Как удержать пасхальную радость: 7 советов себе

Марина Филоник

Психолог, руководитель образовательного проекта «Психология для Церкви».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В разгаре пасхальных дней давайте снова вглядимся в евангельский текст о Воскресении. Медленно, молитвенно перечитаем, поставим себя на место мироносиц и поразмышляем над своей жизнью.

Читаем Евангелие от Матфея, 28-ю главу, стихи 1-10 в переводе Кулакова.

Помнить свой опыт полноты отчаяния

1 Прошла суббота. На рассвете первого дня новой недели Мария Магдалина и с нею другая Мария пришли осмотреть гробницу.

Великая Суббота. Бог умер и Он во гробе. «Да молчит всяка плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет». Мир замер, время остановилось. Для учеников наступило время великой депрессии: будущего нет, куда нам теперь идти? Кто-то затаился по домам и, кажется, в тот день природа знала больше, чем человеческое сердце.

Страх, ужас, безнадежность. Бессилие и беспомощность, доходящие до отчаяния. Нам не понять — наше стояние у Креста и у Гроба несет отблеск света Воскресения. А там — надежды рухнули, земля содрогнулась, солнце спрятало лучи. И теперь день покоя пронизан этим ужасом.

mironosicig2

Михаил Нестеров

Застывший воздух, в котором висит неизвестность. Вероятно, еще темно или чуть светает. Преодолевая страх, но движимые любовью к Учителю, маленькие женщины идут ко гробу, хотят позаботиться о Теле Спасителя. Даже немного по-деловому звучит: «пришли осмотреть гробницу». Любовь побеждает страх.

Если у меня был опыт переживания полноты отчаяния, когда никакой надежды уже точно нет, и потом вдруг ситуация резко изменилась, произошло то, что мы обычно называем чудом, — то, может быть, как говорит о. Вячеслав Перевезенцев, через проживание такого опыта происходит познание событий Страстной недели и Воскресения. И можно вспомнить, как это было у меня. И, может быть, меня тоже охватывал страх, а где-то рядом была любовь?

Не сомневаться в любви Бога ко мне

2 Вдруг случилось тогда сильное землетрясение, и с неба сошел ангел Господень. Подойдя к гробнице, отвалил он камень и сел на него.

3 Лик его был подобен молнии, а одежды — белы, как снег.

Если бы я была на месте тех женщин, что было бы со мной? Я бы, наверное, потеряла сознание от ужаса и страха (как стражники как раз).

«Вдруг» — ангел пришел внезапно, неожиданно, как и к Марии в благовещении. Бог нередко действует в нашей жизни совершенно неожиданно и на первый взгляд пугающе.

«Великое землетрясение» (перевод епископа Кассиана): Бог словно трясет землю за плечи, отряхивает ее от сна, даёт знамение того, что происходит что-то очень важное для всей земли, перезагрузка. Но люди всё равно не «просыпаются», не убеждаются, не решают круто изменить свою жизнь. Какой силы порой нужно мне землетрясение, чтобы у меня что-то изменилось (например, чтобы я поверил)? Какие еще знамения нужны мне, чтобы до меня, наконец, дошло, что мы живем ПОСЛЕ Воскресения Христа, в Новозаветное, а не Ветхозаветное время? А это очень много чего всерьез значит.

Например, это значит, что «ад упразднися и умертвися» — умертвился «блистанием Божества». Вы в это верите?

«Ад погиб, — как говорит владыка Антоний в проповеди Великой Субботы, — мертвый — ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения».

miro2-1

Михаил Нестеров

Еще это значит, что Бог меня (не вообще людей, человечество, а конкретно меня) любит безмерно. Даже когда я творю гадости и прочие беззакония, и не собирается наказывать, и не посылает скорби и болезни, беды за мои грехи или моих родных и близких. Тому, кто усомнится в Божьей любви, как и я порой, — прописано читать и перечитывать притчу о блудном сыне и об исцелении слепого, который болел не за грехи его или родителей, как думали люди. Читать медленно, три раза в день, до еды — до исчезновения симптомов сомнения в безусловной любви Бога ко мне лично и к противному соседу Васе, который меня обидел три года назад. В остальное время читать Евангелие.

Вернемся ко Гробу, куда пришли смелые мироносицы. Сияющий белый цвет — цвет Бога, сияния Его любви, света, тепла. Цвет чистоты, святости. На него невозможно смотреть, как на солнце…

Каково мне быть рядом со святостью или с какими-то очень добрыми людьми, с проявлениями безусловной любви? Комфортно ли мне? Могу ли я быть рядом и тянуться к этому свету, или начинаю уничижать себя / отворачиваться от их света / чувствовать свое недостоинство?..

4 В ужасе от страха задрожали стражники и упали перед ним, как мертвые.

Не знаю, как вы, а я бы тоже так упала.

5 «А вы не бойтесь! — сказал ангел женщинам. — Я знаю, что вы ищете Иисуса распятого».

Похоже, женщины тоже сильно испугались (нормальные люди). Интересно, что ангел не обращается к стражникам, обращается к женщинам. Возможно потому, что знает их мотивацию, зачем они пришли в это место в это время. Бог так же знает мою мотивацию. И если я ищу Иисуса, как эти женщины, то ангел тоже мне говорит: «не бойся!». Нам нечего бояться, если мы ищем Господа. Может быть, в какой-то момент мы Его не видим, как женщины тогда. Нам может казаться, что Его нет или Он далеко, но важна мотивация. Если я ищу Его – мне нечего бояться, потому что Бог знает мою мотивацию, как и ангел.

Не забывать ответы Бога на мои вопросы

6 «Его здесь нет — Он воскрес, как вам и говорил. Пойдите, сами осмотрите место, где Он лежал,

263382.p

Михаил Нестеров

Иногда нам дается возможность удостовериться в чем-то, в чем мы сомневаемся. Трудно поверить словам Господа о воскресении, и Бог дает возможность в этом убедиться. Он Сам приходит в апостолам, к Фоме, или вот ангел показывает место в гробе женам-мироносицам. То есть, сомнение может быть нормальным, мы не всему, что сказано в Евангелии, можем поверить на слово и хотим убедиться опытно. И Бог на это откликается, как с Фомой. Трогательно, буквально так откликается. И, может быть, стоит задуматься: возможно, в моей жизни были ситуации, когда Бог давал мне явные подтверждения? Но как часто они потом быстро забываются! Знаю по себе.

Жены один раз вошли в гробницу. И потом, вероятно, не бегали туда снова и снова, чтобы убедиться еще и еще раз. Вместо этого они пошли исполнять то, что повелел им Иисус. То есть, вместо копаний в своих сомнениях, пошли и занялись делом. Важным делом, потому что в этом была воля Божия.

Полезно мне вспомнить явные ответы Бога, когда они были в моей жизни, и стараться жить в соответствии с ними: Господи, спасибо Тебе, что и от меня Ты не скрывал Себя!

Решительней реализовывать добрые намерения

7 затем ступайте сразу к Его ученикам, скажите им: «Иисус воскрес из мертвых. Он будет в Галилее прежде вас. Там вы увидите Его!» Запомните же, что я сказал вам».

«Сразу» — иногда в какой-то важной ситуации надо действовать быстро. Иногда нужна скорая решимость (в т. ч. в преодолении страха). Вряд ли женщинам было так легко пойти и рассказать все ученикам, они тоже могли иметь свои социальные страхи (что подумают про них ученики?). Ведь разве женщина может сказать что-то путное, опять очередные басни, которым нельзя верить – слишком недостоверен источник…

«Запомните же» — подчеркивается важность события и важность того, что надо сделать то, что сказано. Женщины сами бы не поняли важность — им надо напоминать? Насколько мы сами умеем различать важное от второстепенного?

Но не всегда надо действовать быстро — пример с Иродом и дочкой Иродиады, которая с поспешностью побежала к матери и потом к Ироду — быстрее все сделать, пока он не передумал.

Господи, дай мне разумения и мудрости, а также открытости сердца, чтобы слышать Тебя и отличать Твой голос от остальных, важное от неважного, необходимость спешить от необходимости замедлиться. Сам сделай меня скорым на добро и медленным на зло!

Делиться духовной радостью

8 Охваченные благоговейным трепетом и полные великой радости, покинули они гробницу и побежали, чтобы сообщить эту весть ученикам Христа.

Благоговейный трепет и великая радость — плоды встречи с божественным, почти универсальные (еще можно было бы добавить мир). Был ли у меня такой опыт? Может быть, я его забыла и мне надо, чтобы ангел напоминал?

0_19a6de_600ad618_XXXL

Евгений Демаков

«Побежали, чтобы сообщить» — когда радость переполняет, трудно ею не делиться. Делюсь ли я с другими своим опытом встреч с Богом и т. п.? Многое интимно, но может быть чем-то нужно делиться? Почему-то в Православии это порой бывает не принято. Возможно, это целомудренное умалчивание о великом («не мечите бисер»), но может быть, порой это просто малодушие или страх непонимания, избегание миссионерства по разным причинам. Интересно, кстати, по каким? Миссионерски тащить родственника в храм или осуждать его за несоблюдение поста у нас вполне принято, воспитывать неправильно стоящего, не вовремя зашедшего и не с тем внешним видом – тоже вполне нормальная форма миссионерства. А делиться своим опытом отношений с Богом – как-то не принято, стыдно что ли, вроде как неприлично, нескромно.

В Евангелии много мест, где мы призваны к апостольству. «Идите и научите все народы». Апостолом стала самарянка (а мы знаем ее «историю»), кровоточивая свидетельствовала публично, исцеленные порой почти кричали — не могли молчать. Зачастую не так важно, какой я, как важно то, что я делаю, на что решаюсь. Может быть, я никогда не стану лучше. Если за последние десятки лет я вряд ли могу похвастаться заметным возрастанием, то почему думаю, что уж за следующий пост точно изменюсь. Но важно, делаю ли я уже сегодня то, к чему призван. Или я откладываю жизнь на завтра? Для начала же надо стать совершенным или хотя бы хорошим!

Мироносицы не думали, достойны ли они такой чести, достаточно ли они соблюли все необходимое, хорошо ли покаялись и вообще — может быть они в ереси и в прелести? Они поверили и исполнили, были захвачены трепетом и радостью и просто… «побежали». По-другому они и не могли.

Чуть меньше рефлексии

Пишу эти строки, наверно, во многом для себя, потому что каждый раз, когда я берусь писать или говорить что-то подобное — то есть дерзаю рассуждать о Боге, причем вслух — ко мне тут же приходят отравляющие мысли: «кто ты такая?» и «куда ты лезешь?», которые тащат за собой депрессивность, виноватость, какое-то дурацкое неудобство и прочие токсины. И это длится не один год и пока не лечится. Но, может быть, мне нужно меньше думать о себе в данном случае — что я и пытаюсь делать. Мироносицы точно не думали.

9 Вдруг предстал пред ними Сам Иисус. «Радуйтесь!» — приветствовал Он их. Они устремились к Нему и стали обнимать ноги Его и поклонились Ему.

Удивительное продолжение! Сам Господь сначала приходит к этим женщинам, а потом уже к ученикам. Почему? Что такого у них есть, что они удостоились быть первыми, кто увидел воскресшего Иисуса? Один из ответов, что они были движимы любовью и, собственно, поэтому пришли рано утром ко гробу. Все боялись. Ученики боялись и сидели дома. Страх и мрак, Учитель умер, что теперь делать? А женщины, пришли. И поверили ангелу. И тут же побежали — в простоте и без трехэтажной рефлексии. Я бы еще десять раз подумала, а точно ли это ангел, а не галлюцинация ли это, а не ослышалась ли я, а может быть у меня психоз, а может быть это была метафора и надо понять как-то иначе — и т. д. и т. п.

Бежали. Падают перед Ним и «ухватились» за ноги Его. Важен телесный контакт, важно прикоснуться, схватиться, обнять – естественная человеческая реакция, к сожалению, в наше время в нашей культуре порой сдерживаемая или табуированная. (О важности телесного контакта можно отдельно много говорить.) «Радостию друг друга обымем». Кровоточивая прикоснулась. Часто Иисус исцеляет через прикосновение. Хватаюсь ли я за Господа, за Его ноги или край одежды? Если бы я был на месте тех женщин, какова была бы моя реакция?

Больше любви

10 «Не бойтесь! — сказал Иисус. — Ступайте и братьям скажите Моим, чтобы шли они в Галилею! Там увидят Меня».

И снова «Не бойтесь!» Иисус, по сути, повторяет то, что сказал ангел. Иногда Бог нам говорит одно и то же по много раз подряд. И, возможно, это для того, чтобы мы наконец уже поверили и приняли какое-то Его послание.

Почему-то Бог использует женщин, чтобы они благовествовали. Ведь Он мог бы просто Сам прийти к братьям и все. Бог хочет использовать нас, чтобы мы тоже несли весть о Нем, может быть, даже ученикам, как эти мироносицы. Как я могу рассказывать братьям о воскресшем Господе? Что бы это могло означать в моей жизни? Но для этого у меня должен быть опыт встречи с Ним, как это было у этих женщин. Похоже, это важное условие миссионерства: эти жены СНАЧАЛА встретили ангела и Иисуса, а ПОТОМ пошли к ученикам. А еще у них была любовь – второе важное свойство миссионера.

В один небольшой отрывок Евангелия вместилось так много моей жизни. Пасхальные события случились две тысячи лет назад, но я проживаю их и сейчас, вместе с Живым Богом.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle