К Ильину дню: кто такие пророки?

Владимир Шалларь

Автор ТГ- и ВК- ресурса «Либертарная теология».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Фрагмент иконы «Пророк Илия с житием». XVI в., Вологда

2 августа — Ильин день, память пророка Илии, как бы образца всех пророков Ветхого Завета. Кто он? — «славный ревнитель по Боге, беззаконных царей обличитель», массовый убийца служителей культа, вдохновитель революции. Святитель Димитрий Ростовский описывает жизнь пророка как трагедию революционера, формулирует целую политическую теологию государства и революции.

В чем причина распадения единого царства евреев на Иудею и Израиль? — «[царь] оказался тяжелым для подданных своих, ибо отягощал их чрезмерными налогами и работами, жестоко наказывал их, даже не редко отправлял в ссылки; тогда десять колен отложились от него». Царь же Израиля убоялся потерять власть из-за того, что Иерусалимский Храм был не в его царстве, и поэтому предал истинную веру и устроил свою религию, чтобы устранить конкуренцию, так сказать. Итак, святитель Димитрий называет чисто политические причины религиозных распрей Ветхого Завета, отпадения Израиля к язычеству. И тут пророки борются одновременно с несправедливой властью и нечестивой религией, этой двуединой мерзостью, несущей несчастье, страдание и нищету народу. Илия, великий ревнитель единобожия, вступает на путь борьбы «слыша и видя совершающиеся в развращенном Израиле беззакония: царей — пребывающими в богопротивном нечестии, судей и старейшин — поступающими не по правде; ревностных чтителей истинного Бога претерпевающими всяческие притеснения и гонения, даже до смерти».

Но самое интересное: странная, даже соблазняющая, теологическая диалектика этой борьбы — воистину диалектика этической трагедии революционера (как ее описывал Лукач в «Большевизме как моральной проблеме»): с одной стороны, идеалы свободы и справедливости должны воплощаться свободно и справедливо — это кажется очевидным — но когда тот или иной революционер или пророк Илия, ревнуя о них, начинают проводить их насильственно, то не отказываются ли они от этого идеала самой практикой воплощения идеала? Святитель Димитрий ясно видит эту проблему и пишет о ней довольно много, вот, например:

«Прежде всего Илия молил Бога, дабы обратил Он грешников к покаянию. Но так как Бог требует от грешных людей добровольного обращения, а в ожесточенных сердцем израильтянах не было такого стремления к добру, то пророк Илия, сильно возревновав о славе Божией и о спасении людей, просил Бога наказать израильтян временно, чтобы хотя таким средством отвратить их от нечестия. Но зная в то же время, что Господь, по Своему человеколюбию и долготерпению, не скор к наказанию, Илия, по великой своей ревности о Нем, осмелился просить Бога повелеть ему, Илии, наказать законопреступников, в той мысли, что не обратятся ли они к покаянию, когда будут наказаны человеком. И неотступно просил о сем Илия Бога, пока не получил просимое от всещедрого Господа: премилостивый Господь, как чадолюбивый отец, не хотел опечалить любимого слугу Своего, сыновне Ему служащего и даже самой малой Его заповеди не нарушившего; но так как Илия во всём был послушен Ему и никогда ничем не прогневал Его, то Он и внимал прошениям и молитвам верного раба Своего, не опечаливая его неисполнением их».

И здесь Господь из любви к любимому слуге своему — борцу с несправедливой властью и нечестивой религией — снисходит к его ревности, к его фанатизму, революционному пылу и позволяет за Свой идеал бороться методами, этому идеалу не свойственными. Вот удивительные слова:

«Страдала вся вселенная. Но все сие произошло не столько от гнева Божия, сколько по ревности о славе Божией пророка Илии».

По ходу борьбы Илия, как мы помним, становится массовым убийцей служителей культа — провозвестником всех будущих революционных антирелигиозных буйств. Но покидает он земной мир, не увидев торжества своих идеалов, уходит как бы разочарованный (хоть он и удостоился взятия на Небо в теле). Его преемник Елисей, однако, довершает начатое — подымает восстание против царя: кровавая революция, в ходе которой убивают царя, его мать и всех членов царской семьи («Израиль, который мы потеряли»).

В чем, к слову, разница между насилием царей и палачей и насилием пророков Илия и Елисея? В том, что насилие первых есть подлинно насилие, зло, угнетение. Насилие же вторых — тождественное, так сказать, в своем факте с насилием первых — как насилие освобождающее, справедливое, пресекающее насилие первых — прямо противоположно насилию первых по смыслу, по цели. Насилие царей и палачей антибожественно, ибо угнетающе, несправедливо, насилие Илии и Елисея — божественно, ибо освобождающе, справедливо. Но трагедия, повторим, в том, что в эмпирической данности, в самих фактах насилие первых и вторых неразличимо. Эта трагедия как бы преодолевается в явлении Бога пророку Илие: пламенный дух Илии познал Бога не в буре, не в землетрясении, но в тихом дуновении ветра, в нежности. История, полная ярости, борьбы, крови, увенчивается нежностью: вот удивительный и многозначительный аспект истории пророка Илии.

Словами Библии: «так говорит Господь Бог Израилев: «[…] ты истребишь дом Ахава, господина твоего [истребишь правящую династию], чтобы Мне отмстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки [правящей династии]». Библия выделяет два насилия: насилие, убивающее «рабов Бога», оно антибожественно; и насилие, инициированное Богом, насилие тем самым буквально божественное, насилие, кое есть «отмщение за кровь рабов Бога». Революция есть отмщение Бога.

Святитель Димитрий Ростовский также формулирует важное правило политической теологии. Кто виноват в тех или иных общественных бедствиях, бурях и пр.? — власть. «Когда согрешает один царь, и на всех подданных гнев Божий приходит». Это, к слову, общее место святоотеческой политологии: грехи власти все общество приводят к кризису.

Также на август приходится память пророков Михея и Иезекииля. Не будем расписывать, вот только несколько цитат из «Житий» святителя Дмитрия:

«Он часто обличал израильского царя Ахава в тех же грехах, в каких и святой пророк Илия, т. е. или за отпадение его от Бога в идолопоклонство, или за содеваемые им неправды. Царь ненавидел пророка-обличителя. Переполненный гневом, Ахав велел взять пророка Михея и посадить в темницу и там кормить «хлебом печальным» и поить «водою печальною».

Обличая также притеснения, неправды, грабительства и обиды, причиняемые князьями, судьями и старейшинами убогим и нищим, пророк Михей говорил:

«Слушайте главы дома Иаковлева, ненавидящие добро и ищущие зло, не вам ли должно прилагать все усилия, чтобы творить праведный суд? Вы же до того несправедливо притесняете совершенно неповинных нищих и убогих, что содрали с них кожу, истолкли их кости и раздробили тело, — точно хотите вложить их в котел для приготовления снеди. Слушайте же это, главы дома Иаковлева, гнушающиеся правосудием и искривляющие все прямое, созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою!

Вот кого Церковь вспоминает и восславляет в эти дни. Чтобы помочь приблизиться к пониманию пророческого служения, мы подготовили несколько материалов.



«Вестники Царства Божия» (текст и аудиоверсия) протоиерея Александра Меня — глубокое, великолепное, прекрасно написанное исследование о ветхозаветных пророках. Пророки Ветхого Завета — те кто проповедовали Свободу, Равенство, Братство, Справедливость во имя Бога. Они боролись против царей, купцов, жрецов в свою эпоху и завещали нам веру в Грядущее Царство Справедливости. Они — первые, кто предложил «социальную утопию» и попытались осуществить ее на практике. Они провозгласили, что никакая «духовная жизнь» без социальной справедливости невозможна. Писания пророков — сердце Ветхого Завета. «Вестники» Меня — одна из лучших книг о Библии. Цитата:

«Пророки были врагами социальной неправды и тирании. Нередко можно слышать снисходительное замечание, будто [пророки] со своей верой в Грядущее «в наивной форме» предвосхитил современные идеи социальной справедливости и прогресса. Но не слишком ли много чести для «современных идей»? История европейской культуры доказывает, что эти идеи находятся в прямой генетической связи с Библией, но они заимствовали из нее только внешнюю преходящую форму. Библия говорит о земном процветании Царства Ягве, о конце угнетении и войн как признаках его наступления. Но это лишь краски, которыми писалась эсхатологическая икона. В глубине же своей библейское чаяние обращено к одному: к спасению человека, его приобщению к божественной гармонии и полноте, которое произойдет, когда рухнет преграда между Богом и людьми и метафизическим злом. Это и только это есть предел чаяний человеческого духа. Он никогда не успокоится на внешних переменах.

Однако для пророков нравственные усилия людей являлись необходимым условием приближения Царства Ягве. А поэтому борьба против угнетения, войн и несправедливости была для них неотъемлемой частью служения Божественной правде и, в конечном счете, небесному Царю».



«Страсти пророков» — книга современного библеиста Альберто Мелло, который в предисловии к ней пишет: «книга посвящена исследованию путей пророческой духовности. Что означают эти слова «ветер», «дыхание» или «страсть», с помощью которых мы пытаемся приблизиться к переводу еврейского термина ruach? Каковы пророческие харизмы, от Моисея до Иоиля? Как определить «дух премудрости», в котором заключается опыт Илии? И еще: что такое различение духов? как определить истинность или ложность пророчеств: каков смысл пророческого призвания?»

«Кто такие пророки?» — небольшая книжка современного библеиста Альберто Мелло, где он намечает «грамматику пророчества»: прозорливость, гадание, энтузиазм, слышание, видение, знамение, терапия, музыка, богослужение, политика, судебный процесс, утопия, конец, возможно. Мелло, в частности, пишет: «обычно пророки появляются во времена кризисов, которые в еврейской истории суть также времена войн. Пророки почти всегда противостоят режиму, сталкиваются с политической властью».



«Внимая голосу пророков» — книга Ильи Грица. Об этой книге выдающийся библеист Андрей Десницкий писал так:

«Что такое пророчество? Сегодня так популярны прогнозы и предсказания, от научно-технической футурологии до прикладной астрологии, но библейское пророчество совсем не об этом. И. Я. Гриц начинает именно с этого, главного вопроса: «предсказание говорит, каким может стать человек или группа людей в будущем, пророчество же возвещает, какими их хочет видеть Бог». Иными словами, это выход в иную систему координат, попытка — как ни дерзко это звучит — взглянуть на мир глазами Бога.

А если так, то пророчества нужно учиться читать. Гриц определяет свою задачу так: «привить навык осмысленного и вдумчивого чтения пророческих книг». Но есть и сверхзадача: «помочь читателю полюбить эти книги». Трудно было бы сказать точнее: именно помочь и именно полюбить. Без этого вряд ли что-то получится; можно запомнить множество фактов, освоить все мыслимые методики, но не получить ничего нужного и важного ни для ума, ни для сердца».

«Введение в Книги пророков» — лекции Ильи Грица, посвященные пророкам Ветхого Завета. Гриц расскажет о времени написания действиях пророческих книг, типах пророков, исполнении пророчеств, пророческом призвании, пророчестве как церковном служении. Илья Яковлевич Гриц — одаренный преподаватель Ветхого Завета, ректор Библейского колледжа «Наследие». Будучи прекрасно осведомленным о новых тенденциях в библейской критике, Илья Яковлевич сам придерживался традиционного подхода (так, например, Книга прор. Исайи рассматривается им как написанная одним автором). Его курсы отличались тем, что он избирательно привлекал и материалы иудейской экзегетической традиции, и использовал свой многолетний опыт преподавателя углубленных курсов (например, семестр — на книгу Товита). В связи с этим слушатель не всегда найдет здесь традиционные комментарии начального уровня, зато точно встретит проблемные вопросы, которые делают текст Писания объемным и интересным.

И еще один лекционный курс Ильи Грица — по Книгам Царств (там как раз про Илию, Елисея и других пророков).



«Введение в Ветхий Завет. Пророки» — лекционный курс Елены Федотовой, прочитанный в Библейско-Богословском институте св. апостола Андрея (2007/08): ранние пророки, Иеремия, Исайя, Иезекииль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, апокалиптика.

Спецкурс «Библеистика. Ветхий Завет: Пророки и Писания» Е. В. Орел читался в осеннем семестре 2012 г. пятому курсу отделения религиоведения МГУ им. Ломоносова.

Елена Орел рассказывает в своих лекциях об Амосе, Перво- и Второисайе, Иеремии, Иезекииле, о Плене, Ездре и Неемии, Маккавеях, Ироде Великом.



Иерей Антоний Лакирев — преподаватель в ряде учебных заведений Москвы. Он много лет читает курсы по Ветхому и Новому Завету. Из его ярких и интересных лекций можно много узнать об историко-культурном контексте, в котором создавалась и воспринималась Библия, почувствовать атмосферу Древнего Израиля и глубже понять смысл и замысел отдельных книг Священного Писания.

В курсе лекций о пророках Ветхого Завета, прочитанных в библейском колледже «Наследие», отец Антоний рассказывает о пророках Осии, Михее, Исайе, Науме, Софонии, Аввакуме и многом другом. О пророках отец Антоний рассказывал и в радиопередачах «Православное слово».



Владимир Сорокин — библеист, преподаватель Библейского колледжа «Наследие» и Общедоступного православного университета. Свой способ изучения Библии он характеризует так: «Библия — такая книга, которая до конца никаким подходом, никакой системой не исчерпывается, поэтому важно посмотреть на текст, на текст как таковой и идти от текста. Существовал и до сих пор существует подход, которой предполагает, что изучается собственно текст… Берется книга и читается столько, сколько надо. Такие экзегеты, как, например, Ефрем Сирин или Исаак Сирин, преподавали Писание именно таким образом: там просто читалось Писание, а все остальное (теология, философия и т. д.) было вокруг текста. Мы будем изучать Писание на этих семинарах именно таким образом». Большинство курсов В. В. Сорокина — это медленное, подробное, въедливое чтение Писания.

Вот его курсы о пророках:

«Семинары по Книге пророка Исаии»
«Семинары по Книгам Царств»
«Семинары по Книге пророка Иоиля»
«Семинары по Книге пророка Осии»
«Семинары по Книге пророка Амоса»
— Две отдельных лекции: «О чем говорили пророки?» и «Поздние» пророки: основные темы и культурно-исторический контекст».



Борис Балтер (6.07.1952–19.09.2020) — выпускник физфака МГУ им. М. В. Ломоносова. Научный сотрудник Института космических исследований РАН. Полиглот, знал латынь, английский, французский, немецкий, испанский, румынский языки, хорошо разбирался в греческом и иврите. Тонкий знаток поэзии и ценитель музыки. Борис Михайлович Балтер глубоко изучал Священное Писание. Результатами своих исследований он делился во время лекций, которые читал более 15 лет в храме Космы и Дамиана в Шубине (Москва). Предлагаемые лекции по книгам Ветхого Завета — это живой и глубокий взгляд православного христианина на Священное Писание, принадлежащее двум авраамическим религиям. Центральная линия автора — образ Христа в ветхозаветной литературе. Эти лекции могут быть интересны всем, кто самостоятельно изучает Писание. Их отличает оригинальный подход, увлекательный поиск духовных смыслов и ряд самостоятельных идей, прочной основой которых является глубоко христианское мировоззрение автора. Вот его курсы о пророках:

«Книга Исайи»
«Книги Иоиля, Наума, Ионы»
«Первая книга Царств»
«Вторая книга Царств»
«Третья книга Царств»



«Пророки» — курс лекций протоиерея Геннадия Фаста: харизма пророческого служения, история пророков от праотцев до Иоанна Крестителя, мессианские образы древних пророков, Евангелие Ветхого Завета, пророческие прообразы и Промысел, пророческое служение в Христианской Церкви, о лжепророках и пр.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle