Мы подготовили великопостную рассылку — для тех, кто хочет большего, чем формальное. Подписаться.
История возникновения
Воскресный день, знаменующий середину Четыредесятницы, называется Крестопоклонной Неделей. Это связано с перенесением одной из частей Креста (его подножия) из Апамеи в Константинополь при императоре Иустине (Юстине). Однако непонятно, при каком именно. Первый правил в 518–527 гг., второй чуть позже – в 565–578 гг. Но очевидно, что это событие произошло в VI веке.
Возможно, изначально оно отмечалось в конкретный день. Но позднее стало праздноваться в 3-е воскресенье Великого поста. Перенос связан с тем, что на буднях Четыредесятницы не положено совершать какие-либо торжества и полную Литургию.
С этой Недели в Византии начинался особый подготовительный период (катехизация; с греч. «поучение», «наставление») для желающих принять таинство Крещения. Общее Крещение совершалось в Великую субботу. А вынос Креста в середине поста и поклонение ему играло в процессе просвещения важную роль.
Значение
Название Крестопоклонной Недели и сам чин поклонения отсылает нас к главной теме богослужения этого дня – к страданиям Спасителя и Его орудию смерти. Также в богослужении встречаются молитвы, связанные с притчей о мытаре и фарисее (Лк 18:10–14). Дело в том, что до X века это евангельское зачало читалось не в подготовительный период к Великому посту, а в третье или четвертое воскресенье поста. Так было в Иерусалимской Церкви, которая и оказала влияние на богослужебные традиции других Поместных Церквей.
Евангелие, посвященное Кресту (Мк 8:34–9:1), в Константинополе начали читать в 3-е воскресенье Четыредесятницы с IX–XI веков. В нем Спаситель призывает каждого христианина отвергнуть себя, взять крест свой и следовать за Ним. Это чтение ставит перед нами один из важнейших вопросов. Когда мы следуем за Спасителем, то в каком обличье мы предстоим рядом с Ним? Идем ли мы на Голгофу для того, чтобы пострадать и воскреснуть, или же направляемся туда для того, чтобы распять Невинного своими грехами?
Песнопения воскресенья и седмичных дней Крестопоклонной Недели связаны с подвигом несения поста и преодолением его половины. Церковь говорит, что Крест и Воскресение нельзя воспринимать отдельно друг от друга. Нет Креста без Воскресения, но вначале всегда Крест. Эта мысль выражена, например, в светильне (песнопении, которое звучит после 9-й, заключительной, песни канона на Утрени) Кресту:
Церковнославянский текст: Крест Христов честны́й днесь предложе́нный ви́девше поклони́мся, и верно возвесели́мся, облобыза́юще любовию, на сем волею распе́ншагося прося́ще Господа, сподо́бити всех нас, и Кресту честно́му поклони́тися, и дости́гнути Воскресение неосужде́нно. | Русский текст: Крест Христов драгоценный узрев в сей день пред нами возлежащим, поклонимся и с верою возвеселимся, с любовию его лобзая, и на нем добровольно распятого Господа прося удостоить всех нас и Кресту священному поклониться, и Воскресения всем достигнуть неосужде́нно. |
Богослужебные особенности
Накануне воскресного дня на вечернем богослужении совершается торжественное изнесение Креста из алтаря на центр храма для всеобщего поклонения. Вынос Креста идентичен тому чину, который совершается в другие дни его особого почитания: в праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) и Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня (1/14 августа). Во время пения великого славословия («Слава в вышних Богу»; один из древнейших христианских гимнов) священник в алтаре трижды кадит престол и лежащий на нем Крест со всех сторон. При пении Трисвятого он выносит Крест из алтаря на середину храма. Совершается троекратное поклонение Кресту и его целование. По обычаю в это же время совершается помазание верующих освященным маслом под пение особых молитв.
На воскресной литургии мы не услышим привычное песнопение «Святый Боже». Вместо него будет петься молитва на поклонение Кресту: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко».
Со среды Крестопоклонной седмицы на Литургиях Преждеосвященных Даров вплоть до среды Страстной седмицы произносится особая ектения. Она содержит прошения об оглашаемых – тех, кто готовится принять таинство Крещения. Молящиеся просят Бога, чтобы Он укрепил, просветил и причислил к «святому Своему и избранному стаду» будущих христиан.