Статьи
«Великий пост: просто постараться не лгать себе»
Денис Собур: есть масса аскетических практик и восходящая к Античности картина мира. Эта картина мира может объяснить практически все. Но слишком часто предлагаемые ею методы не срабатывают.
Протоиерей Алексей Уминский: если мы, вступив в пост, будем все время думать: ну когда же он кончится, чтобы нам наконец-то вкусить привычной земной пищи, — тогда наш пост будет бессмысленным, потому что он не приблизит нас к Богу, не сделает нас похожими на Него.
Владимир Шалларь начал свой новый великопостный цикл. В первом выпуске: сравнение восточнохристианской и анархистской антропологии, совпадение «политологий» анархизма и исихазма.
«100 курсов лекций по библеистике»
Начался Великий пост — и это прекрасная возможность лучше узнать Откровение Божие, прослушав тот или иной курс по библеистике. Предлагаем сразу много курсов, выберите себе по вкусу.
«Сотрудник без границ. Как быть продуктивным и не выгореть»
Наталия Матвеева: клинический психолог о выстраивании личных границ на работе.
«Теодицея скептического теизма: мы не понимаем, почему Бог допускает зло»
Игорь Зайцев: Бог, безусловно, всемогущ, но Он, будучи разумным, не может не следовать законам логики, Он не допускает к существованию то, что логически невозможно.
«”Жесткая” любовь. Как выйти из замкнутого круга созависимости»
Никита Плащевский: созависимый может помочь зависимому найти свою трезвую жизнь. Для это он должен отойти и не стоять между человеком и его огнем.
«Памятник Дзержинскому или Невскому: кто придумывает «важные» вопросы, раскалывающие общество?»
Денис Собур: улыбнитесь, господа! Вы слишком серьезны в этих бессмысленных баталиях о давно умерших империях. Слишком много глупостей делается с серьезным лицом.
«Старший брат, или рыцарь френд-зоны»
Владимир Берхин: старший брат сердится. Так сердится всякий, кто решил, что знает правильный путь, но оказывается, что Любовь Божья не отнимается у того, кто не идет по этому пути.
Книги Джона Рёскина
Джон Рёскин — великий арт-критик, искусствовед, религиозный, моральный, социальный мыслитель. Влияние Рёскина сложно переоценить: он «легализовал» движение прерафаэлитов, с него началось «движение искусств и ремесел», он привил английской публике любовь к готике; он — один из зачинателей арт-образования и «креативной экономики»; он, может быть, главный философ искусства XIX в., чье влияние на мысль об искусстве продолжается до сих пор. Он — вспомним лишь несколько имен — существенно повлиял на Морриса, Толстого, Пруста. Значимо его влияние как социального мыслителя и реформатора — он оказал существенное влияние на левые теории и практики Великобритании и США; Ганди положил в основу своей социальной программы политэкономию Рёскина; он и поныне — авторитет для этического социализма. Единство эстетики, морали и политэкономии Рёскина обеспечивается его христианством, на религиозном уровне: жизнь должна быть истинной, праведной и прекрасной — христианской. Искусство и экономика есть инструменты такой жизни, и наоборот — требуется моральная, эстетическая и религиозная критика экономики. Книги Рёскина очень просты, совсем не «заумны» — но вместе с тем прекрасны и мудры в подлинном смысле слова.
— «Камни Венеции» — классическая книга о венецианском искусстве, но и больше: венецианское искусство ставится в исторический, политический, богословский контекст. Республиканские и христианские ценности, считает Рёскин, породили великое венецианское искусство; упадок этих ценностей привел к упадку венецианского искусства.
— «Прогулки по Флоренции» — аналогичная книга о флорентийском искусстве.
— «Семь светочей архитектуры» — одна из главных книг о архитектуре западного (христианского) мира. Это, во-первых, очень хорошее введение для начинающих, «для чайников» в архитектуру. Во-вторых — что нам особенно важно — здесь выражен христианский взгляд на архитектуру, христианская философия красоты и искусства, понимающей архитектуру, как искусство общественного блага, искусство создания достойный духовной среды жизни для людей. Просто посмотрим на «семь светочей архитектуры» по Рёскину: жертва, истина, сила, красота, жизнь, память, повиновение.
— «Сельские листья. Отрывки из «Современных живописцев» — сокращенная (одобренная автором) версия «Современных живописцев», первой книги Джона Рёскина. Здесь дана теория живописи, но — как и всегда у Рёскина — эстетика не отрывается от морали и теологии. Характер книги можно понять по оглавлению: принципы искусства, сила и назначение воображения, небо, реки и моря, горы, камни, растения и цветы, воспитание, нравственные правила.
— «Законы Фьезоле». По мнению автора, эта книга «заключает в себе систему наставления в искусстве, вообще применимую при обучении молодых людей и вполне элементарную для профессиональных художников». Оглавление: великое искусство есть славословие, три отдела живописного искусства, первое упражнение в прямых линиях, деление щита св. Георгия на четыре части, первое упражнение в черчении кривых, круг, об элементарных формах, об элементарном органическом строении, о двенадцати зодиакальных красках, об отношении колорита к контурам, о рисовании графической карты, о цвете и тени.
— «Теория красоты» — собрание отрывков из разных текстов Джона Рёскина: искусство и нравственность, искусство и религия, искусство и природа, условия творчества, техника в искусстве, архитектура, орнамет, публика, учение, книги.
— «Избранные мысли» — собрание отрывков их разных текстов Джона Рёскина. Вот, например: «истинное христианство, как показал Сам Учитель, выражается в преломлении хлеба, ложное христианство — в краже его… Человек, изо дня в день не зарабатывающий своего хлеба насущного, крадет его. Точно так же любая христианская церковь не может существовать без самой страшной мерзости и лицемерия, пока добродетель жизни, вполне умеренной для себя и полной служения бедным, не будет считаться теми необходимыми условиями, при которых молитвы, воссылаемые к Богу о ниспослании плодородия земле, не будут кощунством».
— «Письма и советы женщинам и молодым девушкам относительно: платья, воспитания, брака, деятельности, влияния, работы, прав и проч.» — небольшая книжка отрывков их разных текстов Джона Рёскина. Вряд ли сейчас можно считать эти рёскиновские «советы девушкам» актуальными, скорее эта книжка представляет исторический и отчасти эстететически интерес: такой образчик мышления Викторианской этики.
Другие новинки
«Круги и колеса. Лекция о символике у Питера Брейгеля»
Предлагаем вашему вниманию четвертую лекцию из цикла о Питере Брейгеле культуролога, доцента РАНХиГС Михаила Кукина. На этой встрече речь пойдет о символических формах и предметах, связанных с кругом и вращением, и их возможной интерпретацией в контексте брейгелевского творчества. Лекция для широкого круга интересующихся историей культуры и европейской живописью. Организована совместно благотворительным фондом «Предание» и клубом «Культурное дело» (РАНХиГС).
«Зелёный огонек вдали: “Великий Гэтсби” Ф. С. Фицджеральда»
Марина Михайлова, философ и филолог, вместе с порталом «Предание.ру» продолжает цикл лекций «Магический кристалл: мир и человек в романах ХХ века». Читаем вместе книгу «Великий Гэтсби» Ф. С. Фицджеральда.
Любовь — великая тема, овеянная романтикой. Верность и жертвенность, поэзия и подвиг, восторг и упоение красотой — возможно ли это в мире, где правят деньги, удовольствия и успех? Например, в Америке 1920-х годов?
Лектор: Марина Михайлова, доктор философских наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии. Филолог, историк литературы, культуролог, катехизатор. Автор и ведущая программ на радио «Град Петров».
Добавили несколько новых курсов библеиста Владимира Сорокина:
— «Семинары по Книге пророка Исаии»
— «Семинары по Книге пророка Иоиля»
«Красные врата. Советы пастыря. Избранные письма» (аудиокнига)
Книга духовника Московской епархии протоиерея Константина Островского. Она разделена на две части: в первой — «Вхождение в Церковь» — рассказывается о молитве, покаянии, о Церкви и пр.; вторая часть — «Отец в удаленном доступе» — составлена из писем автора своим духовным чадам.
«Красные врата ведут из притвора в храм. Еще не в Святая Святых к Престолу Божьему, блаженному бесстрастию, свободе от всякого греха, цели христианского пути, а в то место, куда открыт вход всякому верному, — в Церковь Божию. Войдем же в эти двери, ведь, чтобы достигнуть цели, путь нужно начать, сделать первые шаги в духовной жизни».
14 песен русского рока, размышляющих о Христе, упомянутых в лекции Янины Солдаткиной «Между Раем и Вавилоном: христианские образы в русской рок-поэзии»: Башлачев, Гребенщиков*, «Наутилиус», «Алиса», «Сплин».
*Дмитрий Быков внесен в реестр иностранных агентов.