Кьеркегора. Здесь его мысли о Христе, христианстве, вере, абсурде, прыжке веры, двойной рефлексии, иронии, вине, экзистенции и т. д. даны в наибольшей полноте.

Беседы — особый жанр Кьеркегора. Только «Беседы» Кьеркегор подписывал своим собственным именем. Это размышления над Писанием, обращенные к конкретному субъекту, а не «вообще» — тому, кто решается относительно своего вечного блаженства, относительно Христа. В «Беседах» вы найдете размышления о полевых лилиях и птицах небесных, первосвященнике, мытаре, грешнице. В «Евангелии страданий. Христианских беседах» Кьеркегор размышляет о следовании за Христом, о страдании. В «Девяти беседах» Кьеркегор размышляет над христианскими формулами «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше», «любовь покрывает множество грехов», «утвердиться во внутреннем человеке», «Господь дал, Господь взял — благословенно имя Господне», «стяжать свою душу в терпении».



Очерки Ñ Ð¸Ð½ÐµÑ€Ð³Ð¸Ð¹Ð½Ð¾Ð¹ антропологии«Очерки синергийной антропологии» — первое систематическое изложение системы вероятно главного современного русского православного мыслителя Сергея Хоружего: неклассической модели человека, основанной на опыте восточнохристианских духовных практик. Помимо изложения идей синергийной антропологии, здесь есть также применение её идей к ряду актуальных проблем: виртуальности, эвтаназии, взаимосвязи обожения и технологий, современных практик себя, глобализации и т. д.



Следы на Ñ Ð½ÐµÐ³Ñƒ«Следы на снегу» Патриции Сент-Джон — замечательная христианская детская повесть о чувстве вины, раскаянии, прощении. Тринадцатилетний Люсьен страдает от чувства вины (его друг сорвался со скалы). Сначала он пытается скрыть свой проступок, затем — заслужить прощение.



Выложили два важных источника по истории Русской Церкви в XX веке:

Архивы Кремля. Политбюро и Церковь (все без исключения документы 1922–1925 гг. четырех “тематических” дел фонда Политбюро АПРФ, посвященные рассмотрению в главном властном органе страны вопросов антирелигиозной работы; плану разгрома Русской Православной Церкви и созданию Политбюро и Лубянкой церкви обновленческой в ходе кампании по изъятию церковных ценностей; судебным процессам 1922 г. над духовенством и верующими; подготовке в 1922–1925 гг. судебного дела патриарха Тихона).

Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете Министров СССР. 1945–1970.



Из лекций и бесед мы добавили:

— Пастор Алексей Клименко и игумен Петр (Мещеринов) читают «Предостережение от духовной беспечности» Герхарда Терстегена.

Два семинара по наследию митрополита Антония Сурожского: «Почему я до сих пор христианин?» («Мы называем себя христианами. Да, когда-то мы приняли крещение (кого-то крестили в младенчестве, кто-то в сознательном возрасте сам пришел к такому решению), но ведь жизнь меняется, мы меняемся, мир ставит нас перед вызовами, возникают различные проблемы. Почему мы продолжаем оставаться христианами?»); «Кто Ты, Время?» («И время — одна из важнейших категорий истории и человеческой жизни. Это не просто бессмысленный путь, который мы проходим — во времени есть смысл, так как время и становление нераздельны, время и тварность взаимосвязаны, время должно быть спасено и искуплено»).



Добавили несколько фильмов для семейного просмотра:

«Мысли о свободе» — история о 12-летнем мальчике, который вырастил гепарда, а потом вернул его «на родину».

«Невероятное путешествие мистера Спивета»: друг десятилетнего талантливого Т. С. Спивета отправляет его работы в один институт. Институт присуждает Спивету награду и приглашает прочитать доклад. Мальчику, чтобы добраться до института, приходиться сбежать из дома и проделать путь через всю страну.

«Мы с дедушкой» — кино о городском мальчике, отправляющимся на каникулы к дедушке.

«Звёздочки на земле»: индийскому мальчику Ишану Авасти трудно дается учеба. Его отсылают в школу-интернат. Там он встречает учителя рисования, который в отличие от других взрослых находит к мальчику подход.

«Мой домашний динозавр»: мальчик в Шотландии находит крупное яйцо, из которого вылупляется динозавр.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Метки: Новинки