Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Иудаизм и христианство

Отношение христианства к иудаизму нельзя сравнить с его отношениями с любой другой религией. В сущности христианство и иудаизм — две ветви одной и той же религии — библейской религии, на что указывает как минимум то, что у христиан и иудеев одно и то же Писание. И, конечно, больше: Израиль, Богоизбранный народ — неустранимый элемент христианской теологии. Иисус был благочестивым иудеем. Очевидно, что нет ничего более противопоказанного христианству, чем антисемитизм: «семитизм» вписан в христианство, так сказать, «вечно»; но почему тогда антисемитизм — такая застарелая болезнь христиан? Христианство есть не отмена, а завершение иудаизма, такой иудаизм, где уже не ждут Мессию, а верят, что Он пришел. И тут возникает, конечно, самый главный вопрос: почему Богоизбранный народ в большинстве своем не принял Мессию? Что означают тогда слова Павла, о том, что «весь Израиль спасется»? Что происходит с Заветом Бога и Израиля после Воскресения Иисуса? Второй Храм разрушен, жертвоприношения не совершаются уже две тысячи лет — иудаизм «проиграл»? При этом Тора распространена среди всех народов мира — иудаизм «выигрывает»? Разве это не принципиально важно и для христианского, и для иудейского богословия?

Иудеи у Стены Плача

Так или иначе вот уже много веков Израиль пребывает в рассеянии среди христианских народов. Двухтысячелетняя история еврейской диаспоры закончилась Шоа… После этого христиане (европейцы вообще) не имеют больше права оставаться антисемитами. Запрет антисемтитизма однако стал часто пониматься как запрет вообще критиковать евреев. Один из эффектов Шоа — создание государства Израиль: его критиковать нельзя. Ситуация парадоксальная: когда евреи существовали как диаспора, критиковать их действительно было аморально: но именно тогда историю иудео-христианских отношений в большинстве своем можно свести к антисемитизму. Антисемитизм стал абсолютно табуирован именно после создания государства Израиль: то есть именно тогда когда Израиль не только можно, но и морально надо критиковать (как любое государство). Иными словами, дискриминация евреев сохранилась, но стала позитивной (в частности это видно в выражениях вроде «Гитлер хотел уничтожить всех евреев» — да конечно, но еще и цыган: почему геноцид цыган потряс мир совсем не так сильно, как геноцид евреев?).

Обо всем этом хорошо писал Бадью в «Направленности слова «еврей»»: «еврей» когда-то означало: «эмансипация», «борьба с угнетением», «равноправие» — короче, было словом из левого спектра; теперь же «еврей» скорее рифмуется с «война», «сегрегация», «государство» — короче, со словом из правого спектра. Богословски мы можем схватить это так: нам нужно дополнить «богословие после Освенцима» «богословием после создания государства Израиль».

Так или иначе, сегодня мы предлагаем довольно увесистую подборку книг, статей, лекций о иудео-христианских отношениях.

Израиль расстреливает демонстрацию палестинцев на границе (2018)

Книги

Социально-Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ‡ÐµÑ ÐºÐ¾Ðµ измерение Ñ…Ñ€Ð¸Ñ Ñ‚Ð¸Ð°Ð½Ñ Ñ‚Ð²Ð°Шоа — событие, которое навсегда изменило христианско-иудейские отношения, европейский антисемтизм доразвился до абсолютного зла и схлопнулся (как хочется верить: хотя можно было бы сказать, что если в той или иной стране воспроизведутся условия Веймарской Германии, то эти условия воспроизведут и аналог нацизма). В сборнике «Социально-политическое измерение христианства» вы найдете раздел «Христиане и евреи после Освенцима», где собраны несколько статей современных мыслителей. Самое интересное здесь — связка Шоа с проблемой создания государства Израиль, где евреи впервые за много веков стали политической силой, как и всякая политическая сила, угнетающая своих «врагов». «Богословие после Освенцима» должно иметь в себе такой элемент как «еврейская теология освобождения»: евреи после своей Катастрофы и палестинцы после своей: Шоа и Накба (парадоксальным образом зло, причиненное европейцами евреям отразилось в зле, причиняемом евреями палестинцам).



«Христианско-иудейский диалог» — хрестоматия ста современных иудейских и христианских мыслителей об антисемитизме, Холокосте, религиозной миссии, Израиле, Иисусе-иудее, Священном Писании, спасении, женщинах, совместном свидетельстве.



«Христианско-иудейский диалог» Мартина Граля: единая теология иудеев и христиан, государство Израиль, Бог отцов и Триединство, синагога и церковь и другие темы.



Иудаизм, Ñ…Ñ€Ð¸Ñ Ñ‚Ð¸Ð°Ð½Ñ Ñ‚Ð²Ð¾, Ð¸Ñ Ð»Ð°Ð¼. Парадигмы Ð²Ð·Ð°Ð¸Ð¼Ð¾Ð²Ð»Ð¸Ñ Ð½Ð¸Ñ «Иудаизм, христианство, ислам. Парадигмы взаимовлияния» — собрание работ Шломо Пинеса — выдающегося исследователя философии (философий?) религий библейского корня. От Ветхого Завета до Ницше, через апостола Павла, Мелитона Сардийского, Иустина Мученика, мутазилитов, Маймонида, Аль-Фараби, Фому Аквината, Спинозу, Канта — ряд эссе Пинеса показывает жизнь культуры (культур?), рожденных из единого источника — Библии — от Лиссабона до Исламабада, от Античности до современности.



«Введение в иудаизм» — учебное пособие Глеба Ястребова: истоки иудаизма, возникновение раввинистического иудаизма, его расцвет, современный иудаизм, Холокост, государство Израиль, женщины, иудаизм и христианство.



Две книги выдающегося историка и библеиста Михаила Поснова, которые вместе можно считать историей Израиля: «Идея завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете. Опыт богословско-философского обозрения истории израильского народа»: от Адама до возвращения из Плена и «Иудейство. К характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время» от Плена до разрушения Второго Храма. Но важна здесь не только история Богоизбранного народа, но и попытка христианского осмысления её.



Симха Полонский — мессианский еврей, то есть иудей, верящий, что Иисус — Мессия. «Основная цель книги «Мессия в еврейских праздниках и традициях» — дать ясную картину того, что сделал Йешуа для Своего избранного народа — Израиля, и как древние еврейские праздники отражают образ Мессии, Который пришел, чтобы исполнить все предсказанное о Нем в Законе (Торе), Пророках и Писании».



Два выступления Патриарха Московского Алексия II:
Мы должны быть едино с иудеями
Ваши пророки — наши пророки

Лекции

Ð˜ÑƒÐ´ÐµÐ¾Ñ…Ñ€Ð¸Ñ Ñ‚Ð¸Ð°Ð½Ñ ÐºÐ¸Ð¹ диалог: новые Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾Ñ Ñ‚Ð¸«Иудео-христианский диалог: новые возможности» — лекция Андрея Дударева.

Один из первых расколов в истории христианства — это не раскол 325 года, когда было осуждено арианство, а куда более ранний раскол иудаизма и христианства, когда синедрион в городе Явне (около 80 г. н. э.) отлучил христиан от синагоги. С тех пор началась длительная история непростых отношений иудеев и христиан.

За долгие годы представители обеих религий выработали определенные способы рефлексии друг на друга. В ходе лекции мы рассмотрим эти способы. Поговорим также о том, какие из этих способов можно считать более, а какие менее существенными. Попробуем ответить на вопрос, как так вышло, что Иисус подавляющим большинством евреев не был принят в качестве Мессии Израиля?

Неверно считать, что иудаизм и христианство — это застывшие, неразвивающиеся религиозные традиции. Напротив, обе религии имеют внутри себя способность эволюционировать. XX век открывает в этом смысле новые возможности. Естественно, эти новые возможности касаются и иудео-христианского диалога. О том, почему эти возможности открываются и какие это возможности, мы и попробуем поразмышлять.

Также читайте статьи А. Дударева о религиозном сионизме в книге «Теология духовных движений».



«Апокалиптика в иудаизме и раннем христианстве»Ð покалиптика в иудаизме и раннем Ñ…Ñ€Ð¸Ñ Ñ‚Ð¸Ð°Ð½Ñ Ñ‚Ð²Ðµцикл лекций об апокалиптических представлениях иудеев и первых христиан:
— Как иудеи ждали конца света
— Иудейские апокалипсисы и их богословие
— Древнейшие апокалипсисы: Книги Еноха и пророка Даниила.



«Иудейские мученики в библейской апокрифике» — лекция священника Григория Геронимуса, аспиранта кафедры библеистики ОЦАД. В чем смысл мученичества, впервые описанного в книгах Маккавейских и расцветшего в первые века христианства?



Ð˜Ñ Ð»Ð°Ð¼ и иудаизм (лекции 1999–2000 гг.)Всеми любимые, популярные, глубокие лекции Андрея Зубова по религиоведению:
— Две лекции «Иудаизм»
— Курс «Ислам и иудаизм»: современный иудаизм, проблема избраннического народа в иудаизме, Мессия и пр.



«Иудаизм» — курс Анны Шмаиной-Великановой и Натальи Киреевой, прочитанный в РГГУ: Ветхий Завет, «чистое» и «нечистое», фарисеи, ессеи, саддукеи, зилоты, зарождение раввинистического иудаизма, иудейская мистика.



«Иудаизм» — десять лекций В. Л. Вихновича, прочитанных в РХГА, и монография по истории иудаизма и еврейской цивилизации в целом.



Курс лекций по иудейской культуре Е. М. Сморгуновой. Будут разобраны праздники: Йом Киппур, Рош а-Шана, Ханука; еврейский календарь: год, месяц, суббота; другие темы, например — истоки иудаизма, Авраам, понятия «вода» и «дорога».

Русская философия

Бог, Ð˜Ñ Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¸Ñ Ð¸ Евреи (Â«Ð•Ð²Ñ€ÐµÐ¹Ñ ÐºÐ¸Ð¹ Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Â» в Ñ€ÑƒÑ Ñ ÐºÐ¾Ð¹ религиозной Ð¼Ñ‹Ñ Ð»Ð¸)Два почти идентичных сборника:

Тайна Израиля. «Еврейский вопрос» в русской религиозной мысли конца XIX — первой половины XX в.

Бог, История и Евреи («Еврейский вопрос» в русской религиозной мысли)

Вот, что вы в них найдете:

Праведный Иоанн Кронштадтский — знаменитый отзыв на еврейский погром в Кишиневе: «Какое недомыслие или непонимание величайшего праздника христианского, какое тупоумие русских людей! Какое неверие! Какое заблуждение! Вместо праздника христианского они устроили скверноубийственный праздник сатане».



Ф. М. Достоевский. Дневник писателя. Величайший, быть может, христианский писатель… был антисемитом. Что ж, и это тоже надо знать.



Николай Лесков. «Еврей в России» — текст другого великогоТайна Ð˜Ð·Ñ€Ð°Ð¸Ð»Ñ . Â«Ð•Ð²Ñ€ÐµÐ¹Ñ ÐºÐ¸Ð¹ Ð²Ð¾Ð¿Ñ€Ð¾Ñ Â» в Ñ€ÑƒÑ Ñ ÐºÐ¾Ð¹ религиозной Ð¼Ñ‹Ñ Ð»Ð¸ конца XIX — первой половины XX в.христианского писателя.

«Из духовных книг евреев, которые чтит и христианство, мы знаем, что по библейскому представлению судьбою евреев занимался сам Егова. Евреи Его огорчали, изменяли Ему, «предлагалися богам чуждым — Астарте и Молоху», и Егова наказывал за это то домашними несчастиями, то пленом и рассеянием, но, однако, Он никогда не отнял от них надежды Отчего прощения».



В. С. Соловьев. «Еврейство и христианский вопрос», «Новозаветный Израиль», «Протест против антисемитского движения в печати», «Письмо В. С. Соловьева к автору (Вместо предисловия) <к книге Ф. Б. Геца «Слово подсудимому»>».

«Доказать евреям, что они ошибаются, можно только фактически – осуществляя на деле христианскую идею, последовательно проводя ее в действительную жизнь. Чем полнее христианский мир выражал бы собою христианскую идею духовной и универсальной теократии, чем могущественнее было бы воздействие христианских начал на частную жизнь христиан, на социальную жизнь христианских народов, на политические отношения в христианском человечестве – тем очевиднее опровергался бы иудейский взгляд на христианство, тем возможнее и ближе становилось бы обращение евреев. Таким образом, еврейский вопрос есть вопрос христианский».



Василий Розанов — главный юдофил и главный антисемит русской мысли, бросаясь из крайности в крайность, философ оставляет нас в недоумении относительно своего отношения к евреям. Поддержав один раз «кровавый навет», другой раз он призывает вернуться к Ветхому Завету и учиться у евреев жить… Может быть бред, может быть «диалектика»: «Юдаизм», «Иудейская тайнопись», «Есть ли у евреев «тайны»?», «Еще об иудейской тайне», «Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови», «Кое-что «про себя», «В соседстве Содома (Истоки Израиля)», «Ангел «Иеговы» (Истоки Израиля)», «Европа и евреи», «Почему на самом деле евреям нельзя устраивать погромов?».



Д. С. Мережковский. Еврейский вопрос как русский.

«Тяжело, больно, стыдно…

Но и сквозь боль и стыд мы кричим, твердим, клянемся, уверяем людей, не знающих таблицы умножения, что дважды два — четыре, что евреи — такие же люди, как и мы — не враги отечества, не изменники, а честные русские граждане, любящие Россию не меньше нашего; что антисемитизм — позорное клеймо на лице России.

Но, помимо крика, нельзя ли высказать одну спокойную мысль? Юдофобство с юдофильством связано. Слепое отрицание вызывает такое же слепое утверждение чужой национальности. Когда всему в ней говорится абсолютное «нет», то возражая, надо всему сказать абсолютное «да».



В. И. Иванов. К идеологии еврейского вопроса.

«Мы до такой степени запутали, исказили и перезабыли все святое и правое предание, так отвыкли мы вникать разумом в затверженные наизусть ясные слова стародавней правды, что парадоксом может показаться утверждение: чем живее и глубже в христианине церковное сознание…, тем живее и глубже чувствует он себя, как сын Церкви, — не скажу только филосемитом, — но поистине семитом в духе».



Н. А. Бердяев. «Судьба еврейства», «Еврейский вопрос как вопрос христианский».

«Еврейский вопрос есть вопрос христианского призвания русского народа. Между этими народами есть какое-то сходство в мессианском сознании. И не случайно предельный коммунизм оказался по преимуществу русско-еврейской идеей, русско-еврейской антихристианской верой. В русской духовной стихии и русском христианстве сильны были элементы иудаистически-хилиастические, национально-мессианские».



С. Н. Булгаков. «Сион», «Судьба Израиля как крест Богоматери», «Расизм и христианство», «Гонения на Израиль».

«Народ этот не только был, но и остается избранным, ибо «дары и избрание Божие непреложны», по слову ап. Павла (Рим. ХІ, 29). Это должны помнить и знать и теперешние его хулители, если только они сами не отрицают веры во Христа и почитания Пречистой Его Матери.

Здесь мы приближаемся к последней тайне, о которой говорит ап. Павел, — к обращению Израиля (26). В чем же эта тайна? Нам она не открыта. Однако остаются благочестивые домыслы, имеющие для себя и известную убедительность и даже и очевидность. Такая очевидность связана с нашим общим упованием о предстательстве Богоматери. Может ли совершиться дело «спасения всего Израиля», духовное его воскресение, помимо Той, ради которой и совершилось его избрание для того, чтобы послужить делу боговоплощения? «Не оставившая мира «Богородица» оставляет ли молитвенной помощью и попечением то древо, от которого Она Сама возросла на земле, чтобы вознестись в небо? Есть ли Ее действенная к тому помощь? Достаточно только поставить такой вопрос, чтобы увидеть, что это есть именно так и иначе быть не может. Если Бог Авраама, Исаака и Иакова, всех ветхозаветных праотцев и пророков, Предтечи и апостолов внемлет молитве, произносимой ими в народе своем, то во главе сего молитвенного сонма предстоит Богу «в молитвах неусыпающая Богородица», и этим предстательством совершается еще нам неведомая тайна «спасения всего Израиля в его обращении ко Христу».



Л. П. Карсавин. Россия и евреи.

«Еврейство связано с христианством одним Мессиею, Который к евреям пришел и Которого они отвергают. Мы признаем Иисуса Христа, Мессию и Богочеловека, Который по человечеству кровно связан с еврейским народом и Который прежде всего пришел к чадам дома Израилева и Который нас сделал новым Израилем, Израилем духовным».



А. З. Штейнберг. Ответ Л. П. Карсавину. «Русское еврейство представляет собою некое органическое единство, хотя и принадлежит одновременно к двум разным объемлющим его целым: к всенародной общине израильской и к России. У русских евреев есть задачи по отношению к всемирному еврейству и есть задачи по отношению к России».



В. В. Зеньковский. На темы историософии.

«Последние годы отмечены острой и настойчивой постановкой проблемы еврейства. Проблема эта вековая, но наше время внесло сюда особую страстность, доходящую нередко до подлинной маниакальности. Помимо жестоких гонений на евреев в Германии, своей бесчеловечностью смутивших немало даже закоренелых антисемитов, — сюда присоединилась проповедь нелепой теории расизма, проникающая, как зараза, в целый ряд стран. Все это резко выделяет еврейский вопрос из большого комплекса других трудных проблем, которыми обременено наше время. В известной мере сюда присоединяется и крах или бессилие традиционной позиции либерализма, — не в том смысле, что эта позиция оказалась неверна, — но позиция либерализма в отношении к еврейскому вопросу обнаружила явную недостаточность, неумение охватить всю сложность темы о еврействе. Чисто правовой подход к этой теме не принес действительного разрешения вопроса, — очевидно корни антисемитизма, злая вражда к еврейству не могут быть парализованы извне, через одну правовую культуру».



Г. П. Федотов. Новое на старую тему (К современной постановке еврейского вопроса).

«Есть две причины, почему судьба этого народа сейчас больнее, чем судьба других, затрагивает нееврейский, а особенно христианский мир. Первая — это всеобщее распространение еврейской диаспоры и ее далеко зашедшая ассимиляция. Каждый христианин в любой стране имеет среди евреев друзей и близких. Через их личное горе он легко может ощутить национальную катастрофу еврейства, если, конечно, сам не принадлежит к его сознательным врагам. Вторая причина порядка религиозного. Для христианина евреи не просто народ среди прочих, но народ, отмеченный божественным избранием, народ Христа, Его породивший и Его отвергший: народ, судьба которого имеет особое, всемирно-историческое значение».



М. О. Гершензон. Судьбы еврейского вопроса.

«Пepвый, caмый xapaктepный пpизнaк cиoнизмa — этo бeзвepиe, eгo нeoбyздaнный paциoнaлизм, мнящий ceбя пpизвaнным и cпocoбным yпpaвлять cтиxиeй. Haши пpeдки yмeли мyдpo cмиpятьcя пepeд зaпoвeдными тaйнaми; coвpeмeнный paзyм нe знaeт cвoиx гpaниц. Ho тaйны ecть; ecли нaшa мыcль paзгaдaлa ceкpeт ecтecтвeннoгo oтбopa, ecли oнa cyмeлa пoдчинить ceбe cилy элeктpoмaгнитныx вoлн, — это eщe нe знaчит, чтo eй вce пoдвлacтнo. Cиoнизм пocягaeт нa зaпpeтнoe yмy; в этoм cмыcлe oн — плoть oт плoти coвpeмeннoгo пoзитивизмa, o чeм, впpoчeм, и нeпocpeдcтвeннo cвидeтeльcтвyeт eгo нaциoнaлиcтичecки-yтилитapнoe oтнoщeниe к peлигии».



Владимир Марцинковский. Христос и евреи.

«Евреи боятся принятия христианства, как измены своему народу, как предательства и отступничества. Отсюда вражда к миссионерам и отпор по отношению ко всякой агитации во имя той или иной христианской церкви.

Но мы уже выяснили выше нашу основную мысль: именно для того, чтобы быть подлинными евреями, евреи должны уверовать во Христа, своего Мессию. И чтобы уверовать во Христа, современные евреи должны оживить в себе дух пророков. Евреи «сыны пророков и Завета». Так сказал о них апостол Петр (Д. Ап. 3:25.). Это их призвание. Память о нем не угасла в Израиле и доселе».



Прот. Александр Мень. Что такое иудеохристианство.

«Иудейская религия задумана — я употребляю этот термин специально — Богом как мировая религия. Это явствует из всей Библии. Эта религия не может оставаться в рамках Израиля. То, что было сложено в рамках нашего народа, должно быть и было вынесено для всего мира, Несмотря на взаимные конфликты, взаимные обвинения, взаимную борьбу, о которой я сейчас не буду говорить, мысль о родстве и близости двух вер сейчас все более и более становится очевидной».

Антисемитизм

Колено Даново. Ð­Ñ Ñ…Ð°Ñ‚Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¸ Ð°Ð½Ñ‚Ð¸Ñ ÐµÐ¼Ð¸Ñ‚Ð¸Ð·Ð¼ в Ñ Ð¾Ð²Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¹ Ð Ð¾Ñ Ñ Ð¸Ð¸«Колено Даново. Эсхатология и антисемитизм в современной России» — книга Виктора Шнирельмана, посвященная истокам современного российского антисемитизма: православие, советская эпоха, эсхатология, ожидания Антихриста, борьба с ИНН, почитание царской семьи, православные фундаменталисты и другие современные околорелигиозные феномены.



«Как делают антисемитом» Кураева — странная книга и вот почему: после Шоа любое высказывание о евреях, явным образом не окрашенное позитивно, стало считаться антисемитским. Собственно книга Кураева есть ряд таких высказываний.



Михал Чайковский. «Грех антисемитизма»:

«С облегчением можем сказать: корни антисемитизма находятся в дохристианском мире. Антисемитизм – явление языческое, причем в двойном значении этого слова. Во-первых, он полностью противоречит основам христианского вероучения, чужд и враждебен им. Во-вторых, генетически и исторически он также связан только с язычеством. Антисемитизм возник и развился в мире античного язычества».

«Стоящие на совершенно различных позициях, католический философ Жак Маритен и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд одинаково определяют источник ненависти христиан к евреям. По их мнению, он коренится в неосознанной ненависти к Христу, в бунте против «христианского ярма». Для этих людей «иго Христа» отнюдь не благо и «бремя его» совсем не легко. Следовательно, христианский антисемитизм не что иное, как христофобия. Не могущий открыто выразить свою ненависть к христианству, христианский антисемит неосознанно для себя переносит ее на евреев, родных по крови Основателю христианства. Он обвиняет евреев в том, что они убили Христа. На самом же деле ему хотелось бы осудить их за то, что Он вышел из их среды, что именно они дали Его миру. И это роднит антисемитизм христиан с антисемитизмом нацистским».



Николай Бердяев. «Христианство и антисемитизм. Религиозная судьба еврейства»: «Соединение религии с кровью и национальностью, вера в избранность народа, охранение чистоты расы — все это древнееврейского происхождения, внесено евреями. Не знаю, замечают ли германские расисты, что они подражают евреям. В расизме как раз нет ничего «арийского», «арийцы» индусские и греческие были более склонны к индивидуализму. Но есть разница между еврейским и германским расизмом. Еврейский расизм был универсально-мессианским, он вынашивал универсальную религиозную истину. Германский же расизм есть агрессивный, мирозавоевательный партикуляризм. Расизм сейчас означает дехристианизацию и дегуманизацию, возврат к варварству и язычеству».



Священник Вячеслав Перевезенцев. «Грех антисемитизма»: «Антисемитизм, как впрочем, и любая другая расовая дискриминация, есть не только презрение к другому человеку как носителю образа Божия, но и (на сей раз это уже его исключительная черта) унижение Христа и Богородицы».



Андрей Десницкий. «Антисемитизм у подножия Креста»: «Службы последних дней Страстной седмицы — яркие, неповторимые, говорящие о самом главном, что только есть в христианстве. Пасха вся будет сплошным ликованием, а здесь такая гамма чувств, такая высота богословия…

И здесь же есть слова, о которые буквально спотыкается молитва. Мы слышим, что призывается не только Бог, но и… «лукавый, стропотнейший роде еврейский» (статия 2-я утрени Великой субботы). И даже вот такое звучит: «…о предательстве не довольни быша, Христе, роди еврейстии, но покиваху главами своими, хулу и ругание приносяще. Но даждь им, Господи, по делом их» (11-й антифон утрени Великой пятницы). Просьба о милости, покаяние — и «даждь по делом»?»



Священник Георгий Чистяков. «От маргинального юдофобства к партийному антисемитизму» — заметка о антисемтитизме в русских СМИ и политике в 90-ее гг. (как стихийный антисемитизм может превратиться в политическую респектабельную идеологию).

Искусство

Дочь Ð˜ÐµÑ„Ñ„Ð°Ñ «Дочь Иеффая» — рассказ Гертруды фон Ле Форт об отношениях Церкви и Синагоги. Средневековая Испания, инквизиция гонит евреев, в городе распространилась чума. Страдание и ненависть правит миром: и только дочь раввина понимает, что «и враги — тоже наши братья»… История о взаимоотношениях христиан и иудеев: «Синагога — тоже Мария, ибо она есть врата, через которые пришло в этот мир Спасение»; о Любви и сострадании.



«Гог и Магог» — уникальнаяГог и Магог книга. Единственный роман великого философа Бубера, отражающий интереснейшую реальную историю: спор цадиков (хасидских святых) о Наполеоне. Часть цадиков магическими средствами хотели сделать из Наполеона «Гога и Магога», тем самым приблизив Избавление. Другие же цадики верили, что Избавление может приблизить только внутренняя праведность. Так роман решает вопрос, как относиться верующим библейской традиции к истории и ее концу. Интересно, что Бубер в послесловии пишет, что одним из упреков к роману был такой: Бубер христианизировал хасидские предания.



«Суд над Богом» — телевизионный фильм Энди де Эммони (2008). Евреи в Освенциме решили провести суд над Богом, обвиняя Его в нарушении Завета. На судебном процессе будут рассматриваться главные события из истории отношений Израиля и Бога: на материале библейской истории и того, к чему она пришла в XX в., будут подняты вопросы теодицеи, страдания, справедливости и т. д.

«— Мы признали Бога виновным. Что теперь? — Теперь надо молиться».



«Ушпизин» — доброе светлое кино. «Ушпизин» — это гости, которые по иудейским поверьям должны прийти в дом на праздник Кущей. К супругам Мойше и Малке действительно приходят гости: сбежавшие заключенные, но делать нечего: именно таких гостей послал им Господь.

Метки: подборки