Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Ислам: христианский взгляд

Христиане об Исламе

Богословы, философы, историки, Святые Отцы об Исламе

В ночь с 5 на 6 июня начался Рамадан — месяц поста у мусульман, один из пяти столпов Ислама. Поэтому мы решили ознакомить вас с материалами нашей медиатеки, касающихся Ислама.



 

«Забытое наследие»
Ален Либера

Предлагаемый очерк Либеры входит в его «Средневековое мышление». «Забытым наследием» он называет арабо-мусульманскую мысль, которая на поверку оказывается вшитой в основу европейской культуры. Скажем исходный для Запада «спор» веры и разума оказываеся импортированным с Востока. Здесь же Либера доказывает, что «концепция двойственной истины» (жупел истории философии), «аверроизм» — плод кривочтения позднейших историографов, зато арабизм оказывается неотъемлемой частью европейской культуры. Либера расскажет о первых встречах христианской м мусульманской культур.

Особый интерес представляет рассуждения Либеры о современных отношениях Ислама и Европы, о новой их встрече. Мусульманские «варвары» и «развитый» Запад»: эта картинка странно рифмуется с той первой, забытой: блестящая мусульманская культура и европейские варвары. Забытое наследие арабизма быть может поможет нам всем — европейцам и мусульманам — выбраться из нынешней — не радужной отнюдь — эпохи.



 

Мусульманский Иисус

В этот поразительный сборник вошли рассказы, речения и притчи мусульманских авторов об Иисусе — «пророке Исе, сыне Марьям». Ислам появился спустя несколько веков после христианства и вобрал в себя множество христианских элементов (преимущественно черех посредство восточных христиан). Так в Исламе обнаруживается мощная евангельская составляющая.



 

«Магомет. Его жизнь
и религиозное учение»
Владимир Соловьев

«Значение Мухаммеда и основанной им религии в общих судьбах человечества так важно, что писатель, занимающийся религиозной философией и философией истории, не нуждается в особом оправдании» — как пишет сам Соловьев, и действительно интерес к исламу, как вообще, так и христиан в частности, — вполне понятен.

Но прежде всего, эта книжка носит научно-популярный характер и совсем небольшая по объему, то есть не требует каких-то особых познаний. Главное в ней — попытка серьезного разговора, лишенного всяких стереотипов. И больше того: «лучшее на русском языке жизнеописание Мухаммада» по оценке ориенталиста В. Бартольда, а по мнению директора Эрмитажа М. Б. Пиотровского, назвавшего книгу «блестящей»: Соловьев «сумел, как мне представляется, глубже многих проникнуть во внутренний мир Мухаммада».

И последнее: Соловьев — один из крупнейших христианских философов, и его попытка осмыслить ислам с точки зрения философии и богословия, с точки зрения христианства, заслуживает, конечно, внимания.



 

«Лекции об Исламе»
Андрей Зубов

Часть знаменитых лекций профессора Зубова по религиоведению, посвященная Исламу.

«Ислам — самая удивительная для христианина религиозная система. Удивительная, потому что Ислам пришел не просто после христианства, но и потому что Ислам распространился главным образом на землях православного Востока. Долгое время, распространение это объяснялось очень просто — «огнем и мечом». Это не правда».

Рекомендуем также видеолекцию Зубова «Христианство и Ислам».



 

«Византийские предствления
об Исламе»
Отец Иоанн Мейендорф

Статья выдающегося православного патролога. Здесь вкратце описаны первые встречи Православия и Ислама и православная реакция на Ислам.

«Между двумя религиями была пропасть, через которую нельзя было перекинуть мост ни пышной полемикой, ни диалектическими аргументами, ни дипломатическими усилиями. Непреодолимое на духовном и богословском уровне, это противостояние с самого начала приняло также форму грандиозной борьбы за господство в мире, так как обе религии претендовали на вселенскую миссию и обе империи — на мировое главенство. По самому своему религиозному замыслу ислам не мог провести различие между «политическим» и «духовным», но и Византия никогда не желала проводить различие между универсальностью Евангелия и имперской универсальностью христианского Рима. Это осложняло взаимопонимание и приводило обе стороны к тому, чтобы в конце концов рассматривать священную войну как нормальный вид отношений между двумя империями».



 

«Иудаизм, христианство,
ислам. Парадигмы взаимовлияния»
Шломо Пинес

Собрание работ Шломо Пинеса — выдающегося исследователя философии (философий?) религий библейского корня. От Ветхого Завета до Ницше, через апостола Павла, Мелитона Сардийского, Иустина Мученика, мутазилитов, Маймонида, Аль-Фараби, Фому Аквината, Спинозу, Канта — ряд эссе Пинеса показывает жизнь культуры (культур?) рожденных из единого источника — Библии — от Лиссабона до Исламабада, от античности до современности.



 

«Европа и Ислам.
История непонимания»
Франко Кардини

Задача этой книги — кратко проследить путь, который прошла Европа, вступая в контакт с исламом: выявить причины, по которым это произошло, обозначить исторический процесс, в ходе которого развивались эти отношения, показать многообразие аспектов, концепций и форм предвзятого отношения, а порой и дезинформации, то есть всего того, что обусловило видение ислама европейцами.

«Третья волна» ислама [

современная] не расширила границ дар ал-ислама. Однако исламскому миру следует прийти к соглашению с Европой, которая сейчас занимается трудным поиском самой себя, — с Европой сильной, но неустойчивой в социально-экономическом плане, испытывающей проблемы с собственной культурной идентичностью. «Ислам будет таким, каким сделают его мусульмане», — сказал в свое время египтянин Фуад Закария. Но и Европа тоже будет такой, какой сделают ее европейцы, — Европа, где число тех, кто следует закону Пророка, неуклонно растет.



 

«Влияние Ислама на
средневековую Европу»
Монтгомери Уотт

Популярный очерк истории влияния ислама на христианскую Европу, принадлежащий крупнейшему исламоведу Уильяму Уотту. Он в частности пишет:

«Если внимательно рассмотреть различные стороны средневекового противопоставления Христианства Исламу, становится ясно, что влияние Ислама на Западное Христианство было гораздо большим, чем это обычно представляют себе. Ислам не просто поделился с Западной Европой многими достижениями своей материальной культуры и техническими открытиями, он не только стимулировал развитие науки и философии в Европе, он подвел Европу к созданию нового представления о самой себе. Поскольку Европа выступала против Ислама, она приуменьшала сарацинское влияние и преувеличивала собственную зависимость от греческого и римского наследия. Зато теперь нам, сегодняшним жителям Западной Европы, которая близится к эпохе единого мира, важно исправить это искажение и признать полностью наш долг арабскому мусульманскому миру.»



 

«Вопросы мусульман —
ответы христиан»
Кристиан Тролль

Замечательная книга крупного христианского исламоведа К. Тролля, рассматривающая основные пункты исламо-христианских дискуссий. Книга построена по катехизическому принципу: вопрос — мусульманская точка зрения — христианский ответ. В 11 главах книги рассматриваются следующие вопросы: Священное Писание и Слово Божие; Божество Иисуса Христа и воплощение; крест, грех и искупление; Мухаммад — пророк и для христиан; Триединый Бог; Церковь, Евхаристия, молитва; Служение Богу в безбрачии; духовное и мирское; множественность религий и религиозная свобода; смысл христианства.



 

«Религия Креста
и религия Полумесяца»
Юрий Максимов

Сборник статей православного религиоведа Юрия Максимова о Исламе и его отношениях с Православием. Максимов рассказывает о образе Рая, понятиях греха и чуда в Исламе и Православии; о положении женщины в двух религиях, о православных святых, перешедших из Ислама; о многом другом.



 

«Ислам: весть о Боге,
не берущем Крест»
Отец Андрей Кураев

«Нельзя ставить преграду любви, нельзя говорить что вот за этот предел любовь никогда не посмеет перейти. Евангелие отношение Бога к человеку представляет так, что можно сказать, что Бог “обезумел” от любви к человеку. Распятый Творец – это поистине и “соблазн”, и “безумие”. Бог свободен в выборе Своих путей к человеку. Он может являться в громе и молнии. А может – в образе раба и странника».

«“В заплатанном салопе”, а не в окружении легионов Ангелов Бог посетил людей. “С видом чудака” и “пряча” Свою Божественность, Творец оказался Эммануилом (“с-нами-Богом”). Бог действительно слишком отличен от человека – и потому и странен, и чуден. Что ты спрашиваешь об имени Моем? оно чудно (Быт. 32, 29; Суд. 13,18). И нарекут имя Ему: Чудный (Ис. 9, 6).

Да, Божия любовь может подходить к человеку и к нашим грехам ближе, чем это кажется мусульманам, которые в заботе о строгости своего монотеизма стремятся как можно строже противопоставить Творца и мир».

Здесь Кураев говорит на богословском уровне. Публицистика Кураева, касающаяся Ислама, собрана в брошюре «Как относиться к Исламу после Беслана?».



 

«Мы будем утешены»
Хризостом Селахварзи

«Мы будем утешены! Исход от ислама к православию» Селехварзи — мемуары особого рода: история обращения к православию. Иранец Селехварзи емко и поэтично описывает свое беспокойство в исламе, интерес к шиизму, обращение к пятидесятничеству, но и оно его не удовлетворило. Наконец Селехварзи находит православие…



 

«Перелетный кабак»
Г. К. Честертон

Этот гротесктный роман конечно нельзя назвать романом об Исламе. Скорее он о противоборстве бюрократии и «старой доброй» — христианской Англии.

«Перелетный кабак» Честертона — история о антиалкогольной кампании в Англии, а, точнее, о борьбе с ней: кабаки облагаются налогом ежедневно, поэтому, почему бы не завести кабак, который не задерживается на месте больше чем на день?

Тем не менее запрет на «веселие пити» в «Кабаке» был принят под мусульманским влиянием, и вообще роман описывает мумульманское влияние на элиты Англии. Здесь быть может проглядывает один из возможных вариантов будущего.

Более серьезно Честертон писал об Исламе в «Пяти смертях веры», главе «Вечного человека».



 

«О людях и богах»
Ксавье Бовуа

«О богах и людях» или «О людях и богах», «Люди и боги» (2010) — один из лучших фильмов последнего времени, отмеченный многими наградами. Основан на реальных событиях. Группа монахов, живущих в Алжире принимает решение остаться в стране. Их убивают. Такова внешняя канва. Бесспорные художественные достоинства этого фильма, как и серьезнейшие вопросы какие он ставит, его подлинно христианские смыслы — пусть оценит зритель. Эпиграфом к фильму поставлены слова из 81 псалма: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей».

 

Святые Отцы об Исламе

«Диалоги с мусульманами»
Феодор Абу-Курра

Абу-Курра — ближневосточный православный богослов действительно ввел диспуты с мусульманами в IX веке. Как к ним относятся предлагаемые тексты — вопрос: запись ли это по памяти, апологетические заметки или что-то другое — важно другое. «Диалоги» Абу-Курры отражают религиозную полемику тех лет. Темы собеседований: Троица, Евхаристия, Воплощение Бога, Мухаммад и пр.



 

«Письмо своей Церкви»
Свт. Григорий Палама

Я расскажу вашему милосердию то, что, по крайней мере, я понял в отношении Божественного Провидения, будучи уведен пленником в Азию и наблюдая, как христиане и турки живут и ходят вперемежку, управляют и находятся в подчинении. Мне кажется, в результате такого положения дел о деяниях Господа нашего Иисуса Христа, над всеми Бога, возвещается наибольшим варварам из всех варваров с тем, чтобы они не были безответны (Рим. 1, 20) во время грядущего Страшного суда, который близок уже. В силу этого и мы, как можно видеть из того, что произошло, были преданы в их руки. Вместе с тем это явилось также легким наказанием за наши многочисленные прегрешения перед Богом, так как страдающие ныне от зла предаются огню, но слабому, в то время как тех, кто причиняет зло, если они не раскаются в неверии и жестокости, ждет огонь неугасимый.

Похваляется же этот нечестивый, ненавистный Богу и преступный род, что возобладал над ромеями благодаря своей любви к Богу, не ведая того, что этот мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19) и над его большей частью господствуют чаще всего злые люди, рабы преисподней, силой оружия одолевающие соседей. Вот почему весь период до Константина, который, царствуя, воистину руководствовался любовью к Богу, идолопоклонники владели почти всей экуменой, а после него снова в течение длительного времени ею правили люди, которые ничем или почти ничем не отличались от них.

Пусть Магомет, отправившись с Востока, прошел победителем до Запада, но побеждал он войной, мечом, грабежом, порабощением, избиением людей. Из этого ничто не может исходить от Бога, Который добр. Скорее же это обусловлено волей человека и диавола, от начала являющегося человекоубийцей (Ин. 8, 44). Что же, разве Александр, отправившись с Запада, не покорил весь Восток? Однако и многие другие в разные времена, предпринимая военные походы, нередко овладевали всей экуменой. Никому же из них никакой народ не вверял свои души, как вы Магомету. Впрочем, он, и силу используя, и наслаждения предлагая, не привлек на свою сторону даже одной целой части экумены. А учение Христа, хотя и отвергающее почти все удовольствия жизни, охватило все пределы экумены и господствует среди тех, кто воюет с ним, без всякого насилия и, скорее, торжествуя над насилием, которое всякий раз противопоставляется ему, так что в этом заключается победа, мир победившая» (2 Ин. 5, 4).



 

«Ответы христиан против агарян»
Преподобный Максим Грек

— Правильно ли мы, христиане, исповедуем и именуем Иисуса Сыном Божиим?

— Вы еще говорите, что мы, христиане, исповедуя Отца и Сына и Святого Духа, вводим трех Богов. Не дай Господи! Этого быть не может!

— Еще вы поносите нас, говоря: „Если бы Христос ваш был Бог, то иудеи, будучи люди, никак не могли бы причинить Ему страданий и умертвить бесчестною смертью.»



 

«Разговор с Ахмедом Сарацином»
Св. Самон Газский

«Разговор с Ахмедом» Самона Газского — небольшое, но богословски емкое сочинение, написанное в форме диалога христианина и мусульманина о Евхаристии. «Разговор с Ахмедом» Самона Газского — оригинальное и глубокое сочинение, отличающее подлинным духом терпимости к иноверцам, затрагивающее в фокусе главного таинства христианства (и безусловно самого непонятного) темы Триличного Бога, Христа, Богообщения, христианской жизни в контексте христиано-исламского диалога.



 

«Послание в поддержку благочестия»
Свт. Симеон Солунский

Возлюбленные во Христе, радуйтесь и веселитесь, будучи удостоенные великого дара и благодати единого в Троице Бога, потому что Вы есть наследие Его и святой народ, обитая в среде безбожнейших народов, и святое небесное наименование Христа, единого от Троицы, на себе самих носящие, будучи называемы христианами. Из–за этого именования претерпеваете в настоящее время тысячи скорбей от всех неверных, ненавидящих и гонящих вас, как предсказал о том Сам Господь: будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф 10:22), в веке же грядущем удостоитесь великой славы и царства Его, прежде восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе, как божественный проповедник Павел сказал, и так всегда с Господом будете (1 Фес 4:17).

Отныне вы, братия, радуйтесь, страдая и претерпевая гонения за Христа и, братия, видя, как мы притесняемы, не соблазняйтесь, но ещё более укрепляйтесь и других укрепляйте, когда кто–нибудь из благочестивых и праведных страдает. Поддерживайте гонимых силою голоса, словами о стойкости и делами милосердия, ради любви их ведите к надежде колеблющихся, чтобы и вам быть наследниками вместе с ними, как говорит апостол: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Нечестивых же жалейте, ибо надлежит и к ним быть милостивыми, и молиться Богу за них, борющихся против [нас], ибо таково есть дело благочестивых: молиться за гонящих и избивающих.



 

«Видение сарацина»
Преподобный Григорий Декаполит

В «Видении сарацина» рассказывается о пути знатного сарацина к вере — отметим две взаимоперекликающихся его вехи: видение Св. Даров как Закланного Младенца (Страсти Христовы) и мученичество сарацина (подражание Страстям).

 

Метки: Ислам