С подготовительных недель перед Великим постом мы начинаем ежевоскресный рассказ о смысле, истории и литургических особенностях каждого воскресного дня этого периода.
История возникновения Недели о блудном сыне
Событие, которому посвящен отдельный воскресный день (по-славянски — Неделя), было выделено в богослужебном календаре не ранее VI века. Это произошло в результате распределения особым образом чтений Евангельских повествований (зачал) в Иерусалимской Церкви.
Неделя о блудном сыне не сразу заняла привычное для нас место в подготовительном периоде. Изначально ей было отведено третье воскресенье поста. Именно в этот день иерусалимские христиане слышали рассказ о том, как младший сын сбился с истинного пути. Сведения об этом сохранились и сегодня в литургии в Неделю святителя Григория Паламы. Многие тексты из этой службы содержат парафраз из Евангелия о блудном сыне. Темы и идеи евангельской притчи (Лк 15:11–32) выражены и в молитвах будних богослужений второй недели Великого поста.
Постепенно подход к чтению евангельских зачал был изменен в Константинополе. Теперь последние недели перед постом стали отмечаться особенными чтениями, которые настраивают верующего на вступление в новый духовный период. После X века Неделя о блудном сыне становится сначала первой, а затем второй подготовительной неделей перед Великим постом.
Значение
Каждая подготовительная неделя связана с главной темой Великого поста — искуплением и спасением человечества. Смысл Недели о блудном сыне, наверное, лучше всего раскрывает седален (богослужебное песнопение, исполнение которого допускается слушать сидя) из канона на Утрени:
Церковнославянский текст: Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою. | Русский текст (иером. Амвросия (Тимрота): Объятия отеческие открыть мне поспеши: блудно я растратил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Ныне не презри обнищавшего моего сердца, ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: «Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!». |
Эта молитва входит не только в состав богослужения второй подготовительной недели, но и в чин монашеского пострига.
Трогательные слова богослужебного текста отражают настроение, к которому готовит нас Церковь. С одной стороны, осознание своей греховности, духовной нищеты и недостоинства. С другой — надежда на прощение и встречу с любящим Отцом.
Богослужебные особенности
О приближении важного духовного периода нам напоминает песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», исполнение которого начинается в Неделю о мытаре и фарисее и продолжается до пятого воскресного дня Великого поста (включительно).
Еще одно заметное отличие — пение на Утрени после хвалебных псалмов (134-го и 135-го) полного тоски и печали 136-го псалма «На реках вавилонских»:
Церковнославянский текст: На река́х Вавило́нских, та́мо седо́хом и пла́кахом, внегда́ помяну́ти нам Сио́на. Аллилу́иа. На ве́рбиих посреде́ его обе́сихом орга́ны на́ша. Аллилу́иа. Я́ко та́мо вопроси́ша ны пле́ншии нас о словесе́х пе́сней и ве́дшии нас о пе́нии. Аллилу́иа. Воспо́йте нам от пе́сней Сио́нских. Аллилу́иа. Ка́ко воспое́м песнь Госпо́дню на земли́ чужде́й? Аллилу́иа. Аще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́. Аллилу́иа. Прильпни́ язы́к мой горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко в нача́ле весе́лия моего́. Аллилу́иа. Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мския, в день Иерусали́мль, глаго́лющия: истоща́йте, истоща́йте до основа́ний его́. Аллилу́иа. Дщи Вавило́ня окая́нная. Блаже́н и́же возда́ст тебе́ воздая́ние твое́, е́же воздала́ еси́ нам. Аллилу́иа. Блаже́н и́же и́мет, и разбие́т младе́нцы твоя́ о ка́мень. Аллилу́иа. | Русский текст: При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских». Как нам петь песнь Господню на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень! |
Псалом поют только трижды в году: в Неделю о блудном сыне и в две последующие подготовительные недели.
Эту песнь пели евреи, когда были в Вавилонском плену (за 600 лет до пришествия в мир Спасителя), духовными причинами которого стали нечестие народа и измена истинному Богу. Находясь в изгнании, они тоскуют по своей родной земле, где были разрушены не только их дома, но и Храм Господень в Иерусалиме. Евреи остались абсолютно одни на чужой земле. Даже родственный им идумейский народ (сыны Едомовы) радовался их разгрому. Вавилон — это образ города-богоборца. И все потомство его («дочь Вавилона») является греховным, страстны́м. Поэтому от его «детей» (имеются в виду страсти) надо избавляться в самом начале, пока они не выросли и не укоренились в наших душах.