Как же настроить свое сердце на Рождество Христово?

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Наступил Рождественский пост, ведущий нас к встрече с Богомладенцем Христом. Мы ждем этого, предвкушаем радость службы, теплое общение с родными и близкими, возможность поделиться счастьем и надеждой с теми, кто нуждается в нашей поддержке и любви.

Однако в этом году этот пост будет проживаться иначе, чем обычно. Период самоизоляции для многих стал шоком. Постоянно сообщается о новых заболевших, смертях, принимаемых мерах. Многие переболели сами, у кого-то болеют родные, кто-то потерял близких. Многие и сейчас вынуждены сидеть дома. Чего стоят только закрытые для прихожан храмы на Пасху, и ведь это может повториться и на Рождество! Встает множество вопросов, проблем: с детьми, пожилыми родителями, с работой и собственным настроением… Так важно не опустить руки, не озлобиться, а сохранить радость, надежду и мир с собой и окружающими!

Как же настроить свое сердце так, чтобы наша радость не зависела от того, сможем ли мы пойти в храм на праздничную службу, разрешат ли собираться вместе, участвовать в делах милосердия?

Один из способов это сделать — молитва, и цикл текстов Рождественской рассылки, который мы публикуем в блоге, посвящена тому, чтобы свежим взглядом посмотреть на то, какой она может быть в меняющихся условиях нашей жизни.

Прежде всего поговорим о том, в чем важность молитвы, какой она может быть, зачем мы молимся и с какими трудностями сталкиваемся в молитве.

Молитва — встреча с Богом

Протоиерей Александр Мень называет молитву «полетом сердца к Богу». У каждого человека бывают моменты, когда его душа невольно устремляется ввысь в молитвенном порыве. Трагические переломы жизни, трепет души, охваченной творческим подъемом или соприкоснувшейся с красотой, — все это может пробудить в нас устремление к Богу в мольбе, благодарении, радости.

Но молитва — нечто большее, чем просто переживание. Молитва дает человеку силу, потому что она связывает его с Богом. Такая молитва дается Богом, чтобы мы почувствовали Его присутствие, захотели еще раз встретиться и искали Его. Чтобы найти Бога, нужно научиться молиться, открыть для Него свое сердце и ум, позволить Богу действовать в нас и в нашей жизни. Ведь Бог действует в каждом из нас настолько, насколько мы Ему позволяем. Именно в молитве происходит встреча человека с живым Богом.

Молитва – это глубокие личные отношения. Они совершенно добровольные: Бог не принуждает нас к ним, как и мы не можем заставить Его встретиться с нами. Подлинные отношения могут быть только во взаимной свободе.

Часто молитва ассоциируется с просьбами к Богу в трудных ситуациях и чтением особых текстов на разные случаи жизни. Действительно, когда не хватает слов, на помощь приходят молитвы, составленные Церковью. Но не обязательно. Обращаться к Богу можно по-разному: читая канонические тексты, обращаясь своими словами, проливая слезы, воспевая песнь или просто предстоя перед Ним в безмолвии.

Святые отцы называли молитву дыханием духа. Молитва — как пребывание в постоянном общении с Богом — была естественным состоянием человека до грехопадения. «Есть дыхание в теле — живет тело; прекратится дыхание — прекращается жизнь. Так и в духе. Есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет жизни в духе», — пишет святитель Феофан Затворник.

Хотя часто в молитве мы отталкиваемся от конкретных ситуаций нашей жизни: молитва больше, чем просто инструмент для решения своих проблем. Главное в молитве — сама встреча с Богом, предстояние перед Ним. Молитва возводит молящегося к тому, чтобы побыть с Богом, соприкоснуться с Ним, ощутить Его присутствие. Это чувство Божьего присутствия пережили апостолы на горе Фавор. Когда Петр, Иаков и Иоанн увидели Христа сияющим, они не знали, что говорить. И Петр сказал: «Хорошо нам здесь быть» (Мк 9:5).

Поделитесь, пожалуйста, в комментариях своим молитвенным опытом. Как вы воспринимаете молитву? Что вам сложно? Что созвучное сказанному вошло в ваш опыт? Мы будем рады вашим откликам и постараемся учесть их в дальнейшем.

Молитва — это диалог

В Книге Бытия приводится разговор Авраама с Богом (Быт 18:22–33). Авраам знает, что перед ним Бог, но он торгуется с Ним за жизнь людей в Содоме и Гоморре, понимая, что им суждено погибнуть за свои грехи. Авраам спрашивает, не пощадит ли Бог город ради живущих в нем праведников? Он ищет справедливости. Бог отвечает, что если там есть праведники, Он и нечестивых пощадит. Тогда Авраам начинает измерять глубину милосердия Божия — а если будет всего пятьдесят праведников? А если сорок, тридцать, двадцать? Доходит до десяти. И если десять, говорит Бог, тоже пощажу.

Какой удивительный пример молитвы! С Богом можно разговаривать, можно просить за других людей, можно выяснять, что Он считает правильным, а что нет. Это настоящий диалог. И Авраам в нем не пустое место. Он может общаться с Богом, узнавать, что Бог хочет на самом деле, каков Он.

Молитва предполагает не только наше обращение к Богу, но и Его ответ. И важно услышать этот ответ. Он не всегда приходит непосредственно во время молитвы, но она никогда не бывает безответной. В молитве Бог открывает Себя человеку, и нужно быть готовым к тому, что Он может оказаться не таким, каким мы Его представляли. Часто наши представления о Боге и о том, чего Он от нас хочет, не соответствуют реальности, и только Он Сам может нам открыть Себя и Свою волю. Поэтому святые подвижники советуют, приступая к молитве, постараться ничего себе не представлять, отрешиться от всех образов, которые создает наше воображение.

Сейчас многие увлекаются медитацией, практиками осознанности и считают, что ими вполне можно заменить молитву. Как вам кажется, что упускают эти люди?

Необходимость молчания

Встреча с Богом происходит в тишине и молчании. Шум, который мы создаем, заглушает Его присутствие. Когда мы научимся молчать, голос Бога станет слышен, и мы сможем наконец вслушаться в Его слова. И это будет уже не только наше размышление — возможно, мы услышим Его Самого. Наша главная задача заключается именно в этом — научиться слушать не себя, а Бога, и узнавать, чего ждет от нас Он Сам.

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал про одну женщину, которая никак не могла услышать ответ Бога на свои молитвы. Она говорила владыке: «Бог молчит, когда я молюсь». А он ей сказал: «Но ведь, мадам, вы же не даете Ему вставить слова… что-то такое у вас в голове шумит. Как вы можете услышать Его тихий голос, когда вы все время о чем-то Ему сообщаете?»

Дело в том, что мы не умеем побыть во внутренней тишине даже нескольких мгновений, а только там мы можем встретить Бога, обрести источник счастья, силы, полноты и красоты жизни. Молитва связывает наш дух с самим Источником жизни. Ее не заменят ни богословские теории, ни добрые дела. Важно учиться минутам уединения, хотя бы иногда побыть в тишине, не только внешней, но и внутренней. Постараться затихнуть, остановить бесконечный поток мыслей, вслушаться. Вдруг в этот момент Бог нам ответит?

У каждого — свой образ молитвы

Молитвенное общение с Богом не подчинено каким-то строгим внешним правилам. Как и не существует абсолютного идеала отношений человека с Богом. В христианской традиции есть много образцов молитвенного общения с Богом, на которые стоит равняться. Их можно найти в Священном Писании, в житиях святых, в творениях Святых Отцов. Эти образцы даются нам не для внешнего подражания, а как примеры того, какими разными могут быть отношения с Богом.

Духовная жизнь каждого человека индивидуальна. Она зависит от характера человека, его личностных особенностей. Поэтому нет универсальных инструкций, как молиться, сколько молитв прочитать, сколько поклонов сделать, чтобы отношения с Богом начались. Нет готовых ответов, как жить. Молитва – это не алгоритм действий, это жизнь с Богом как с Личностью. И она может быть разной. Одна молитвенная жизнь у монаха, совсем другая у мирянина. У каждого своя интенсивность, свой ритм и особенности. И любой христианин в какой-то момент оказывается перед выбором того пути спасения, который ему подходит. Это проявление нашей свободы, когда мы берем на себя ответственность за свою жизнь, свои поступки. На это нужна смелость, решимость и надежда на Бога.

Но существуют основные принципы и формы молитвы, которые столетиями вырабатывались на протяжении всей истории человечества. Церковь хранит этот многовековой опыт молитвы. Попробуем к нему приобщиться. У святителя Феофана Затворника есть маленькая, но весьма полезная книга «Четыре слова о молитве», на которую мы будем опираться.

Какой может быть молитва

Есть такое понятие «молитвенное делание». Это путь, который ведет нас к Богу, на котором у нас складываются отношения с Ним. Кажется, что проще и естественнее для нас, как не молитва? Но не у всех и не всегда сердце бывает устремлено к Богу. Научиться молиться — это особый духовный труд. Сам Господь и Святые Отцы учат нас, как нужно молиться.

Предел молитвы

Мы призваны к тому, чтобы наше общение с Богом, молитва была непрестанной. Это не только особое действие, когда я открываю молитвослов и читаю молитвы. Вся жизнь христианина должна быть пронизана молитвой. Апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь» (1 Фес 5:17). Непрестанная молитва — это наша обращенность к Богу в каждую секунду нашей жизни, чтобы мы жили не сами по себе, а вместе с Ним, чтобы Он действовал в нас. Об этом говорил преподобный Серафим Саровский: цель христианской жизни — стяжание Духа Святого. Наше постоянное предстояние пред Богом, ощущение Его присутствия, нацеленность на Него, сопоставление с Ним всего, что мы собираемся сделать, — это и есть молитва.

Первый способ

Молиться можно по-разному. Все, что мы делаем в жизни, может стать молитвой, общением с Богом. Самый простой и понятный способ — словесная молитва. Мы обращаемся к Богу со словами сами или слушаем и участвуем в молитве других. Большинство людей не может молиться в течение всего дня, многие из нас живут в очень интенсивном ритме, нам приходится делать множество дел. Поэтому нужно находить хотя бы какое-то краткое время, чтобы вспоминать о Боге и обращаться к Нему с краткими молитвами своими словами. Можно попросить благословения на день или какое-то дело, поблагодарить за что-то хорошее, что произошло с нами, поделиться тем, что беспокоит или огорчает, и попросить помощи, а перед сном поблагодарить за день и попросить прощения за все недостойные поступки и грехи, которые мы совершили. С Богом мы можем говорить обо всем, что нас волнует.

Не все могут своими словами обращаться к Богу, поэтому используют в своей практике молитвы, составленные другими людьми. Для этого существуют специальные сборники — молитвословы. Содержащиеся в них молитвы написаны святыми и людьми высокого духовного опыта. Читая эти молитвы, мы приобщаемся к их духовной жизни и учимся сами молиться.

Важно понимать, что молитвословие — не всегда молитва. В молитвословии должен участвовать не только язык, но и ум, и сердце. Только тогда оно становится молитвой. Богу нужны не слова, а наше сердце, поэтому важно, чтобы каждое слово молитвы было нами глубоко пережито.

Второй способ

Молитвой может быть богомыслие —размышление о Боге и Его Слове, Священном Писании. Когда мы любим какого-то человека, наша мысль постоянно обращается к нему. Так же бывает и с теми, кто любит Бога. Мы думаем о нашем отношении к Нему, исполняемся доверием, благодарностью, покаянным чувством. Мы размышляем о Его величии, благости, любви к человеку.

В повседневной жизни есть много моментов, когда мы можем мысленно обращаться к Богу. Отдых, прогулки на природе, чтение, встречи с людьми, наша деятельность — все это открывает возможности для богомыслия. Важно научиться постоянно чувствовать себя перед лицом Бога. Тогда вся жизнь будет неразрывно связана с Ним. Все прекрасное, что нас радует, исходит от Него. И красота мира, и радость труда и человеческого общения. Он дал нам саму нашу жизнь, трудную и прекрасную, чтобы мы шли по ней, открывая и созидая Его Царство.

Часто обращаясь мыслями к Богу, мы постепенно учимся смотреть на все в связи с Богом. Например, находясь в толпе, можно вспомнить, что вокруг нас люди, которых Господь так любит, что пострадал за них. Смотря на лес или реку, мы знаем, что все это Божие творение.

В духовных размышлениях может помочь чтение, особенно чтение Писания. Сосредоточенное, молитвенное чтение должно быть неспешным, с остановками, во время которых мы обращаемся ко Христу с молитвой, прося Его просветить наш разум. Открывая Священное Писание, мы входим в мир Божественного Слова. И это вхождение — уже молитва.

Темы для богомыслия могут быть разными. Их можно брать из Священного Писания (краткие изречения, конкретные события священной истории), песнопений и отдельных молитв, из творений Святых Отцов.

В размышлении важно следить, чтобы оно не превращалось в нечто отвлеченное, абстрактное. Оно всегда связано с нами, с нашей жизнью и должно ощущаться как предстояние Богу. Сознание Его присутствия здесь очень важно.

При этом может быть опасность перейти от рассуждения к воображению и принять свои эмоции и чувства за истинные духовные переживания. Поэтому в молитве и духовных размышлениях нужно быть осмотрительным и специально не вызывать в себе какие-то чувства. Большинство восточных подвижников считает недопустимым вообще любой элемент воображения в богомыслии.

Третий способ

Наши дела тоже могут стать молитвой, если мы их делаем во славу Божию, посвящаем их Богу.

У многих из нас есть представление, что есть часть нашей жизни, связанная с Церковью, с Богом, а есть другая — где мы ходим на работу, в магазин, занимаемся домашними делами — она не имеет отношения к Богу. Но жизнь не делится на церковную и повседневную. И мы это видим на примере жизни Иисуса Христа в Назарете. Иисус вышел на проповедь только в тридцать лет. До этого Он учился у Иосифа плотницкому делу, строительству, после его смерти зарабатывал на жизнь и содержал Свою Мать — жил незаметной жизнью обычного человека. И все эти тридцать лет Бог уже пребывал в этом мире. Это значит, что есть только одна жизнь, и она не делится на священное и несвященное. Вся наша жизнь должна быть освящена.

Всякое дело можно делать во славу Божию, постоянно обращаясь к Богу за помощью или с благодарением, посвящая все свои труды Ему: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор 10:31). Таким делом ради Бога могут стать уборка, стирка, приготовление еды, когда мы заботимся о своих близких, о порядке и красоте в доме, игры с детьми, добросовестное выполнение своей работы. Это может быть служение за пределами своей семьи. Вокруг нас достаточно страдающих, нуждающихся, больных и старых людей, которые ждут помощи. «То, что вы сделали одному из братьев Моих меньших, вы сделали Мне», — говорит Господь (Мф 25:40). И поэтому служение ближним — это форма молитвы, форма служения Богу.

Есть хороший способ проверить, есть ли воля Божия на какое-то дело, — честно ответить себе на вопрос: могу ли я это сделать во имя Божие? Если да, то все в порядке, можно делать. Если же нет, то, скорее всего, это нечто греховное, и стоит воздержаться от такого дела.

Больше, чем способ

Высшая форма молитвы — внутренняя молитва, непрестанное обращение ума и сердца к Богу. Сятитель Феофан Затворник называет ее горением духа. Такая молитва — дар Божий. Тому, кто стяжал благодать Божию, уже не нужно молиться словами, Сам Дух Святой молится в его сердце. Молитва становится постоянным состоянием духа.

Это состояние достижимо для всех. Каждый хоть раз чувствовал во время молитвы прилив теплоты и стремления к Богу. Чтобы такое состояние стало постоянным, нужно просить об этом Бога и продолжать молиться с помощью слов. Видя наши усилия, Бог даст постоянство и сосредоточенность уму и Сам будет нашим учителем в молитве. «Когда трут дерево о дерево, оно согревается и дает огонь. Так, когда и душу тереть в труде молитвенном, она дает наконец огонь молитвенный», — пишет святитель Феофан.

В следующем тексте Рождественского цикла мы поговорим о молитвенном правиле и молитве в течение дня, как подготовиться к молитве, на какие моменты нужно обратить внимание до, во время и после молитвы. Вместе разберем предначинательные молитвы.

Мир вам и радости свыше!

Екатерина и Дарья Смирновы, Владимир Стрелов, Колледж «Наследие»

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle