Классика русской философии, английской литературы, современной музыки

15.09.2025
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Статьи

Книги, которые могут отвлечь от гаджетов. Что интересно читать и родителям, и детям?

Анна Ершова: разговор с Алиной Дальской, главным редактором детского издательства «Настя и Никита».


От советского радио до «Молодого папы». Сакральный минимализм Арво Пярта

Денис Маханько к 90-летию композитора: Арво Пярта, называют величайшим из живущих композиторов.


Преставилась Аза Алибековна Тахо-Годи. Вспоминаем пять ее книг

Владимир Шалларь: обзор книг, иллюстрирующих жизнь Тахо-Годи как филолога и как спутницы Лосева.


Александр Мень. Христоцентричный

Священник Вячеслав Перевезенцев: воспоминания о священнике, центром жизни которого был Христос…


«В Царстве Божием все звуки живут в любви друг к другу»: три книги православных композиторов

Владимир Шалларь к 90-летию Арво Пярта: последние десятилетия отмечены возрождением религиозной, и уже — христианской, и конкретно — православной музыки.


Искушение Ивана Цвета, церковного певчего

Жанна Сизова о повести Александра Куприна «Звезда Соломона». К 155-летию со дня рождения писателя (1870–1938).


Смирение без самоуничтожения

Протоиерей Константин Пархоменко и психолог Марина Филоник разбираются в понятии «смирение», которое слишком часто понимают неверно.


«А Я говорю вам»: что хотел сказать Христос в Нагорной проповеди. Любить врагов или ненавидеть

Стефан Парахин: внешне может выглядеть как ненависть, когда Отец Небесный удерживает дождь (и не только) от беззаконников. Но Он и в таких случаях имеет благие намерения.


Море антифилософии, Пустыня монашества. Конспект с комментариями «Теории одиночного мореплавателя» Жиля Греле

Владимир Шалларь: схолии к новейшим главам о уединении и безмолвии: к перспективе неоанахоретства.

Стрим

«Был футболистом — стал семинаристом». Непридуманные истории будущих священников

Почему так интересны истории прихода к вере? Особенно если человек совсем из другой области: учился на медика – стал диаконом, работала директором — стала свечницей, был футболистом – стал семинаристом.

В рамках наших встреч с издателями мы говорим о только что вышедшей в издательстве «Никея» книге, название которой вынесено в заголовок.

На этот раз наш гость — один из героев книги, иеромонах Хризостом (Янкин), аспирант Санкт-Петербургской духовной академии.

Как он, перспективный студент химического факультета, оказался в семинарии? Что приводит к монашеству — несчастья или, наоборот, успехи? Ждет ли разочарование того, кто поступил в духовное учреждение наивным школьником? Об этом наш разговор.

Встречу ведет Анна Ершова, редактор портала «Предание.ру» и автор книги.

Оглавление:

02:42 Как гость решил поступать в семинарию. Духовник благословил на светское и только после него на духовное образование. Поступление и учеба на химическом факультете. Мировоззренческий кризис
09:01 Об учебе на химическом факультете. Сомнения в решении поступать в семинарии. Конфликт с научным руководителем. Трата ли ли времени — светский бакалавриат?
20:27 Об учебе в Академии. О «молитве по принуждению». «Дисциплина в семинарии — самая замечательная вещь». Опыт принуждения системой и самопринуждения. Негативный опыт восприятия церковной жизни, жизни семинаристов, истории Церкви. Опыт сомнения — к лучшему. Опыт преодоления первого кризиса — очень важен
35:33 О семинаристах — детях священников: им тяжелей
47:17 Почему людям интересны истории прихода к вере, поступления в семинарию? — видишь красоту Промысла
49:51 Почему именно эти истории собраны в этой книге? — «просто в руки падало»
53:59 О решении стать монахом. Каждый призван к своему: самое сложное — понять свое призвание. О монашестве вне монастыря. Монашество — не социофобия. О специфике современного монашества. «Мне дорого внутреннее одиночество, которое я делю только с Создателем». Об академическом монашестве. Монашество — это прежде всего внутреннее состояние. «Нужно найти свою тарелку»

(Аудио)книги

«Лосев» — биография православного мыслителя, исследователя античной культуры, одного из основных философов XX в., написанная его коллегой, спутницей его жизни, хранительницей его наследия А. А. Тахо-Годи. Более чем характерная цитата:

«Слишком хорошо было в тишине и благости родной «верхушки» с иконами и книгами. Вокруг идут аресты, на улицах (на Арбате, совсем рядом) «ощущение первых христиан среди капищ». «Жутко, что может не хватить сил перед стихией сатанинской, сойдешь с ума или отупеешь. Не такие люди сдаются и побеждаются. Говорят, о. Павел после этого весь разбит» — вот какую запись в этот же день делает Валентина Михайловна, и кажется ей, что предстоит мученичество, как в древние времена. «Замучают за исповедание Христа. И только хочется, чтобы уж скорее, а главное, чтобы дал Бог силы перенести с мужеством, не отречься при всем ужасе мук и умереть во Христе». Лосевы понимали, что им не жить «церковно-свободно при этой власти». «Надо уходить в пустыню самим или “идти на подвиг исповедничества”» (тогда же). Лосевы готовы идти и в монастырь, а на подвиг исповедничества они уже пошли. Что означают книги Лосева 1927–1930 годов, как не вызов властям, как не попытку жить и мыслить свободно, пусть выраженную трудно, философским языком, нарочито сложным, но «мудрому достаточно», он поймет, а там и растолкует не слишком мудрым.

Они оба, Алексей Федорович и Валентина Михайловна, вместе дали монашеские обеты, приняв имена Андроника и Афанасии при совершении тайного пострига архимандритом о. Давидом 3 июня 1929 года. Что же касается монастыря, то явные монастыри были закрыты и разогнаны, а потаенный монастырь — жизнь Алексея Федоровича и Валентины Михайловны в миру.

Катастрофа, которую предчувствовала Валентина Михайловна, совершилась. Она была неминуема после выхода «Диалектики мифа», книги запрещенной, разгромленной, уничтоженной, после попыток сделать контрабандные вставки из «Дополнений» к «Диалектике мифа». 18 апреля 1930 года, в Страстную пятницу, а точнее в 1 час ночи с пятницы на субботу Алексея Федоровича арестовали».


«Учение о стиле» — одна из поздних книг великого православного мыслителя, одного из основных философов XX века Алексея Лосева: Что не есть художественный стиль; Художественный стиль есть нечто эстетическое, но ни в коем случае и ни в каком виде не сводится на эстетическое; Художественный стиль не есть и нечто личное, индивидуальное, но он в такой же мере, как индивидуально-личное, содержит в себе и общественное; Художественный стиль произведения не есть его идеология, но каждый художественный стиль обязательно идеологичен; Художественный стиль не есть только отражение действительности, но и обратное воздействие на действительность; и т. д. и т. п.


«Звезда Соломона» Александра Куприна (текст и две его аудиоверсии) — произведение-исток знаменитого булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Восемь юношеских лет простоял на правом («профессиональном») клиросе писатель Александр Куприн, и этот опыт впоследствии передал своим литературным героям. С одним из таких героев, церковным певчим, случится невероятная и даже более — мистическая история. И начнется она 26 апреля, в престольный праздник церкви Знамения Божией Матери.

После обедни, когда весь церковный хор вместе с духовенством приглашен «к обильному столу» и «высокие носовые и горловые ноты теноровых голосов плыли и дрожали на фоне струнного басового гудения», разворачивается дискуссия с соблазнительной темой, которая станет в дальнейшем центральной, — темой всевластия денег.

Мы узнаем, что в случае обладания большой денежной суммой, мрачный баритон Карпенко будет не прочь бросить службу и церковный хор, заложить дом и жить на проценты. Регент Среброструев, напротив, мечтает набрать «замечательный в мире хор», поехать в Москву, объездить Россию и концертировать по Европе». «Волосатый и звероподобный» бас-октавист Сугробов надеется на устройство «общего вселенского потопа», в результате которого сможет «купить хату на манер собачьей конуры», но с садом и огородом, и выращивать плоды и ягоды».

Кроме того, «мечтали вслух о вине, картах, вкусной еде, о роскошной бархатной мебели, о шикарных костюмах и перстнях, о великосветской жизни в обществе графов и баронов, о сладком ничегонеделании с возможностью спать сколько угодно часов в сутки». Иными словами, «каждый мечтал продать свою душу с величайшим удовольствием».


«Преподобный Силуан Афонский» — книга современного французского православного богослова Жан-Клода Ларше: жизнь, личность и деятельность святого Силуана; переносить мучения и страдания этого мира; переносить явления и присутствие диавола и бесов, а также скорбь и борьбу с ними; переносить скорбь удаления от Бога и утрату Его благодати; считать себя достойным адских мучений; что значит любить врагов; основания любви к врагам; условия стяжания любви к врагам; духовные плоды любви к врагам; любовь к врагам как знак и критерии духовного совершенства; любовь к врагам как условие спасения; личное спасение неотделимо от спасения мира и в определенном смысле предполагает его; желание, чтобы все спаслись, основывается на любви Божией к людям; желание, чтобы все спаслись, происходит от любви, которую имеем к Богу; желание, чтобы все спаслись, происходит от жалости и любви ко все людям; любовь и сострадание к другим и порождаемое ими желание всеобщего спасения суть плоды благодати; желание, чтобы все спаслись, проявляется прежде всего в молитве за всех людей; желание, чтобы спаслись другие, выражаемое в любви и сострадании, покаянии и молитве, подтверждает наше собственное спасение; опыт богооставленности у святого Силуана; опыт богооставленности у отцов восточной церкви; боговидение и опыт богооставленности у прп. Симеона Нового Богослова; покаяние и смирение; условия стяжания смирения; любовь Христова; кротость; значение Святого Духа в опыте и в свидетельстве святого Силуана; Святой Дух, Утешитель и опора в духовной жизни; сладость; дар радости, счастья и блаженства; дар Царствия Небесного и его благ; условия стяжания Духа Святого; как человек узнает о присутствии в нем Духа Святого; святой Силуан и святоотеческая традиция; и мн. др.


«Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории со включением краткой повести об Антихристе и с приложениями» — наравне с «Великим инквизитором» Достоевского это произведение может быть причислено к основным текстам русской мысли. Обновили собрание аудиоверсий книги.


«Северный свет» — роман о противостоянии одного честного журналиста, редактора небольшой провинциальной газеты, и огромного медиахолдинга, чья цель — не сообщение правды, а нажива. Помимо того что свобода слова и измена ей СМИ — одни из основных проблем современного общества, роман этот говорит и о более фундаментальной вещи — возможности борьбы горстки людей за правду против системы (праведники против мира сего). Добавили две аудиоверсии книги.


Обновили собрание текста и аудиоверсий «Петербургских повестей» Гоголя; добавили аудиоверсию гениальнейших «Записок сумасшедшего» (1959 г. Читает Александр Джобинов).


«Вольтер: pro et contra. Личность и идеи Вольтера в оценке русских мыслителей и исследователей» — антология текстов о Вольтере: «Санкт-Петербургских ведомостей», Екатерины II, Ломоносова, Фонвизина, Карамзина, Пушкина, Белинского, Гоголя, Страхова, Писарева, Михайловского, Лопухина, Герье, Шпета, Луначарского, Аверинцева и др.

Музыка

«Симфония № 1, Коллаж на тему B-A-C-H, Pro et contra, Tabula rasa» — собрание произведений Арво Пярта, живого классика композиторской музыки XX–XXI в., великого православного творца. Здесь собраны его шедевры еще советской эпохи: Симфония №1 (Полифоническая) (1964), Коллаж на тему B-A-C-H (1964), Pro et contra, концерт для виолончели с оркестром (1966), Tabula rasa, концерт для двух скрипок, подготовленного фортепиано и струнного оркестра (1977).


Арво Пярта называют величайшим из живущих композиторов. Он остается прежде всего автором, прославившим своим творчеством православную веру, в которой неизменно черпает вдохновение. Здесь представлены произведения Арво Пярта, подобранные Денисом Маханько для его материала «От советского радио до “Молодого папы”. Сакральный минимализм Арво Пярта».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle