Как это — простить? Ответы Библии

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Продолжаем говорить о прощении. Прощение — едва ли не ключевая тема всего Нового Завета. Слова о прощении входят в молитву «Отче наш», мы причащаемся Тела и Крови Христовых во оставление, то есть прощение, грехов. Что Писание говорит о прощении? И что изменило в этом вопросе распятие Христово? Об этом в своей лекции рассказал Владимир Стрелов. Мы выделили некоторые мысли из нее.

Прощение не до конца: пророк Давид

В текстах Ветхого Завета говорится о прощении Богом человека, но практически ничего о прощении людей людьми.

Военачальник Иоав, повинный в смерти сына Давида Авессалома, и Семей, встретивший Давида проклятиями и камнями, когда тот бежал из Иерусалима при возмущении Авессалома, были врагами псалмопевца. И во Второй Книге Царств Давид говорит про Семея: «…оставьте его… пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида…»

Тут нам кажется: какой кроткий Давид! Но на смертном одре Давид просит сына своего Соломона, чтобы тот не оставил ни Семея, ни Иоава безнаказанными. Иоава практически сразу убивают. Семея же ставят в такие обстоятельства, которые невозможно не нарушить, и тоже убивают.

Какое же здесь прощение? Именно благодаря Христу мы сейчас можем говорить о прощении людей друг другом, и особенно о прощении врагов.

В Новом Завете появляется слово «принятие». Ведь Христос принял нас, когда мы были еще грешниками.

Прощение и примирение Иосифа

В Книге Бытия в 37-й главе мы читаем, что Иосиф был любимым сыном своего отца:

Иосиф семнадцать лет пас скот вместе с братьями… И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их. А Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сыном старости его, сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец любит его больше всех братьев его, и возненавидели его, и не могли говорить уже с ним дружелюбно.

Вот она — завязка конфликта. Когда мы говорим о прощении, об обидчике, об обиженном, то подразумеваем, что у одного больше вины, чем у другого. Но на самом деле в этих стихах говорится о том, что Иосиф жаловался на своих старших братьев отцу. Более того, ходил и красовался в подаренной одежде, вызывая их ревность.

Иосифу начинают сниться сны, в которых он видит себя очень уважаемым и почитаемым, к нему приходят и братья, и даже отец с матерью на поклон. Антагонизм в семье увеличивается, напряжение растет. Святитель Иоанн Златоуст описывает Иосифа абсолютно хорошим, а его братьев абсолютно плохими. Но Библия нам показывает, что и Иосифу, и братьям есть в чем каяться.

Отец посылает Иосифа посмотреть, как его братья пасут скот: «Пойди, посмотри, здоровы ли братья твои, цел ли скот, и принеси мне ответ». Иосиф пошел, и нашел его Некто блуждающим в поле, и спросил: «Чего ты ищешь?» В некоторых изданиях Библии это слово пишут с большой буквы. Мы не знаем: это ангел? Или, может быть, это человек, как и сказано здесь? Важно, что он посылается Богом для того, чтобы Иосиф таки нашел своих братьев.

Бог, получается, дает возможность Иосифу встретиться с братьями, чтобы далее произошел известный конфликт. Бог участвует во всех этих ситуациях. Нам кажется, что Он должен нас от всего охранять. Но здесь мы видим, что это не так.

Некто указывает Иосифу, где пасут его братья. И когда Иосиф находит братьев, они стали говорить: «Вот, идет этот сновидец!» И умышлять против него: «Пойдем и убьем его и бросим в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его. И увидим, что будет из его снов». Недолго думая, так и сделали. Ров же был пуст, воды в нем не было. Но проходит три дня, идет караван, Иосифа вынимают из ямы и продают в Египет.

Давайте представим себя в роли такого молодого успешного юнца, который знает, что «отец для меня сделает все». «Золотой мальчик», современная молодежь. Он попадает в трудную ситуацию, его куда-то везут. Он мог вполне сказать: «Друзья, вам нужно завернуть в соседний оазис. Мой отец — один из самых богатых людей здесь. Он вам даст в тридесять раз больше, чем вы выручите за меня в этом Египте». Но почему-то он этого не делает.

За три дня сидения в яме в нем началась какая-то внутренняя работа. Он начинает понимать, что он-то, оказывается, не прекрасен. По-видимому, он понимает, что есть нечто в его отношениях с братьями, чего он действительно совсем не замечает.

Если бы Иосиф пришел к отцу с караваном, отцу ничего бы не оставалось, как просто проклясть остальных детей. Иосиф не идет на то, чтобы отомстить братьям.

Книга Бытия, 38-я глава — странная вставка. Рассказ об Иуде, который предложил Иосифа продать. Оказывается, что Иуда не выполнил того, что требовалось по закону левирата, согрешил, и от этого родились двое сыновей. Почему именно в этом месте? Пока нам непонятно.

Книга Бытия, 39-я глава. Иосиф отведен в Египет. Опять же, если говорить о том, как Бог участвует в обиде, это не значит, что он освобождает Иосифа, но говорится: «И был Господь с ним». Дальше Иосиф попадает в еще худшую переделку с женой Потифара, и опять говорится: «Господь простер к нему милость». Странная милость у Господа?

Потифар. Темница. Иосиф толкует сны и надеется на то, что его вот-вот выпустят. Святитель Иоанн Златоуст обращает тут внимание на интересный момент. Когда Иосифу предложили рассказать о своей судьбе, он говорит: «Меня продали в Египет, и потом я оказался в темнице». Он не обвиняет своих братьев, не обвиняет жену Потифара. Просто констатирует факты. Это тоже кое-что говорит об Иосифе и о том, какая внутренняя работа в нем идет.

Книга Бытия, 42-й глава. Начался голод, братья приходят в Египет. Иосиф делает вид, что не узнает их. По мнению свт. Иоанна Златоуста, Иосиф так поступает, потому что хочет выведать, не пострадал ли его брат Вениамин от братьев так же, как он сам. Но Вениамин себя так не вел, с чего бы им к нему так относиться? Значит, что-то другое движет здесь Иосифом. Почему Иосиф братьев своих узнал, но показал, будто не знает их? И говорил с ними сурово, и приставил даже переводчика для того, чтобы те не поняли, что он понимает по-еврейски.

А потом отдает их под стражу на три дня. Обратите внимание: яма три дня, и под стражей три дня. Что происходит в этот момент с братьями?

Говорили они друг другу: «Точно мы наказываемся за грех против брата нашего. Мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали. За то и постигло нас горе сие» (Быт 42:21).

Иосиф подстраивает, что якобы братья — воры, и берет Симеона в заложники. Как братья будут действовать, а они ведь изменились, как поведут себя в схожих обстоятельствах? Вот что для него важно.

Иосиф любит своих братьев, он их простил. Но можно ли им доверять? Возможно ли примирение с этими людьми, которые его в свое время бросили?

У братьев-то процесс покаяния совершенно точно идет: «Мы наказываемся за грех против брата нашего».

Братья возвращаются в Египет, обнаруживают, что у них там еще что-то, что они не брали с собой. Они в шоке: «Как же мы покажемся? Тем более от нас потребовали, чтобы мы еще и Вениамина привели сюда». Но голод — не тетка, приходится идти снова. Иуда берет на себя главную действующую роль и говорит отцу:

Тот человек решительно объявил нам, сказав: «Не являйтесь ко мне на лицо, если брата вашего не будет с вами». Если пошлешь с нами брата нашего, то пойдем и купим тебе пищи, а если не пошлешь, то не пойдем» (Быт 43:3–5).

Братья возвращаются к Иосифу, который теперь подстраивает, что якобы у него Вениамин украл кубок.

И тут испытание уже для самого Иуды, ведь именно он в свое время предложил продать Иосифа в рабство. Иуда ходатайствует перед Иосифом:

Я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: «Если не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни. Итак, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими (Быт 44:32–33).

Представляете, Иуда, зачинщик того, что произошло с Иосифом, насколько он изменился! Он готов пожертвовать собой для того, чтобы и отец, и его младший брат от жены-соперницы были спасены! Фактически мы можем говорить, что Иуда здесь выступает как искупитель.

И тут мы вспоминаем эту странную 38-ю главу, где рассказывается об Иуде. Иуда должен был невестке своей отдать третьего сына по закону левиратного брака, но не захотел. Закон не исполнил. Тогда его невестка Фамарь притворяется блудницей и зазывает к себе Иуду. Иуда приносит знаки своего достоинства — печать и посох, входит к ней, а потом узнает, что Фамарь беременна.

Представляете, какой это позор? Сначала для Иуды, потому что он допустил, что невестка беременна. А потом, когда он понимает, от кого она беременна, это вдвойне позор. Но Иуда понимает, что Господь попустил ему такое тоже не просто так. И если бы не было этой 38-й главы, этого случая с Иудой, еще неизвестно, как бы он себя вел в ситуации с Иосифом.

Дальше — счастливое воссоединение семьи. Однако конец Книги Бытия: отец умирает, братья боятся: «Что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отомстить нам за все зло, которое мы ему сделали?» (Быт 50:15). И посылают сказать Иосифу: «Отец твой перед смертью завещал, говоря: «Так скажите Иосифу — прости братьям твоим грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего» (Быт 50:16–17).

А что Иосиф? Иосиф плакал, когда ему говорили это. Пришли и сами братья его, и пали пред лицом его, и сказали: «Вот мы рабы тебе».

И Иосиф ответил: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога».

Для прощения и примирения Иосифу очень важно, что он ходит под Богом. Исполнилось Божие пророчество, и Иосиф смог спасти свою семью.

Псалмопевец учит нас молиться и в гневе

Противоположно прощению, казалось бы, — проклятие. Но давайте посмотрим: каким образом высказывается проклятие в Псалмах? Сначала призывается Господь, потом раздаются крики о том, чтобы какие только можно кары пали на темя злодеев. Дальше идут жалобы на то, что я-то был им другом, а они-то как со мной поступают. И, наконец: «Господи, я одинок, спаси меня!»

Для Ветхого Завета очень по-человечески высказать Богу, как ужасны враги. Но Давид обращается к Господу за справедливым судом, далее он говорит: «Я надеюсь, что я прославлю Тебя еще в собрании великом», и враги уже перестают доминировать в его сознании. Здесь важно увидеть очень простую вещь: когда псалмопевец высказывает свой гнев, он от него избавляется.

Когда мы говорим: «Господи, я Тебе предаю суд над ними», мы сами отказываемся от мести. Когда мы говорим: «Господи, мне плохо!», мы надеемся на то, что Господь нас восстановит и скажет: «Этот человек тебя обидел? Я тебя успокою».

Не надо думать, что к Богу мы можем приходить только со словами: «Господи, мы хотим полюбить наших врагов». Нет, мы можем ему высказать: «Этот человек меня предал. Он просто ужасен. У меня слов не находится, чтобы сказать, насколько я его ненавижу сейчас. Господи, но я к Тебе обращаюсь!»

Не обвиняй, а расспроси!

Давайте перейдем к Новому Завету и посмотрим, что говорится о врагах и ненависти к ним. Из Евангелия от Матфея: «Враги человеку — домашние его» (Мф 10:36). Это не о бытовых конфликтах. Это о том, что человек религиозно не воспринимает что-то. И что же делать тогда со своими родственниками? Обличить!

В иудаизме это просто. Можно задать вопрос: «Папа, мама, а как вы думаете, это соответствует Закону Божию?» Тут идея в том, что ты не обличаешь напрямую, не ругаешь, не судишь. Но вместе с тем всё становится ясно.

Из Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Расспроси друга твоего, может быть не сделал он того; и если сделал, то пусть впредь не делает» (Сир 19:13). Какой глагол: «расспроси». Не обвиняй, а расспроси.

Из Евангелия от Матфея: «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его. А если покается, прости его» (Мф 18:15).

В Послании к Ефесянам апостол Павел пишет: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте, ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть» (Еф 5:11–13).

Нужно не вынести суд, не судить, но сделать явными какие-то вещи, которые были непонятными для обидчика.

В Евангелии от Матфея говорится, что прежде, чем обличать, надо посмотреть: «Что ты хочешь вынуть соринку из глаза брата твоего, а бревна в своем глазу не чувствуешь?» (Мф 7:3)

Из Книги Притчей Соломоновых: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя. Обличай мудрого, и возлюбит тебя» (Притч 9:8).

Сплетни, доносы, публичное посрамление — это не обличение. Суд — это не обличение.

Из Евангелия от Матфея: «Если брат твой согрешит, обличи его в одиночку, не послушает тебя при двух и трех. При двух и трех не послушает, скажи Церкви, если Церковь не послушает, то будет тебе, как язычник и мытарь».

Идея тут в том, чтобы все-таки приобрести брата, а не воспользоваться этим механизмом для того, чтобы отсечь неудобного человека.

В Писании мы видим, что обличение часто начинается с вопросов. «Адам, где ты?»

Первая Книга Царств. Саул поставил себе памятник, и вместо того, чтобы убить вражеского царя, оставил его в живых, надеясь заключить сепаратный мир, да плюс еще животных (имущество) сохранил. И ему тоже задается вопрос уточнения: «А что это за блеяние овец и козлов, которое я слышу?» Но здесь обличение не срабатывает: «Да это не я, это народ».

Вторая Книга Царств. Господь послал пророка Нафана с притчей о бедном человеке с овечкой обличить Давида: «Ты тот человек, который сделал это. Зачем ты не почтил Господа и сделал злое пред очами Его? Урию ты поразил мечом; жену его взял себе в жены, а его ты убил мечом аммонитян». И отвечает Давид Нафану: «Согрешил я пред Господом». Здесь смиренное принятие Давидом обличения.

Иисус меняет наши представления о гневе, обиде, прощении

Христос меняет наши представления Нагорной проповедью и Своим отношением к людям. Но больше всего меняет тем, как Он встречает Свои страдания. Он не злословит взаимно, Он молится: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят» (Лк 23:34). Это действительно меняет отношение к прощению. Каждый раз, когда нам сложно сделать выбор в пользу прощения, для нас, верующих православных христиан, всегда есть с Кого взять пример.

Новый Завет говорит нам о прощении намного больше, чем сказано в Ветхом Завете. Христос оставляет заповеди:

«Да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 13:34).

«Прощайте, и прощены будете» (Лк 6:37).

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас» (Мф 5:44).

«Блаженны кроткие» (Мф 5:5).

«Вы соль земли, вы — свет мира» (Мф 5:13–14). И если вы так себя действительно ощущаете, вы не будете вести себя, как мелкий склочник.

«Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф 4:26) — это очень полезный стих. Если его понять буквально, это значит, все обиды должны закончиться до того, как ты лег спать.

Наука прощения

Христос хотел, чтобы мы все были едиными.

Если мы не прощаем друг друга, значит, в Церкви образуется трещина, и мы не можем быть общими детьми Одного Единого Отца. Невозможно себе представить — каково тогда Отцу.

Святитель Иоанн Златоуст выстраивает иерархию, как человек может тренироваться в принятии обиды. Не начинать обиды, не воздавать злом обидевшему. Не только не делать обижающему того, что ты претерпел от него, но и оставаться спокойным. Предавать себя злостраданию, подставить другую щеку. Отдавать больше, чем хочет взять причиняющий обиду: «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (Мф 5:40). Не питать к нему ненависти, даже любить его, благодетельствовать ему, молиться о нем Богу.

Когда человек начинает искать справедливость, это неостановимый процесс, потому что справедливости не существует. Все гражданские войны начинаются из поиска справедливости. И чем они заканчиваются? Вовсе не справедливостью. Потом все равно потребуется тот же самый путь примирения, только более длительный.

Все мы знаем о цепочках насилия: когда нас толкнули — мы на жену сорвались, жена на сына, сын пнул кошку и так далее.

Но у верующего человека есть опыт его прощения Богом: Бог прощает нас — мы можем дать прощение дальше.

Мы как христиане можем выразить негодование Богу и передать Ему суд, признав свое бессилие: «Я, Господи, ничего не могу сделать с этой ситуацией. Гнев меня душит, переполняет. Реши ее Сам».

Это есть уже и в Ветхом Завете, как мы рассмотрели выше, но и в Новом Завете апостол Павел говорит: «Если враг твой голоден, накорми его, напои его» (Рим 12:20). Что это значит? Это, можно сказать, и будет нашим обличением, но только не облеченным в слова. Мы будем показывать: «Я-то к тебе как друг, а ты что?»

Когда очень трудно простить

Есть, к сожалению, в мире изощренные и ужасные преступления — как в повседневной жизни, так и огромные по своим масштабам — например, события Холокоста.

И тут важно осознать: мы хотим, чтобы человек исправился, или мы хотим его только наказать? Если только наказать и устрашить общество — тогда расстрел. Если мы все-таки думаем о самом человеке, тогда пожизненное — шанс на покаяние и спасение.

И мы можем молить Бога о новом взгляде на случившееся. Мы все грешим, и Бог вообще-то всех нас любит, и на каждого надеется определенным образом.

Для христианина полнота прощения выражается в мирном духе, готовности благословить бывшего обидчика. И, в пределе, молиться: «По молитвам его, Господи, помилуй меня».

Но важно помнить, что примирение зависит от доброй воли другого человека. Навязчивое желание примириться во что бы то ни стало, даже в отсутствие покаяния обидчика, будет злом для обеих сторон.

От ненависти до любви НЕ один шаг

Переход от ненависти к приятию и любви — долгий путь. Мы можем возрастать в прощении, даже если нам нанесена очень глубокая рана.

Иисус пришел освободить нас силою Духа Святого, чтобы мы шаг за шагом шли по пути прощения. Он открывает нам такой взгляд на человека, под которым цепи насилия падают и стены разделения разрушаются. И где мы свободны любить так, как нас возлюбил Бог.

Лекцию Владимира Стрелова «Как это — простить? Ответы Библии» анализировала Татьяна Стрекопытова

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle