30 лет назад 2 декабря отошел ко Господу старец Порфирий Кавсокаливит. 27 ноября 2013 г. он решением Синода Вселенской Патриархии он был причислен к лику святых.
Наш современник, в котором как будто ожил один из древних молитвенников и чудотворцев. Ученик афонских старцев, большую часть своей жизни он проводит как духовник больничного храма в центре шумных Афин. Но это не мешает ему молиться и славить Бога.
Его автобиография написана с детской простотой; читая ее, хочется и плакать, и смеяться от радости, что Бог бывает настолько близок. Кого-то из «ученых» смущает, что старец как будто отвергает аскетику и слишком много говорит о любви Божией. Но вслушаемся в то, что подразумевает старец под Божественной любовью: это не только восторг чувств, но и крест болезни, который он вымаливает у Бога…
«Житие и слова» (текст и аудио) — сборник, составленный по воспоминаниям старца. Здесь можно скачать эту книгу в форматах для чтения и аудиоформате. В книге воспоминаний старца Порфирия приоткрываются тайны души монаха.
Как душа возгорается желанием жить с Богом? С чего начинается сосредоточенная молитва? Что такое любовь Божия? Как Бог заботится о Своих избранных чадах? Здесь говорится не столько о «технике» подвижничества, сколько о том, ради чего человек выбирает жить с Богом.
Жития подвижников часто «причесываются»: убираются неожиданные, непонятные моменты, рассказы меняются по стилю, переводятся на классический язык богословия. В данном издании у читателя есть возможность прикоснуться к непосредственному опыту старца Порфирия. Вот о радости христианства:
«Жизнь моя стала сплошной радостью и ликованием. Тогда я жил среди звезд, в бесконечном пространстве, в духовном небе! После того как я ощутил благодать Божию, все дары приумножились. От радости не ходил по земле. Тогда открылось у меня обоняние, и я стал различать все запахи. Открылось зрение, открылся слух. Я стал издали все узнавать, распознавать животных и птиц. По пению я знал, что это за птица; дрозд ли, воробей, зяблик или соловей, скворец или клест. Всех птиц я различал по пению. В конце ночи, на рассвете, я радовался трелям соловьев, дроздов, всех, всех птиц… се, что видел, переводил в молитву. Все обращал на себя. Почему птичка поет и славит Создателя? Так хотел делать и я.
То же самое и с цветами. Цветы я различал по их аромату, а их благоухание слышал на расстоянии получаса ходьбы. Различал траву, деревья, воды, скалы. Да, я разговаривал даже со скалами! Как я смотрел на них! Я спрашивал их, и они рассказывали мне все тайны Кавсокаливии. Это глубоко затрагивало меня, и я приходил в умиление. Все я видел через призму благодати Божией.
Я одно понял, что, когда кто-либо познает Христа, возлюбит Его и будет возлюблен Им, тогда все становится прекрасным, святым, радостным и легким.
В Божественной благодати я чувствовал великую радость, веселие и успокоение.
Свет, радость, веселие. Христос — весь свет, Он всем источает радость и веселие».
«Цветослов советов» (текст и аудио) — сборник изречений старца Порфирия Кавсокаливита и рассказов о нем, извлеченных из разных публикаций. Изречения систематизированы по рубрикам «Брак», «Ссоры», «Любовь» и пр.
«— Мой духовник в отъезде, Геронда, и я хотел взять у Вас благословение, чтобы завтра причаститься.
— Есть кто-то, кого ты ненавидишь?
— Нет, Геронда.
— Хорошо. Причащайся».
«— Моя дочь, Геронда, ведет греховную жизнь. Как мне ее спасти?
— Своей собственной святостью. Только так. Святость родителей спасает их детей.
Услышав эти слова, мать в отчаянии залилась слезами, считая святость чем-то совершенно для нее недостижимым. Тогда Старец сказал ей: «Не думай, что святость — это нечто недоступное для человека. Освятиться легко. Надо только стяжать смирение и любовь».
«Иной раз лучше промолчать и не разбирать поступки других. Я вспоминаю отца Порфирия, который говорил: “Когда ты отругаешь виновного, то что он станет делать? Он не только не станет тебя слушать, но еще и будет стараться защититься и доказать тебе, что ни в чем не виноват. Душа его закроется еще больше. Но если ты не будешь его ругать, душа его смягчится, вы станете друзьями, и рано или поздно он придет и признает свою ошибку. Поэтому будем чаще обращаться к Богу с теми просьбами, какие мы хотели бы высказать ближним. Хотим, например, чтобы муж стал лучше, переменился, покаялся? Выскажем это Богу, а супруга будем продолжать любить”».
Поучения старца Порфирия Кавсокаливита подойдут как новоначальным верующим, так и тем, кто искушен в православном богословии. Это чтение для тех, кто хотел бы обрести надежду на Бога и укрепиться в ней. Его наставления о молитве вдохновляют на то, чтобы молиться не из обязанности, а ради Встречи с Богом.
Источником богословия старца Порфирия служат Священное Писание, жития, богослужение Церкви, пропущенные через личный опыт подвижника, — и это придает его богословию характер поистине Вселенского Православия.
Старец Порфирий Кавсокаливит не столько учит, сколько делится своим опытом жизни в Боге; он — человек, поистине возлюбивший Христа более всего на свете:
«Христос — это всё. Он — радость, Он — жизнь, Он — свет, свет истинный, который делает так, что человек радуется, стремится ввысь, видит всё, видит всех, болеет за всех, хочет, чтобы все были вместе с ним, и все — рядом со Христом… Далеко отстоят от Христа скорби, уныние, нервозность, переживания, воспоминания жизненных травм, браней и страдания. Всё это бывает в нашей жизни. Мы торопимся туда, бежим сюда, но всё напрасно, и мы нигде не можем остановиться. Но где мы обретем Христа, пусть это будет даже пещера, там мы остаемся, и боимся уйти, чтобы не потерять Его…»
«Дети и молодежь» — собрание поучений старца Порфирия Кавсокаливита о детях и молодежи, о семье и воспитании.
Вот несколько заголовков: «Мальчик взбунтовался из-за вашей гордости; «Вы их любили, но и оказывали на них давление»; «Но ведь и ты поступаешь как тиран»; «Родители не должны сердиться на своих детей».
Цитаты:
«Однажды, находясь в местечке Агия Румели, на Крите, отец Порфирий, побеседовав с местным священником, отцом Георгием, попросил того отойти в сторонку, чтобы он мог помолиться. Отец Георгий отошел и вскоре задремал и уснул. Разбудил его топот ног большой группы туристов-бойскаутов из Европы, которые проходили рядом с тем местом, где он сидел. Посмотрев по сторонам, он увидел отца Порфирия, стоящего на краю обрыва и благословляющего проходящих мимо молодых людей. Когда туристы прошли, Старец повернулся к священнику и сказал: «Ты знаешь, какие это хорошие ребята? Но они подобны овцам, не имеющим пастыря».
«Старец однажды сказал мне: “Как-то раз ко мне пришли юноши и девушки. Это были несчастные ребята. Чего только они в своей жизни не перепробовали, они совершили все какие ни есть плотские грехи, но я люблю их”.
Отец Порфирий не оправдывал проступки молодых людей: он характеризовал их как плотские грехи, но вместе с тем он любил их как драгоценные души, за которые Христос умер. Своей любовью он, подобно магниту, притягивал к себе людей и постепенно излечивал их от служения плоти.
Такое отеческое отношение Старца было неправильно понято некоторыми блюстителями нравственности, которые были разочарованы в отце Порфирии. Прогрессисты же, напротив, ликовали, полагая, будто Старец “терпимо относится” к плотским грехам. Ни те, ни другие не понимали, что грех нельзя победить ни суровым осуждением грешника, ни преступной “легализацией” его падения. Старец успешно боролся с грехом, любя грешника и помогая ему осознать ответственность за свое падение и возможность своего во Христе освобождения как от падений, так и от их последствий, через покаяние, прощение и жизнь в Боге. Он хотел вести эти души в новую жизнь, а не терзать их прошлым».
«Только так человек и может спастись: когда он раскаивается не потому, что его осуждает кто-то со стороны, но когда его обличает собственная совесть изнутри».