Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Как выжить в Церкви

Восемь инструкций по преодолению внутрицерковных проблем

Недавно организованная нами лекция о психологических манипуляциях в Церкви вызвала чуть ли не ажиотаж. И это плохой признак — значит, тема действительно актуальна. Сегодня мы подобрали ряд книг и лекций, осмысляющих внутрицерковные проблемы. Надеемся, они не разожгут споров и никого не введут с соблазн. Надеемся, что они хоть немного помогут решить наши общие трудности.

Начнем с цитаты из нашей первой инструкции — «Писем Баламута», где выражено главное — нечто такое, что христианам никогда не стоит забывать.



1.«Письма Баламута» — книга о духовнойПисьма Баламута жизни: переписка старшего беса с младшим, которому дали задание искушать христианина-неофита. Один из главных бесовских ходов — не только, думается, в этой книге Льюиса, но и в жизни — искушать христианина Церковью. Вот что пишет старший бес своему «молодому коллеге»:

«Один из великих наших союзников в нынешнее время — сама церковь. Пойми меня правильно. Я говорю не о той самой Церкви, которую мы видим объемлющей пространство и время, укорененной в вечности, грозной, как полки со знаменами. Это зрелище, признаюсь, способно устрашить самых смелых искусителей. Но, к счастью, та Церковь невидима для людей. Твой подопечный видит лишь недостроенное здание в псевдоготическом стиле на неприбранном строительном участке. Войдя же внутрь, он увидит местного бакалейщика с елейным выражением лица, а тот предложит ему лоснящуюся маленькую книжку, где записано содержание службы, которое никто толком не понимает.

Максимально используй разочарование и упадок, которые неминуемо настигнут его в первые же недели по обращении. Враг попускает это разочарование на пороге каждого человеческого дела. Враг идет на риск, связанный с этим разочарованием, так как лелеет надежду, что эти отвратительные маленькие создания станут его свободными приверженцами и служителями. Он вечно называет их «сыны», с упорным пристрастием унижая весь духовный мир неестественной любовью к двуногим. Не желая лишать их свободы. Он отказывается силой вести их к целям, которые поставил перед ними. Он хочет, чтобы они «шли сами». Здесь–то и кроются наши возможности».



 

Психологические манипуляции в Церкви — как распознать и что делать2. Наталия Скуратовская «Психологические манипуляции в Церкви — как распознать и что делать»

«Мы все тут работаем во славу Божию!», «Вы что, будете спорить с благословением?!», «Где же ваше смирение?»… Психологические манипуляции в Церкви — не редкость. И бьют они больно — ведь люди ждут от Церкви искренности и поддержки.

После столкновения с манипуляцией одни разочаровываются в Церкви как таковой. Другие смиряются с необходимостью постоянно жертвовать своими интересами и испытывать навязываемое чувство вины. А кто-то усваивает манипулятивные приёмы как «норму Церковной жизни» и начинает сам их применять.

Но есть и другой путь — своевременно распознавать манипуляции и адекватно им противостоять, не провоцируя конфликтов. Именно этому и будет посвящена наша встреча:

— какие манипуляции особенно типичны для православной среды,
— как меньше сталкиваться с ними при работе в Церкви и в духовном окормлении,
— какие причины подталкивают человека к манипулятивному поведению, — что этим причинам можно противопоставить,
— какие наши особенности делают нас удобной жертвой манипуляций.



«Где же радость о Христе?!» Православные «неврозы» и психологические подмены3. Марина Филоник «Где же радость о Христе?! Православные неврозы и психологические подмены»

«Все делаю правильно, а радости нет, даже на Пасху», «порой мне стыдно идти к Богу — таких как я невозможно простить», «отслужила 40 молебнов, а он все равно умер», «все соблюдаю, а толку мало — наверное, Бог меня не слышит, не любит, Ему нет до меня дела».

Человек приходит в Церковь и начинает благочестивую жизнь: соблюдает посты, ходит на службы, приступает к Таинствам. Но бывает, что за всем этим он так и не встречает Живого Бога. Когда проходит первое воодушевление, становится очевидно, что посты и молитвы сами по себе не приносят радости. Он злится и унывает, а близким с ним еще труднее, чем до его прихода в храм.

 

 



«Молюсь, пощусь, а ничего не меняется»4. Иерей Антоний Лакирев «Молюсь, пощусь, а ничего не меняется»

Когда мы пришли в Церковь 10, 15, 20 лет назад, у нас было столько вдохновения! Каждая служба была важной, каждая исповедь — событием, каждый пост — эпохой, каждая книга — откровением. Мы постоянно менялись, мы чувствовали, что Бог рядом и сопровождает нас на жизненном пути.

Прошло ли это совсем? Нет, что-то осталось. Но церковная жизнь стала для нас куда менее важной, а книги о духовном — куда менее интересными. И главное — мы остались с теми же самыми грехами и немощами, которые как будто уже начали побеждать 10, 15, 20 лет назад.

Нормально ли это? Что с этим делать? Можем ли мы как-то обновить наши отношения с Богом?

 

 



5. Протодиакон Андрей Кураев «Христос болеетЛекции протодиакона Андрея Кураева христианами»

Большая лекция с ответами на вопросы. Отец Андрей свой разговор о современной жизни Церкви основывает на следующей цитате из святителя Григория Нисского: «Если бы все мы были Христовы, и Христос был бы Божий, был бы покоршимся. А если мы еще не Христовы, то не Божий и Христос, болезнующий о нас. Итак, когда все будем Христовы, тогда и Христос будет Божий».

 

 

 

 

 



Побелевшие нивы6. Протоиерей Александр Борисов «Побелевшие нивы»

«Посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве…» (Ин., 4:35)

Книга замечательного пастыря наших дней отца Александра Борисова. «Побелевшие нивы» были написаны отцом Александром в 1983 году. Книга пытается «осмыслить те препятствия на пути ко Христу, которые возникают перед нашим современником, переступающим порог православного храма, а также возможности преодоления или устранения этих препятствий сейчас или в будущем». Несмотря на то, что за прошедшие 30 лет ситуация в стране и Церкви кардинально изменилась, очень многое в «Побелевших нивах» остается остро актуальным.

Отец Александр Борисов пишет: «Происходит странная вещь: с одной стороны — Церковь влечет к себе, так как она, несомненно, несет самую возвышенную истину, с другой стороны — в ее жизни есть, очевидно, много такого, что становится преградой между этой истиной и людьми, которые в ней нуждаются.

Почему так происходит? Что является такой преградой? В этих заметках читатель встретится с критикой нашей Церкви, подчас, быть может, довольно резкой. 

1. Без критики всего того, что мешает проповеди Евангелия, невозможна и сама проповедь.

2. Подобно тому, как без размышлений над личными недостатками невозможно никакое движение вперед, к большей зрелости, точно так же без размышлений о недостатках нашей Церкви, в том, что касается человеческой стороны ее, невозможно и ее возрастание.

3. Критика архаических и просто нехристианских моментов в жизни нашей Церкви, исходящая от самих членов Церкви, создаст больше доверия к нам и нашей вере. Очень часто принятию христианства и вхождению в Церковь препятствуют вещи, имеющие мало общего как с подлинным христианством, так и с подлинной Церковью, — то есть искажения и заблуждения, и если мы сами будем об этом думать и говорить, то мы уберем преграды с пути ко Христу для многих людей».



7. Филип Янси «Много шума из-за Церкви» Много шума из-за Церкви

Прекрасная книга о том, зачем нужна Церковь и «как в ней выжить», о том, как найти себе общину. Книга, хоть и написанная протестантом, должна показаться интересной и полезной и православному человеку.

«Эрл Палмер, пастор, защищавший церковь от нападок критиков, рассказывал, что они говорили, что в церкви полно лицемеров, церковь преследуют неудачи, церковь не похожа на новозаветную модель. Палмер ответил очень живо:

— Когда школьный оркестр пытается сыграть Девятую симфонию Бетховена, результат всегда отвратительный. Я не удивлюсь, если во время каждого такого исполнения старый Людвиг переворачивается в гробу, несмотря на свою глухоту. Вы спросите: «Зачем же стараться? Зачем взваливать на бедных ребятишек непосильное бремя исполнения бессмертной Бетховенской симфонии?». Даже Чикагский симфонический оркестр не может исполнить ее идеально!

Отвечу так: благодаря игре школьного оркестра некоторые слушатели в первый и единственный раз в жизни узнают, что Бетховен написал великую Девятую симфонию. Их игра далека от совершенства, тем не менее для них это единственный шанс услышать бетховенский шедевр.

Всякий раз, когда я начинаю испытывать какое–либо недовольство на богослужении, мне вспоминается сравнение Эрла Палмера. Возможно, нам никогда не удастся сыграть свою партию так, как написал ее Великий Композитор, но только благодаря нашему исполнению эти звуки может услышать хоть кто–нибудь на земле».



О достоинстве христианства и недостоинстве христиан8. Николай Бердяев «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан»

Инквизиторство, ханжество, лицемерие, враждебность, узость и т. д. и т. д. — недостоинство христиан разве не говорит о недостоинстве христианства как такового? Конкретная жизнь христиан, конкретные их грехи всегда были лучшим аргументом противников христианской веры. Однако можно ли судить о каком-либо идеале по его НЕвыполнению (ведь тогда идеала просто нет)? Разве люди, не выполняющие тот или иной исповедуемый ими идеал, еще имеют к нему какое-нибудь отношение? Если христианин ненавидит, то не очевидно ли, что он уже предал религию любви (и что он — нехристианин)? Или мягче: не правильнее ли судить о природе того или иного идеала по нему самому, объективно? (в конце концов, любой идеал невыполним — мы можем лишь бесконечно приближаться к нему по асимптоте).

Идеал должно судить по его высшим проявлениям, никак не по низшим (по удачам, а не неудачам). На тысячу ложных гипотез приходится одна верная — и мы не отвергаем науку, на тысячу бездарных книг — одна гениальная, но мы не прекращаем писать и читать. Христианский идеал высок, бесконечно высок, и судить его надо по святым, а точнее по Самому его Идеалу — Христу. Христианство — это Христос, а христиане — те, кто хочет быть с Ним. Те, кто не идет Его путем, — не христиане (когда мы думаем об апостолах, было бы крайне неадекватно думать только об Иуде). Бердяев пишет:

«Душа человеческая хотела бы увидать Истину христианства без посредства той лжи, которую привнесли в нее христиане, хотела бы приобщиться к самому Христу. Из-за христиан забыли о Христе, перестали Его видеть. Христианское возрождение и будет прежде всего обращением к Христу, к самой Христовой Истине, освобожденной от человеческих искажений и приспособлений. Сознание непреодолимости первородного греха не должно ослабить в человеке сознание своей ответственности за дело Христово в мире и парализовать энергию в служении этому делу. Реальное осуществление христианства, Христовой Правды и Христовых заветов представляется иногда людям непосильной, безнадежной задачей. Но ведь само христианство учит нас тому, что одними человеческими силами оно не может быть осуществлено в жизни. Невозможное для человека возможно для Бога. Верующий в Христа знает, что он не один, что Сам Христос с ним и что Правду Христову он призван осуществлять в жизни вместе с самим Христом, своим Спасителем».

 Нужна помощь

Фотография Ефима Эрихмана для портала «Православие и мир»

Три лекции из предложенных —  записаны в лектории Предания.ру. На последней лекции, как видно на фото, был аншлаг — не хватало ни стульев, ни места, чтобы их поставить. И каждая из этих лекций оставляет огромный след: благодарности, критика, комментарии, — и изменения в жизни слушателей.
Чтобы мы и дальше проводили такие лекции, приглашали лучших спикеров и платили им достойный гонорар — пожалуйста, поддержите нашу работу.

 ПОМОЧЬ