Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Как учиться у детей

Поздравляю вас с первым сентября — началом нового учебного года.  По-хорошему, он должен дать нам новые знания, открыть в мире то, что мы о нем не знали, помочь увидеть что-то важное в себе и других. Кто-то из детей ждет этого первого дня учебы с нетерпением, а кто-то, наоборот, думает — когда же они, эти первые сентября, наконец, кончатся!

Но и мы, взрослые — мы тоже учимся вместе с нашими детьми. Мы тоже проходим свою школу — школу общения и любви.

Я десять лет посвятил работе с детьми и подростками, сейчас занимаюсь педагогикой в высшей школе, и видел немало счастливых семей. Я могу утверждать: при всей суете современной жизни и сегодня возможно жить так, чтобы школьные годы ребенка стали для родителей временем роста в мудрости и взаимопонимании. Что же для этого нужно?

Капля интереса

Иногда от нас требуется всего лишь капля заинтересованности в том, что интересно ребенку. Немного времени, чтобы выслушать, не перебивая. Я не все могу понимать, не со всем бываю согласен, но очень важно дать человеку право на собственное мнение, дать ему быть услышанным — уже с самого раннего возраста.

Часто родителей больше всего беспокоят чисто практические вопросы помощи в учебе. Кто-то ищет профессионалов, чтобы они помогали. Кто-то считает, что сам может помочь — тем более, что сейчас практически по любой дисциплине можно найти массу литературы. Но я думаю, что знание предметов и навык решать задачки, какими сложными бы они ни казались — это только полдела.

Немного удивления

Важнее — умение удивляться, чтобы заражать интересом и энтузиазмом. Мне на ум приходит сценарий фильма «Ключ без права передачи». Помните, одна учительница заражает детей своей любовью к литературе, да и к жизни вообще, а другая просто ведет скучный урок  и завидует этой молодой. Радость открытия — давно ли это с нами было последний раз? Помним ли мы, как это происходит? Можем ли мы этим поделиться? А без этого грош нам цена, родителям и педагогам!

Чуть-чуть терпения

Еще скажу о другой грани педагогического мастерства — умении терпеть слабость формирующейся личности, не упрекая за эту слабость, веря, что это — временно. Например, внимание ребенка слабее нашего, и может казаться вовсе невнимательностью. Между тем, нежелание осваивать определенную дисциплину может быть связано с неприятными чувствами, которые эту дисциплину сопровождают (не сложилось с учительницей, или еще что). Получается ли у нас не раздражаться, когда все кажется элементарным, а он всё не понимает? Получается ли видеть в ребенке не неудачника, а человека, которому многое дано, но, быть может, он пока этого не нащупал?

Вот и выходит, что школьные годы детей — это, в первую очередь, время воспитания родителей и педагогов.

Воспитание полоской света

У моего любимого Симона Соловейчика есть парадоксальный пример. Один из его друзей воспитывался, если можно сказать, сам. Отец не сидел с ним над уроками, не вел длинных педагогических бесед. Он много работал, даже по ночам, и полоска света, пробивающаяся из-под двери в кабинет отца — вот этот лучик и воспитывал ребенка. В результате вырос, если верить Соловейчику, образованный человек, любящий труд —выросла личность.


Кадр из мультфильма Ю.иНорштейна «Сказка сказок». 

Получается, что самое большое влияние на детей оказывает наш собственный пример. Вопрос к нам: сумели ли мы сами выстроить целостную жизнь, такую жизнь, где есть место творчеству, радости, доверию друг другу, умению справляться с трудностями и поддерживать друг друга в сложные моменты — и благодарности?

У кого учиться?

Друзья, если что-то из этих мыслей вас тронуло — не благодарите меня, потому что это не мое. Этим простым истинам я учился вместе со всеми моими воспитанниками, а еще — читая замечательных авторов, многие произведения которых есть в медиатеке Предание.ру: митрополит Антоний Сурожский, Януш Корчак, Леонид Пантелеев вместе с Антоном Макаренко, уже упоминавшийся Симон Соловейчик, архимандрит Виктор (Мамонтов)…

И сегодня я приглашаю вас вместе учиться тому, как быть примером для ребенка, на педагогическом семинаре Колледжа «Наследие», который в этом году начнет свою работу с октября. Семинар проходит уже третий год, он рассчитан на родителей, молодежных работников и педагогов воскресных школ. Мы обсуждаем вопросы организации учебного процесса, учимся читать с детьми Священное Писание и на примерах обычной детской литературы обсуждать духовные вопросы, через игру и движение прививать навыки внутренней саморегуляции. Но первое и главное, чему у нас обычно учатся  — это заново удивляться и благодарить Бога.

Занятия транслируются, так что можно участвовать в них через интернет, но в некоторых встречах рекомендуется участвовать лично. Приходите, будем ждать!

С первым сентября вас! Если есть вопросы — завайте их в блоге, с радостью отвечу.

Владимир Стрелов,
ректор Колледжа «Наследие»

 




Нужна помощь

 

Подготовка детей к школе

 

 

Учеба уже началась, однако нам продолжают приходить просьбы о покупке канцелярских принадлежностей. В России есть сотни, если не тысячи семей, для которых потратить несколько тысяч рублей на подготовку ребенка к школе — огромная проблема. А что делать, если детей несколько?

Вы можете подарить нескольким детям счастливое 1 сентября и радость от учебы.

 

 

 

Рекомендуем

«Таинство детства» архим. Виктора (Мамонтова)

Это не ученый трактат по педагогике. «Таинство детства» — живой диалог, в котором поднимаются самые разные вопросы: как воспитывать ребенка в свободе, какой может быть семейная молитва, как знакомить детей со Священным Писанием, как Бог действует в жизни маленького человека, как преодолевать проблемы подросткового возраста, вплоть до выбора профессии, спутницы жизни…
В личности о. Виктора сочетается глубокая внутренняя культура и образованность (он кандидат филолологических наук) и благодатный опыт старчества; его собеседник И.Я. Гриц — один из умнейших педагогов, умеющий ставить верные вопросы.Только кажется, что это книга про детей; ее стоит прочесть каждому взрослому (причем гораздо раньше, чем высокое богословие или аскетику, до которых еще нужно дорасти). Написанная в начале двухтысячных, пожалуй, это самая актуальная книга по православной христианской педагогике.