Компас на пути к Пасхе. Крестопоклонная Неделя

Священник Алексей Ремизов

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Мы подготовили великопостную рассылку — для тех, кто хочет большего, чем формальное. Подписаться. 

История возникновения

Воскресный день, знаменующий середину Четыредесятницы, называется Крестопоклонной Неделей. Это связано с перенесением одной из частей Креста (его подножия) из Апамеи в Константинополь при императоре Иустине (Юстине). Однако непонятно, при каком именно. Первый правил в 518–527 гг., второй чуть позже – в 565–578 гг. Но очевидно, что это событие произошло в VI веке.

Возможно, изначально оно отмечалось в конкретный день. Но позднее стало праздноваться в 3-е воскресенье Великого поста. Перенос связан с тем, что на буднях Четыредесятницы не положено совершать какие-либо торжества и полную Литургию.

С этой Недели в Византии начинался особый подготовительный период (катехизация; с греч. «поучение», «наставление») для желающих принять таинство Крещения. Общее Крещение совершалось в Великую субботу. А вынос Креста в середине поста и поклонение ему играло в процессе просвещения важную роль.

Значение

Название Крестопоклонной Недели и сам чин поклонения отсылает нас к главной теме богослужения этого дня – к страданиям Спасителя и Его орудию смерти. Также в богослужении встречаются молитвы, связанные с притчей о мытаре и фарисее (Лк 18:10–14). Дело в том, что до X века это евангельское зачало читалось не в подготовительный период к Великому посту, а в третье или четвертое воскресенье поста. Так было в Иерусалимской Церкви, которая и оказала влияние на богослужебные традиции других Поместных Церквей.

Евангелие, посвященное Кресту (Мк 8:34–9:1), в Константинополе начали читать в 3-е воскресенье Четыредесятницы с IX–XI веков. В нем Спаситель призывает каждого христианина отвергнуть себя, взять крест свой и следовать за Ним. Это чтение ставит перед нами один из важнейших вопросов. Когда мы следуем за Спасителем, то в каком обличье мы предстоим рядом с Ним? Идем ли мы на Голгофу для того, чтобы пострадать и воскреснуть, или же направляемся туда для того, чтобы распять Невинного своими грехами?

Песнопения воскресенья и седмичных дней Крестопоклонной Недели связаны с подвигом несения поста и преодолением его половины. Церковь говорит, что Крест и Воскресение нельзя воспринимать отдельно друг от друга. Нет Креста без Воскресения, но вначале всегда Крест. Эта мысль выражена, например, в светильне (песнопении, которое звучит после 9-й, заключительной, песни канона на Утрени) Кресту:

Церковнославянский текст:
Крест Христов честны́й днесь предложе́нный ви́девше поклони́мся, и верно возвесели́мся, облобыза́юще любовию, на сем волею распе́ншагося прося́ще Господа, сподо́бити всех нас, и Кресту честно́му поклони́тися, и дости́гнути Воскресение неосужде́нно.
  Русский текст:
Крест Христов драгоценный узрев в сей день пред нами возлежащим, поклонимся и с верою возвеселимся, с любовию его лобзая, и на нем добровольно распятого Господа прося удостоить всех нас и Кресту священному поклониться, и Воскресения всем достигнуть неосужде́нно.

Богослужебные особенности

Накануне воскресного дня на вечернем богослужении совершается торжественное изнесение Креста из алтаря на центр храма для всеобщего поклонения. Вынос Креста идентичен тому чину, который совершается в другие дни его особого почитания: в праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) и Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня (1/14 августа). Во время пения великого славословия («Слава в вышних Богу»; один из древнейших христианских гимнов) священник в алтаре трижды кадит престол и лежащий на нем Крест со всех сторон. При пении Трисвятого он выносит Крест из алтаря на середину храма. Совершается троекратное поклонение Кресту и его целование. По обычаю в это же время совершается помазание верующих освященным маслом под пение особых молитв.

На воскресной литургии мы не услышим привычное песнопение «Святый Боже». Вместо него будет петься молитва на поклонение Кресту: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко».

Со среды Крестопоклонной седмицы на Литургиях Преждеосвященных Даров вплоть до среды Страстной седмицы произносится особая ектения. Она содержит прошения об оглашаемых – тех, кто готовится принять таинство Крещения. Молящиеся просят Бога, чтобы Он укрепил, просветил и причислил к «святому Своему и избранному стаду» будущих христиан.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle